Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Экстренно новорождённым
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Три Талачи Николая Шульгина
СИТУАЦИЯ
    «Работать можно, лишь бы не мешали»
    А своим – пеньки да тычки
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    Не по принуждению, а по желанию
ЭКСПЕРИМЕНТ
    Не зарастёт народная тропа
1941-1945
    «Отчизны верные сыны»
ТелеМАНИЯ
    Per Aspera Ad Astra*: 40 и 1 год полёта. Часть 2
ЗАПИСКИ СТАРОЖИЛА
    На Земле – гора, на горе – убур
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Взгляд назад...
ВЫХОД В СВЕТ
    «Со стороны солнца»
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Приезжайте 9 мая в Читу
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
    Грядёт кинофестиваль
НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ
    С верой и любовью к жизни
КОПИЛКА ОПЫТА
    Окно в Европу
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ЗДОРОВЬЕ
    За помощью – к матушке-природе
ФАЗЕНДА
    Не просто сотки, а земля-кормилица
Выпуск № 16 от 17.04.2018 г.
Per Aspera Ad Astra*: 40 и 1 год полёта. Часть 2
*Per Aspera Ad Astra (лат.) – Через тернии к звёздам
Зритель свыкается с мыслью, что космические «блокбастеры» способна снимать только мировая «фабрика грёз». Сегодня продолжаем развенчивать этот миф – в «Телемании» продолжение истории появления самого масштабного в СССР легендарного космического проекта «Через тернии к звёздам»!
Земляне на «летающих тарелках»

    После утверждения литературного и режиссёрского сценариев в середине лета 1978 года на базе киностудии им. Горького и её филиала в Ялте началась технологическая подготовка к съёмкам, в том числе к созданию разномасштабных макетов звездолётов. 
    «Тернии» стали первым фильмом за всю историю мирового фантастического кино, где земные космонавты бороздили просторы вселенной на кораблях в форме гигантских дисков. До фильма Викторова «правом» полёта на «летающих тарелках» обладали только представители внеземных цивилизаций.
    
Дом из будущего

    Солнечный мир будущего XXIII века нашёлся на южном побережье Крыма, в живописном местечке, расположенном в паре километров от посёлка с романтическим названием Новый Свет. Здесь было решено разместить дом семейной династии космонавтов и биологов Лебедевых (см. фото). Необычное двухэтажное архитектурное сооружение строилось как полноценный дом: фундамент, стены, крыша. Только вместо бетона использовали недорогой асбест. Слухи о необычной «космической вилле» будущего разнеслись по всему Крыму и далее. Киношников без конца одолевали разные «состоятельные» граждане, предлагающие Викторову... продать дом.
    
Планета в... Средней Азии

    Ужасающие, масштабные ландшафты гибнущей в результате глобальной экологической катастрофы планеты Десса нашлись в Таджикистане, неподалёку от городка Исфара, в районе бывших и действующих нефтедобывающих и перерабатывающих заводов. Холмистая местность, искорёженная эрозией и обезображенная отходами углеводородов, имела такой жуткий вид, что не нуждалась в комбинированных съёмках. В начале апреля 1979 года начались съёмки...
    
В жидком космосе

    Невесомость – «ужас» режиссёров, снимающих космическую фантастику. Добиться парения человека в воздухе – одна из самых сложных задач в кино. Самым первым, кому это удалось с максимальной реалистичностью, стал легендарный Павел Клушанцев в фантастическо-научно-популярном фильме «Дорога к звёздам» (1957 г.). С разработанной советским гением особой системой подвесок актёра на фоне декораций работал и С. Кубрик в своей «Космической одиссее 2001 года». Остальные режиссёры по причине сложности этой системы предпочитали использовать в своих фильмах звездолёты с искусственной силой тяжести. Памятуя о сложных подвесных сооружениях «невесомости» и ограниченных, хотя и эффектных, возможностях, Викторов решил подойти к задаче новаторски и сделал то, чего не делал ни один режиссёр-«космист» в мире – «подвесил» космонавтов в... воде!
    Для съёмок использовали готовый прыжковый бассейн гостиницы «Ялта» в одноимённом городе. На дно установили декорации разрушенной инопланетной космической станции «Гайя». Актёров и каскадёров одели в специально разработанные для съёмок скафандры с кислородными приборами, не оставляющими в воде воздушных пузырей. Научно-исследовательский институт кино создал специальные осветительные электроприборы большой мощности для работы под водой. Бассейн заполнили фильтрованной кристально чистой H2O, которая затем ещё отстаивалась в течение трёх суток.
    
Взрывающиеся солнца

    «Космонавты» и операторы шагнули, наконец, в гидрокосмос, и тут началось нечто весьма опасное: экспериментальные осветительные приборы, едва погрузившись под воду, начали взрываться! Один за другим. Через каждые 30 секунд. Представьте, что испытывали актёры и операторы в подводном пространстве, заполненном десятком ламп высокой «солнечной» яркости и мощности. Ситуацию спас главный оператор, находящийся на «суше»: обладающий немалой силой, он один за другим успел повыдёргивать из воды все осветительные приборы, опутанные кабелями. Но снимать гидрокосмос надо было как-то продолжать. 
    Далее все лампы погружались исключительно в сопровождении опытных аквалангистов. Подводники с точностью профессиональных баскетболистов, едва услышав, как осветительные приборы начинали издавать характерное шипение, откидывали лампы за долю секунды до взрыва – благодаря этому никто не пострадал. Риск стоил того – получившаяся «невесомость» поражала своей достоверностью.
    
Настоящий «звездолёт»

    Интерьеры звездолёта «Астра» были построены на Горьковской студии и тоже отличались необыкновенной реалистичностью и функциональностью. Иначе говоря, если бы строился подобный космический корабль в реальности, он выглядел бы именно так. Двухэтажная конструкция включала командный центр звездолёта, исследовательский и биомедицинский комплексы, пассажирские каюты, коридоры и палубы.
    
Клон действует

    В середине лета 1979 года съёмочная группа выехала в Крым. Наибольшая нагрузка легла на Елену Метёлкину, исполнительницу главной роли – гуманоида-клона, девушки Нийи. В одной из сцен фильма Нийя прыгает в море с двадцатиметровой высоты. Прыгала спортсменка-каскадёр, под воду на глубину в десять метров погружалась уже сама актриса с грузом более десятка килограммов. 
    На протяжении всех съёмок Ричард Викторов держал главную героиню фильма «в чёрном теле»: когда в перерывах все купались и загорали, не разрешал выходить из номера, чтобы не испортить «космическую» бледность. Елене не разрешалось поздно ложиться и пить на ночь много жидкости (несмотря на жару), чтобы сохранить большие глаза Нийи, поскольку в её гриме акцент делался именно на них.
    
Биомасса

    Наибольшие трудности на «Дессе» киношникам доставил генетический материал для выращивания клонов, смертельно опасная субстанция, поглощающая любую органику, – биомасса. Её роль «исполнили» поролон и пена из пожарных брандспойтов. В сцене, где биомасса пытается поглотить землян, в поролон залезли четыре человека в аквалангах и принимали угрожающие позы.
    
Тернии войны

    На фильм «Через тернии к звёздам» были выделены огромные по тем временам деньги – свыше пяти миллионов рублей (смета «обычного» фильма составляла от 200 до 250 тысяч). Но в декабре 1979 года советские войска вошли в Афганистан, и спустя несколько дней бюджет «Терний» сократили до 1,7 миллиона рублей. Из-за этого Викторову пришлось с великим сожалением расстаться с планами показать зрителю аэрокосмические транспортные флаеры, кошмарных животных-мутантов Дессы, армию главного злодея планеты карлика Туранчокса, битву с морскими чудовищами на планете Океан и прочее. 
    Кстати, об этих чудовищах! Художник фильма К. Загорский изобразил в эскизах таких отвратительных океанских гадин, что один их вид, даже на бумаге, вызывал ужас. «Отцу» знаменитых голливудских «чужих» – алиенов, художнику-швейцарцу Гансу Рудольфу Гигеру, было явно далеко до фантазии русского кинохудожника
    Для «Терний» огромное урезание бюджета обернулось едва ли не катастрофой всего проекта. Всё вышеперечисленное пришлось безжалостно удалить. Расстроенный режиссёр с болью в душе продолжал съёмки, пытаясь с неимоверным трудом сохранить целостность картины.
    
Терминатор Бармалей

    В фильме действует бортовой экспедиционный робот Бармалей. Он должен был выглядеть этаким сверкающе-зеркальным гигантом- «терминатором», но из-за сокращения бюджета фильма и сроков его сдачи, а также безалаберности «робототехника» режиссёру была представлена идиотская конструкция, сваренная из… цинковых вёдер. Конструктор чудом избежал побоев. В результате Бармалей стал андроидом с пневматической оболочкой (см. фото), внутри которой «скрывался» известный советский артист Алексей Ванин (известный не только своими талантами, но и большой силой и выносливостью).
    
Через тернии – к триумфу

    Выстраданный Ричардом Викторовым и долгожданный зрителями «блокбастер» «Через тернии к звёздам» вышел на экраны СССР в августе 1980 года. Картина, снятая в широком формате, шла с аншлагами и в нашем «Удокане». Фильм с немыслимым для тех лет, даже в урезанном размере, бюджетом в 1,7 миллиона рублей в первый же день всесоюзного проката окупил вложенные деньги! Такое не снилось ни одному голливудскому блокбастеру. Представители мировой «фабрики грёз» оценили производство картины Викторова в астрономическую сумму – 200 миллионов долларов. В реальный бюджет фильма заокеанские продюсеры просто отказывались верить. Интересно, что если «Через тернии к звёздам» в соответствии с задумками Викторова взялись снимать бы в наше время, то картина обошлась бы примерно в полмиллиарда (!) долларов! Достойный астрономический бюджет для такого «астрономического» мегапроекта. Кинополотно о мире будущего и космических мирах, которым Земля протянула руку помощи, ещё до начала проката в СССР раскупили десятки стран, в том числе и США.
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования