Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Трудовым династиям – виват!
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Хозяин «Аргала»
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Не выноси, мол, сор из избы?
    Учили детей и... защищали Родину
СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ
    Компенсация за ремонт
ЗДОРОВЬЕ
    В ДКБ разработана уникальная методика
КАК ЖИВЕШЬ, ГЛУБИНКА?
    Батакан: ржа времён, да люди золотые
ДОБРОЕ ДЕЛО
    До ста лет жить можно!
    Тариф «Дождались»
ТелеМАНИЯ
    Морские приключения по-полосатому. Часть 2
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Страшная рыбалка
ЗАПОВЕДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    Родина моя журавлиная
ВЫХОД В СВЕТ
    Крути педали… в театр
И Я ТАМ БЫЛ...
    В гостях у агрошколы
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
    Задача – сохранить
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ДВИЖЕНИЕ - ЖИЗНЬ
    Лыжня Анатолия Кулькова
ФАЗЕНДА
    Внимание – луговой мотылёк!
Выпуск № 21 от 22.05.2018 г.
Морские приключения по-полосатому. Часть 2
Опаснейшие хищники в кадре с самыми «обычными» людьми – актёрами. Полное отсутствие заградительных вольер, решёток и спецэффектов в большинстве эпизодов. Беспрецедентный случай в истории мирового кинематографа. Была, конечно, в своё время «тарзаниана» с одинокими львами, пантерами и т.п. Но с таким количеством хищников на свой страх и риск не работала ни одна кинокомпания в мире. Советский «Ленфильм» был первым. Продолжаем рассказ о съёмках незабываемой и любимой многими поколениями зрителей картины режиссёра Владимира Фетина. Итак, внимание! Вновь уходим в «Полосатый рейс». Отдать швартовы...
Два тигросудна

    Пока вторую половину мая и июнь 1960 года люди и полосато-хвостато-мохнатые актёры занимались павильонными съёмками, в ленинградском порту к бортам теплохода «Матрос Железняк» приварили решётки. Палуба ржавого судна превратилась в одну большую клетку, куда выпустили тигров и льва, чтобы привыкли к новым условиям. В отличие от палубы, внутренние помещения судна были в отличном состоянии, и целый ряд сцен (обед с вылавливанием из борща старпомовского хронометра, радиорубка с ошалевшим от страха радистом, приём ванны «укротителем»...) был снят в интерьерах «Матроса Железняка». Затем группа переехала «на натуру» в Одессу, где был уже полностью подготовлен двойник «Железняка» – сухогруз «Фрязино», имеющий более «товарный» вид. Согласно сценарию, ему дали поэтическое название «Евгений Онегин». Через пару месяцев начались съёмки «Полосатого рейса».
    Рычащих артистов боялась вся съёмочная группа, исключая, разумеется, занятую в главной роли актрису и дрессировщицу Маргариту Назарову да её мужа (тоже дрессировщика) Константина Константиновского.
    
Как свинью тиграм «подкладывали»

    О первых днях съёмок Евгений Леонов рассказывал следующее: «Мы приехали на корабль, красивый очень. Ко мне подошли режиссёр, оператор и радостно сказали: «Ты, Женя, не волнуйся, мы тут покумекали и придумали очень смешной эпизод. Посадим тебя в клетку, выпустим тигров и посмотрим, что будет». Я говорю: «Нет, я не согласен. У меня семья, маленький сын». Меня уговорили. Сами все попрятались. Режиссёр-то, Фетин, смелый-смелый, а сам залез на мачту, оттуда, дескать, всё видно – руководить легче. Оператор спрятался в железный ящик, выставил камеру. Посадили меня в клетку, выпустили тигров. Полосатые подошли, понюхали и пошли палубу осматривать. Тигры не бросаются – комедия не получается. Режиссер орёт: «Дрессировщик, почему твои животные не бросаются на артиста?» «Это они к нему принюхиваются, – говорит, а сам запихивает ко мне в клетку живого поросёнка и шепчет: «Леонов, ты это… возьми вилку, поколи поросёнка, а то тигры на него не реагируют» «Ага, сейчас! – говорю. – Тебе надо, ты и коли, у меня другая профессия». Зато что творилось через минуту, когда тигры учуяли поросёнка! Они его через прутья поцарапали. Поросёнок визжит, тигры от этого ещё больше свирепеют. Я ору, поросёнка прижимаю. А поросёнок от страха озверел, на меня стал кидаться. Тигры рычат, поросёнок визжит, я кричу: «Дрессировщик, стреляй, гад, не то всех сожрут». Дрессировщик выстрелил в воздух, но тигрица Кальма от этого визга и грохота бросилась в море. Час её спасали и спасли, конечно...»
    
Кота за хвост!

    Кроме Леонова, боялся тигров известный комик Алексей Смирнов, исполнивший роль Кныша, сказавшего в «Рейсе» знаменитую фразу: «А я слышал, что тигры человеческими жертвами питаются». Актёр целый месяц ходил возле клеток и подкармливал тигров ради того, чтобы получился эпизод, где он тащит громадного хищного котищу за хвост. Но на самом деле он смог уговорить себя дотронуться лишь до кончика хвоста. И не он волок тигра, а тигр «вёл его за собой». На большее у артиста доблести не хватило.
    
Пивко полосатому

    Фетин долго пытался сделать комический эпизод, которого не было в сценарии: один из тигров в отместку должен был «пометить» человека-обидчика. Заставить огромную полосатую кошку сделать интимные «малые дела», казалось, невозможно. Но когда киногруппа обедала, режиссёр, коварно сговорившись с оператором и одним из осветителей, в складчину купили несколько бутылок пива. Было жарко. Пуршу – одному из самых умных и покладистых тигров – подсунули полную миску. Пурш долго принюхивался и... принялся жадно лакать. Выпил до дна. Облизнулся. Радостные киношники щедро подсунули ещё одну. Хищник не отказался... Спустя час начались съёмки. Несколько кадров было испорчено, поскольку тигр то и дело задирал лапу на всех и на всё. Актёры хохотали, недовольный костюмер то и дело менял им костюмы. Когда дошло до эпизода со Смирновым, Пурш сделал своё «мокрое» дело изящно и легко. Эпизод, даже при довольно строгой цензуре, вошёл в фильм.
    
«Задне-эротично», ругательно, комично

    Всё тот же талантливый Пурш сыграл в одной из самых знаменитых сцен «Полосатого рейса», когда герой Евгения Леонова принимал ванну. Поначалу горе-укротитель Шулейкин должен был заниматься водными процедурами спиной к камере. Леонова при этом заменял дублёр Константиновский. Однако поворачиваться спиной к тигру дрессировщик отказался: «Это неинтересно и несмешно. Нужно сидеть лицом. Поговорите с Леоновым». Актёр наотрез отказывался, тогда ванну отгородили от животных пуленепробиваемым стеклом. Когда установили освещение, оператор заявил, что будут блики, и зритель обо всём догадается. Режиссёр решил стекло убрать, но Леонову об этом не говорить. Как только тот разделся, плюхнулся в ванну (под ней спрятали дрессировщика) и намылился, стекло незаметно убрали и впустили тигра, который сразу направился к артисту и стал его нюхать. Тот открыл глаза и... (дальнейшее каждый видел не единожды), увидев здоровенную кошачье-полосатую морду в десятке сантиметров от своего носа, Леонов ахнул, голышом выскочил из ванны и бросился бежать, сверкая задней частью тела, роняя хлопья пены и выкрикивая при этом ненормативные слова. Игры не было – всё произошло самым натуральным образом; разумеется, слова остались затем за кадром, а Фетин долго-долго извинялся и уговаривал артиста продолжить съёмки.
    
Ужас оператора и…

    Когда снимали заплыв на пляж, то с борта корабля клетки с тиграми опустили краном в море, а затем открыли. Но тигры к берегу плыть не захотели – начали взбираться на конструкцию. Наверху клетки сидел оператор Дмитрий Месхиев. Он увлёкся, прильнув к камере, и вдруг увидел, что в объективе показалась огромная мохнатая лапища! Тут уж Месхиев очень резво бросил тяжеленную камеру тиграм и ласточкой сиганул в море.
    
…Ланового

    В последующей сцене «Рейса» снимался мужественный красавец №1 советского кино Василий Лановой. Актёр по-прежнему любит вспоминать свою знаменитую сцену и особенно фразу: «Красиво плывут! Та группа в полосатых купальниках». Забавно, что для усиления эффекта «ужаса» Лановому сделали особый парик, где волосы «вставали дыбом».
    
Тигрица в самоволке и… кочегарке

    Впрочем, в тот день волосы «встали дыбом» безо всякого парика у всей съёмочной группы, и не только. Снимали выход тигров на пляж. Небольшой заливчик отгородили забором четырёхметровой высоты, надставили его оградой, далеко уходившей в море, чтобы у тигров был только один путь – на пляж. Вызвали пять нарядов милиции. Снимать решили рано утром, когда на взморье ещё нет отдыхающих, но собралось аж 15 тысяч зевак! Первой приплыла Лойда, самая талантливая из тигриц. После морского купания она почувствовала необыкновенный прилив сил. Разбежалась, прыгнула, передними лапами зацепилась за край забора, подтянулась и... перемахнула через барьер! Толпу зрителей словно ветром сдуло, причём во главе с милицией. Тигрица ушла в город, Маргарита Назарова бросилась за ней. Догнала. Но не сразу.
    Лойда, заинтересованная приятным запахом, бесшумно вошла в кочегарку при лодочной станции. Дежурившего там кочегара жена потчевала завтраком. Женщина пышная, полногрудая допивала кофе, когда неожиданно рядом с собой увидела тигриную морду. В мгновение ока дама выскочила в... форточку! Причём габариты женщины по крайней мере в два раза превосходили «пропускную способность» форточки. Когда тигрицу поймали, жена кочегара, оправившись от пережитого, уже смеясь, удивлялась: «Да как же это я так?!» Муж подкалывал: «Ты рыбкой, рыбкой нырнула». – «А сам-то!» «Сам» с тарелкой недоеденного украинского борща, как был в одних носках, вскочил на горячий котёл и, приплясывая, вопил: «Караул! Караул!»
    Скандал поднимать не стали. Съёмочная группа отделалась лёгким испугом, автографами актёров и застольем в доме семьи кочегара.
    
Р-ррр-триумф, или Тигры по системе Станиславского

    27 июня 1961 года в СССР состоялась премьера комедии, ставшей в самые короткие сроки (наравне с только выпущенной лентой А. Гайдая «Самогонщики») главным лидером проката года. Лишь за три месяца кинотеатров картину Владимира Фетина увидело около 50 миллионов человек! Комедию закупило множество стран, включая США. Любопытно, что в Европе (в ГДР и ФРГ) комедия шла под названием «Спасайся, кто может!».
    Западных кинематографистов фильм поразил прежде всего тем, что все сцены с участием тигров – подлинные, без монтажа, кукол-муляжей и спецэффектов. Русские сделали совершенно уникальный, хотя и комедийный, но самый опасный фильм в мире. Один американский кинокритик заявил о заслуге тех, кто сумел научить тигров «играть» по системе Станиславского: «Тигры в комедии – это какой-то невероятный факт».
    Советские партийные чиновники были очень довольны, что слова Никиты Сергеевича Хрущёва удалось воплотить в хорошую, популярную комедию. В гневе была лишь министр культуры Екатерина Фурцева – всё из-за леоновского «заднего эротизма» (может, она просто предпочитала Ланового?).
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования