Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ВПЕРВЫЕ
    И сап, и бруцеллёз
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    «Любовь к детям родилась вместе со мной…»
    Берегите сельского учителя
О ВАЖНОМ
    Почему хромают все сравнения?
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Дышать – не надышаться… без рояля
НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ
    Молодожёны в фокусе
ВОТ ТАК ЛЮДИ!
    Я слеп, я счастлив и был в Париже
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
    «Нас слышат. Нам помогают»
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
    Besuch in Wolgograd*
    Заглянуть во фронтовые архивы
ТелеМАНИЯ
    Морской дьявол и великая морская кинолегенда
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Капризный карась
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Призрачное поле
ВЫХОД В СВЕТ
    Козёл-канатоходец, Билан и Лазарев
ИСПЫТАНО НА СЕБЕ
    «Муж на час» по-читински
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ПО ЗОВУ ДУШИ
    «Нас мало, но мы в тельняшках»
ЗДОРОВЬЕ
    Грибная аптека
ФАЗЕНДА
    Никакой кризис не страшен
Выпуск № 32 от 07.08.2018 г.
Морской дьявол и великая морская кинолегенда
1893 год – первые фотографии мира безмолвия, сделанные французом Луи Бутаном.
1926 год – первые цветные подводные фото, сделанные американцами.
1913 год – первые подводные киносъёмки. Оператор – американский газетчик-репортёр Джон Эрнест Уильямсон.
1914 год – Уильямсон снял первый подводный фильм с хронометражем 60 минут под названием «Подводная экспедиция Уильямсона» (сам автор даже не замочил ног, поскольку снимал из наблюдательной кабинки под килем баржи).
1943 год – изобретение французами Жаком-Ивом Кусто и Эмилем Шаньяном подводных «лёгких» – акваланга.
Начало 1960-х годов – первые документальные короткометражные подводные фильмы и художественные ленты, для которых короткие «подводные» сцены снимались в специальных бассейнах киностудий.
1961 год – первый в мире полнометражный художественный фильм с участием актёров, действие которого, помимо суши, происходило под водой, в естественной (!) морской среде...
США: «Эти сумасшедшие русские…»

    Итак, к началу 1960-х годов зрители только начинали знакомиться с тайнами океана, благодаря, в первую очередь, отважным операторам: итальянцу Фолько Квиличи и французу Жаку-Иву Кусто. Русские тоже не собирались отставать – снимали эпизоды «гидрокосмоса» для научно-популярных короткометражных фильмов. Опыта по крупномасштабным съёмкам под поверхностью океанов и морей не имела ни одна кинодержава. О полноценных художественных полнометражных картинах в то время вообще никто не помышлял, и когда в мире узнали о том, что в СССР в начале 1961 года запущен в производство художественный фильм с подводными съёмками, да ещё и в естественных условиях, что было беспрецедентно в истории кино, сообщение вызвало шквал скепсиса. В США откровенно смеялись над «странными, самонадеянными, сумасшедшими русскими», предрекая полный провал затеи. Газета «Нью-Йорк таймс» писала: «Не имея ни опыта, ни техники, русские затеяли снимать под водой фильм с актёрами...» Но уже сформированная в начале 1960 года группа студии «Ленфильм», не обращая внимания на ядовитые уколы западных масс-медиа, с энтузиазмом принялась за абсолютно новое дело.
    
Тандем – «амфибия»

    Совершенно фантастическая и несбыточная, как считали американцы, затея впервые пришла в голову Владимиру Чеботарёву в 1960 году. Начинающий режиссёр мечтал снять какой-нибудь красивый и необычный фильм. К его идее присоединился опытный коллега Геннадий Казанский, за плечами которого было шесть фильмов, включая знаменитую сказку «Старик Хоттабыч», изобилующую спецэффектами.
    Просматривая так называемый «сценарный портфель» «Ленфильма» среди массы материалов (в основном на военно-патриотические, производственные темы и экранизации классиков русской литературы), Чеботарёв случайно натолкнулся на сценарий с броским и необычным названием «Человек-амфибия», первоисточником которого был одноимённый фантастический роман Александра Беляева. Режиссёр, неравнодушный с детства к фантастике, сразу понял: «То, что надо!»
    Кстати, в этом году первой публикации «Амфибии» Беляева – 90! 90 лет назад читатели молодого СССР на страницах популярного журнала «Вокруг света», издаваемого поныне, впервые познакомились с удивительной, яркой, можно сказать, сенсационной работой ленинградского писателя, написанной за год до того – в 1927 году.
    
От революции – к любви и океану

    Авторы сценария Гольбурт, Каплер и Ксенофонтов внесли существенные изменения в сюжет Беляева – киновариант литературного первоисточника превратился в романтическую мелодраму с латиноамериканской экзотикой. Революционная борьба классов была оттеснена на второй (если не на третий) план, уступив невероятно красивой, трагической истории любви человеко-рыбы Ихтиандра и юной Гуттиэре.
    
Per Aspera Ad... Aqua

    Чеботарёва не смутил тот факт, что сценарий уже читали многие коллеги по цеху, но никто не рискнул его ставить. Главная причина – отсутствие технологий подводных съёмок, тем более с актёрами. Несмотря на несбыточность постановки, режиссёр всё же решил переговорить со знакомыми подводниками. Узнав о возможностях акваланга и сделав лично несколько погружений, режиссёр пришёл к выводу, что его мечта вполне осуществима. Чеботарёв прекрасно понимал, через какие сложности предстоит пройти, осуществляя проект, невиданный не только в истории отечественного, но и мировом кинематографа. Главные трудности – финансовые затраты, съёмочная аппаратура и актёры, которым предстоит работать на глубине океана. К тому же главный герой фильма, человек-амфибия Ихтиандр, должен действовать в кадре без акваланга!
    И всё же загоревшаяся удивительным проектом группа творцов решила рискнуть. Кто-то, переиначив крылатое выражение на латыни «per aspera ad astra» («через тернии к звёздам»), тогда произнёс: «Per аspera аd аqua» («через тернии к воде или под воду»).
    
Мегаподводный блокбастер
Каким он мог быть

    Начали с подсчёта затрат. Смета «Амфибии» получилась по тем временам просто баснословной, если не безумной, – свыше трёх миллионов рублей! Съёмки предполагалось проводить на Красном море, известном своей роскошной подводной фауной и прозрачностью воды (идеальная видимость до 90 метров!). От всех искусственных водоёмов авторы решили категорически отказаться – только натура! В октябре 1960 года обратились к египтянам, те дали согласие, но, увы, спустя месяц отношения с Египтом и СССР разладились. Киношники бросили взор на соседний берег Красного моря.
    Был составлен договор с властями Объединённой Арабской Республики на свободное передвижение советской киногруппы по всей прибрежной акватории моря и его береговой линии. Для подстраховки, на случай неблагоприятных подводных условий, щедрые арабы совершенно бесплатно были готовы предоставить русским возможность работать в местном океанариуме (на тот момент самом большом в мире). Была даже достигнута соответствующая договоренность с Жаком-Ивом Кусто – известный океанограф дал добро и был готов оказать любую посильную помощь. Оставалось только зафрахтовать местный корабль, и можно было бы начать съёмки первого в мире подводного двухсерийного (!) блокбастера. Но земная реальность начала перекрывать творцам «кислород»...
    
«Санкции» министра Фурцевой

    Екатерина Фурцева, тогдашний министр культуры СССР, заявила от имени партии и правительства, что такие фильмы советскому народу не по карману. Смету пришлось ужимать, потому что вместо миллионов выделили всего 400 тысяч рублей (стоимость обычного «сухопутного» художественного фильма). Из двухсерийного фильма оставили одну серию. Заменили «широкий формат» на «широкий экран». Красное море «перекрасили» в отечественное – Чёрное. Под латиноамериканский «город контрастов» было решено «загримировать» (и впоследствии неплохо получилось) Баку... Но даже тогда не удалось уложиться в предлагаемую сумму. Началась чиновничья волокита, потянулось время... В конце концов, в первых числах февраля 1961 года изрядно «похудевший» задумками и финансами проект «Человек-амфибия» был всё же утверждён к производству. Однако авторы не унывали: фильм они ещё могли вытянуть высокое мастерство самого рискового оператора «Ленфильма» Эдуарда Розовского, имевшего опыт подводных погружений, и молодых актёров. Последних, правда, только предстояло найти, а затем ещё обучить работать глубоко под водой…
    15 Ихтиандров и 10 Гуттиэре. Акулы в упряжке. Сверкающая тайна костюма человека-амфибии. Когда рыба жрёт декорации. Автомобиль против Ихтиандра. Вертинская действительно утонула! Триумф «Амфибии», выбитые стёкла в кинотеатрах и «морской дьявол» с вояжем по СССР. 21 век: Ихтиандр – девушка, Гуттиэрре – юноша! Продолжение истории создания самого уникального «подводного» фантастического фильма – в следующей нашей встрече.
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования