Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
НАША ГОРДОСТЬ
    Юный Кулибин из села Кактолга
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Как получить жильё на селе
НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ
    Смоленка. Актив. Точка. Ру
БЕЗ РЕТУШИ
    На двух берегах Унды
НУ И НУ
    Оазис в даурской степи
ДАТА
    Говорит и показывает Чита
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Шапп д’ Отрош в русской бане
ТелеМАНИЯ
    «Хищник». История кинолегенды. Часть I
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Удовлетворение личных потребностей
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Стук-постук…
ВЫХОД В СВЕТ
    Ревва и Галустян в Чите
Возвращаясь к публикации
    Синтез правды и кривды
ПО ЗОВУ ДУШИ
    О радио и не только
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Суперпапа
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Моё деревенское детство
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
ЗДОРОВЬЕ
    Сказ про то, как змий зелёный войной на Русь ходил
ФАЗЕНДА
    Брусничный марафон
СОВЕТУЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ
    Храним картофель правильно
Выпуск № 41 от 09.10.2018 г.
«Хищник». История кинолегенды. Часть I
...Стена почти непроходимого зелёного ада – южно-американских джунглей. Адская жара. Адская влажность. Зверьё, ядовитые гады и тучи отвратительных насекомых. Простому человеку здесь не место, если он не вооружён и специально не подготовлен. Но тогда он уже точно обречён и сам становится Добычей, Трофеем, Призом. Именно так – с большой буквы. Ибо в зелёном аду он ступил в охотничьи угодья Нечеловека, известного, как Хищник...
Совсем недавно по всему миру, включая и нашу страну, прошли показы долгожданного сиквела – продолжения одноимённого цикла фильмов «Predator». Речи о финансовой удачности проекта не идёт. Сегодня мы обращаемся непосредственно к его первоисточнику – самой первой киноленте, легенде мирового фантастического кинематографа, известной едва ли не каждому забайкальцу. Сегодня в «Телемании» картина «Хищник» и её история.
    
Рокки буцкает пришельца

    Поговаривают, что всё началось с того, что после выхода в 1984 году картины «Рокки 4», где американский супербоксёр Рокки Бальбоа (С. Сталлоне) в финале отбуцкал советского супербоксёра с «типичным» русским именем Иван Драго (Дольф Лундгрен), после чего по Голливуду долгое время ходила шутка, что, мол, Рокки надавал люлей всем на Земле, и ему теперь надо нокаутировать кого-нибудь из космоса. К примеру, инопланетянина из одноимённого фильма С. Спилберга. Начинающие, но весьма продвинутые сценаристы Джим и Джон Томас («Дикий, дикий Запад» (1999), «Миссия на Марс» (2000)), желающие написать какой-нибудь сногсшибательный сценарий фантастического фильма, ухватились за эту шутку всерьёз. Вскоре появилась литературная основа картины, где агрессивный пришелец сражался с крутым землянином один на один, и тот разнёс космического злодея в пух и прах.
    
На «ринг» выходит Арнольд

    Сами братья Томас заявляют, что история с голливудской шуткой – лишь забавная выдумка. В реальности они задумали сюжет, где некий союз инопланетных охотников устраивает сафари на людей-землян. Ещё на стадии написания в нём предполагалось участие в главной роли суперзвезды Арнольда Шварценеггера. Сам сценарий назывался «Охотник». Во время обсуждения написанного с Арни сценаристы отказались от противостояния главного героя один на один с Охотником, уж слишком это «разило» сталлоновщиной). В итоге герою-одиночке в качестве подкрепления подкинули отряд соратников-спецназовцев.
    
«Хищный» режиссёр и пришелец № 1

    На проект «Охотник» весной 1986 года продюсерами студии «XX век Фокс» было выделено 15 миллионов долларов (на сегодня с учётом инфляции – порядка 33 миллионов), что было не так уж и мало для боевика с сюжетом, который не давал особых гарантий на успех. Ставить фильм доверили по существу дебютанту в зрелищном кино – 36-летнему режиссёру Джону Мактирнану («Крепкий орешек» (1988), «Последний киногерой» (1993), «Афера Томаса Крауна» (1999)). За его плечами был тогда единственный и довольно средний триллер «Кочевники».
    Большой поклонник фантастики, Мактирнан сразу увидел в пришельце-охотнике этакого неуловимо-быстрого «ниндзя» – хитрого, незаметного и смертоносного. Художники проекта сделали первые наброски (см. иллюстрацию) – невероятно страшную тварь с ногами, имеющими по два сустава (нижние – коленями назад, как у рептилий), длинными руками, клювообразным носом и кошмарной собакообразной головой со здоровенными овальными глазами. Режиссёр был в буйном восторге и потребовал от художника-постановщика проекта воплотить это в реальный костюм.
    Мактирнан также заявил, что фильм он планирует снимать в самых настоящих дремучих глинистых джунглях Мексики. Продюсеры и члены съёмочной группы содрогнулись, заранее представляя «комфорт» натурных съёмок, но стерпели творческие планы режиссёра. В будущем об этой киноэкспедиции будет сказано: «Это не история съёмок фильма. Это история выживания съёмочной группы».
    
Датч, спецназовцы и… бельгиец

    Пока шла подготовка к съёмкам, проходил кастинг актёров. В соратники Датча продюсеры подыскали не менее высоких, крепких и мускулистых актёров: Карла Уэзерса (полковник Диллон) (см. фото с Ван Даммом), исполнившего в недавнем прошлом роль боксёра Аполо Крида в картинах «Рокки-3» и «Рокки-4», профессионального рестлера Джесси Вентуру, коренного американца Сонни Лэндхэма (см. фото) и других. Кстати, Сонни был «боевым» не только в фильме, но и за кадром – задиристый по природе мистер Лэндхэм был большим любителем подраться, да так, что на съёмочную площадку его пускали только с телохранителем, задачей которого было защищать от Сонни остальных.
    На роль Охотника пригласили ещё тогда почти никому неизвестного киноединоборца из Европы – 25-летнего Жана-Клода Ван Дамма. Молодой бельгиец прямо таял от мысли, что его партнёром станет сам «железный Арни». Но вскоре Жан-Колд проклял весь проект…
    
Джунглевые кинострадания

    Съёмки фильма начались 14 апреля 1986 года. По признанию актёров и всей группы, они были самыми тяжёлыми и изматывающими за всю их карьеру. Просыпаться приходилось около трёх часов утра (или ночи?), чтобы репетировать перед съёмками, поскольку световой день в эту пору в джунглях заканчивался уже после 7–8 вечера. А вокруг было полно насекомых, змей и т.п. В «репетицию» входили и марш-броски актёров-«спецназовцев», которых нещадно гонял вполне реальный армейский офицер. Шварценеггер потерял 11 килограммов веса, как и сам режиссёр – тот из-за плохого питания, поскольку боялся подцепить какую-нибудь болезнь. Мактирнан, кстати, единственный не страдал диареей из-за плохо очищенной воды, что была в местной гостинице.
    
Из Охотника – в Хищника

    «Пострадало» и название будущего фильма – уже был отснят ряд сцен «Охотника», как вдруг выяснилось, что картина с таким же названием уже существует (триллер-боевик 1980 года режиссёра Б. Кьюлика), а телевизионщики уже второй год гнали в американский эфир одноимённый сериал. Мактирнан не стал расстраиваться и тут же предложил «Охотника» «перекрестить» в «Хищника», чем вызвал горячее одобрение продюсеров и коллег.
    
Разочарованные

    Наконец в конце мая в джунгли был доставлен костюм из резины и пластика теперь уже не Охотника, но Хищника (см. фотоиллюстрацию). Увы, такой эффектно-угрожающий на эскизах и в моделях, в реальности он оказался небольшим, уродливым и жалким. Разочарованию киношников не было предела. Вдобавок выяснилось, что этот уродец имел два сустава на каждой ноге, а значит, актёр не мог двигаться самостоятельно, и его надо было поддерживать сверху на тросах. В условиях джунглей это было почти невозможно.
    
Ван Дамм в джунглях

    К прибытию костюма явился на площадку и исполнитель роли Хищника Ван Дамм. Когда костюм был надет на Жана и были сняты первые кадры, честолюбивый бельгиец понял, в какой попал переплёт: во-первых, ходить и бегать ему пришлось при помощи подвесок; во-вторых, в костюме было страшно жарко; в-третьих, он был крайне неповоротливым (как уж здесь покажешь своё искусство восточных единоборств?). И самое главное: честолюбивый Ван Дамм узнал, что за весь фильм он будет в маске Хищника, и его лицо ни разу не мелькнёт в кадре. Фактически его пригласили быть каскадёром инопланетной твари.
    После съёмок первых сцен бельгийца буквально трясло от злости и негодования, из-под маски пришельца неслось: «Идиотская башка, ненавижу её, ненавижу. Ненавижу!» и ещё кое-что, не очень печатное. Чтобы как-то сорвать злость, бельгиец подрался с одним из каскадёров, заявил, что не собирается быть «ходячим спецэффектом» с «закрытой мордой», и уже на третий день был уволен.
    
Хищно, обезьянисто и… нестрашно

    Время шло. Капризного бельгийца заменили... обезьяной, но попытки надеть красный костюм Хищника на примата были встречены горячим протестом последнего, да и скакать по команде людей по джунглям он явно отказывался. Наконец на роль жестокого охотника из космоса нашёлся афроамериканец Кевин Питер Холл – выносливый, работящий парень ростом 2 метра 20 см. А тут ещё режиссёр увидел отснятые материалы: Хищник смотрелся настолько нелепо, смешно и неуклюже, что Мактирнан совсем расстроился: с таким героем фильм из боевика превращался в детскую комедию. Костюм монстра был отправлен на студию. Съёмки приостановили. Проекту грозило закрытие. Режиссёр совсем было приуныл, но вдруг...
    Но об этом – в следующей нашей встрече.
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования