Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ДОБРОЕ ДЕЛО
    Строй – не хочу
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    В гостях у читинских староверов
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Уборочная. Чернышевский район
ЗДОРОВЬЕ
    Тот, кто вселяет уверенность
НА ТЕМУ ДНЯ
    К службе готов!
ДАТА
    К юбилеям читинского телерадиовещания
    Геометр Анна Вольховская
ЗНАЙ НАШИХ!
    Ах, годы мои, годики
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
    Памяти друга
ТелеМАНИЯ
    «Хищник». История кинолегенды. Часть 2
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Держи ноги в тепле
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Плац
ВЫХОД В СВЕТ
    «Синяя птица» на читинской сцене
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ФАЗЕНДА
    Ваше Колючество
Выпуск № 42 от 16.10.2018 г.
В гостях у читинских староверов
В этом году в Чите официально открылся храм во имя Святого священномученика и исповедника Аввакума, принадлежащий Русской православной старообрядческой церкви. Путь к открытию был долог…
Богаче всех богатых и славнее всех славных тот,
Кто живёт в вере Христовой и творит дела,
Угодные Господу.
    Протопоп Аввакум Петров
    
    Представление о современном старообрядчестве у многих забайкальцев весьма смутное. В лучшем случае при упоминании староверов всплывают несколько фамилий из школьного курса истории и, если повезёт, литературы, да фестиваль «Семейская круговая», который популяризовал культуру семейских старообрядцев в последние несколько лет.
    Наш разговор с Владимиром Егоровым, председателем Читинской старообрядческой общины, начался с краткого ликбеза об истории Русской православной старообрядческой церкви, которая берёт своё начало с середины XVII столетия.
    – Реформа 17 века расколола русское общество, и то, что было раньше, осталось на позициях старообрядческой церкви. Патриарх Никон стал вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «никонианами», или новообрядцами. Сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной, или господствующей, а своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольники». На них они свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни в чём не изменив своей родной православной церкви. Поэтому они справедливо называют себя православными старообрядцами, староверами или древнеправославными христианами, – рассказывает Владимир Николаевич.
    Фактически изменений и нововведений было несколько. Например, было введено троеперстие вместо двоеперстного крестного знамения.
    – Различий много; например, по уставу, в написании некоторых богослужебных книг; служба литургии изменена, крёстный ход не по солнцу, а против солнца… Очень важное изменение – крёстное знамение не двоеперстное, а троеперстное, – говорит Владимир.
    Отличаются у старообрядцев и молитвы. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками – «знамёнами» или «крюками».
    – У нас унисонное пение на церковнославянском языке. Допустим, если в новообрядческой церкви пение больше похоже на оперное, как у католиков, то у нас унисонное. Кстати, у греков такое же.
    Иконы у нас византийского письма, портретного письма у нас не существует. Ну и те святые, которые были канонизированы в новообрядческой церкви после раскола, у нас не признаются, – добавляет Владимир.
    
«Мы открыты для всех»

    Старообрядческая община в Чите небольшая – немногим больше двадцати человек во всём городе. Поэтому новый старообрядческий храм стал ещё и центром сплочения читинских староверов.
    – Так вышло, что в Чите не было ни одного старообрядческого храма. Мы ютились по квартирам, воинским частям, чтобы совершить службу. Духовные центры были во многих городах, сейчас вот и у нас появился. Единственная проблема – у нас пока нет священника, мы считаем, что как только он появится, приход сразу разрастётся, и народ придёт, – объясняет председатель общины.
    Пока же читинских староверов окормляет отец Сергий из Амурской области. Но приезжает он раз в два месяца, поэтому это не очень удобно ни местным староверам, ни самому отцу Сергию. К сожалению, говорит Владимир, многие старообрядцы уезжают из Забайкалья. Вот и недавно из-за кризиса в другой регион из Читы переехало две большие семьи.
    – Старообрядческая церковь распространена по всему миру – США, Канада, Латинская Америка, Европа. В 2013 году под окормление Московской митрополии Русской православной старообрядческой церкви перешла православная община в Уганде, – рассказывает Владимир.
    Владимир Егоров к старообрядческой вере пришёл двадцать лет назад. Говорит:
    – Люди по-разному приходят к вере, кто-то через страдания, кто-то через познание, но ищущие всегда придут. Главное – сначала нужно научиться быть христианином, прежде чем стать им.
    Конечно, среди старообрядцев существует и свои течения, основные из которых – поповство, единоверие и беспоповство.
    К слову, современную культуру и технологии старообрядцы не отрицают. Есть у них своя художественная литература, в том числе и детская, кинематограф, музыка, СМИ, живопись. Особенно рекомендуют режиссёра Николая Досталя и его исторический сериал «Раскол», который подробно рассказывает историю старообрядчества. Против интернета и социальных сетей ничего не имеют, хотя отмечают, что пользоваться ими нужно разумно: «Всё можно, но не всё полезно».
    – Традиционного повседневного костюма, у нас, как правило, нет. Есть несколько правил, которые нужно соблюдать, например, при посещении храма мужчина должен быть в рубахе с длинным рукавом, женщина обязательно в юбке и с покрытой платком головой и плечами. Разве что у мужчин обязательно должна быть борода. Но ничем мы не отличаемся от людей, только вероисповеданием, – объясняет Владимир.
    Можно сказать, что Читинская старообрядческая община только начинает свою работу, но первые шаги уже сделаны – построен храм, понемногу налаживается общественная работа.
    – Мы открыты для всех, – говорит Владимир Егоров, – любите друг друга, и мир вокруг нас станет чище и лучше.
    
    Екатерина ФИЛИППОВА

Под Покровом святым
Совместный «Покровский концерт» дали музыканты Читы и Читинской епархии.
    «Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской православной церкви. Во всех храмах проходят праздничные богослужения. Творческая интеллигенция города впервые в истории культуры нашего края решила посвятить этому празднику отдельный концерт, объединив таким образом светскую и церковную традиции», – сообщает пресс-служба краевого министерства культуры. 
    Организатором концерта стало училище искусств в сотрудничестве с епархией, которая активно поддержала идею. На концерт были приглашены митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий, председатель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Павел Матвеев, председатель молодёжного отдела иерей отец Валерий, иерей отец Артемий с супругой, сотрудник епархиального управления Татьяна Вдовина. Со стороны творческого сообщества Забайкалья – оркестр русских народных инструментов, хор «Камертон», клиросный хор храма Рождества Иоанна Предтечи, старший хор краевого лицея для творчески одарённых детей, преподаватели отделения народных инструментов Забайкальского училища культуры и другие. 
    Зрители также смогли полюбоваться выставкой работ «Да придут народы к Свету Твоему…» заведующего художественным отделением училища культуры, члена Союза художников России Андрея Максимова. 
    Вход на концерт был свободным. 
    
Наследники Аввакума
В Доме русского зарубежья в Москве 1–2 октября прошёл Всемирный старообрядческий форум. Грандиозную встречу священнослужителей, общественников, учёных, бизнесменов России, Белоруссии, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии, Украины и других стран организовал Культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума.
    Событие эпохальное – на одной площадке собрались представители древлеправославной веры всех основных согласий, чтобы обсудить общие проблемы и сохранить те духовные и культурные ценности, которые объединяют современных старообрядцев, несмотря на видимые вероучительные различия. 
    Как сообщается на сайте http://rpsc.ru, участники конференции обсудили состояние староверия в современном мире, проблемы сохранения веры и культурных традиций в условиях глобализации и влияния новых технологий на повседневную жизнь; актуальное состояние, проблемы государственно-церковных отношений; укрепление и развитие старообрядческих организаций России и зарубежья; развитие межстарообрядческого сотрудничества в сфере культуры и социального служения. Также темой для обсуждения стала подготовка празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума в 2020 году. 
    Отдельно обсуждалось содействие староверам, переселяющимся в Россию из дальнего зарубежья и современное состояние и перспективы развития старообрядческого предпринимательства.

Яндекс цитирования