Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
О ВАЖНОМ
    Аптечка для бурёнки
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
    «Земля», с победой!
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    «Мы помогаем людям вернуться домой»
ДАТА
    Говорит и показывает Чита
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Ратная слава Журавлёва
ДОБРАЯ ВЕСТЬ
    Книгу Апрелкова ждите к декабрю
ТелеМАНИЯ
    Великий человек в великом фильме
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Баба Дуся
ВЫХОД В СВЕТ
    Бои на татами и концерт маме
ПО ЗОВУ ДУШИ
    И песня – жизнь его – для вас!
НУ И НУ
    Фантасты Забайкалья
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ПРОШУ СЛОВА!
    Однокурсники! Откликнитесь!
КРИК ДУШИ
    Наших детей оставили неучами!
ФАЗЕНДА
    Не то пальто
Выпуск № 45 от 06.11.2018 г.
Великий человек в великом фильме
101-й годовщине Октября посвящается…
В эти дни Союз Советских Социалистических Республик готовился бы к празднованию 101-й годовщины великого события. Но нашу сверхдержаву и её мечту растоптали, уничтожили. Однако событие это, имя коего – Великая Октябрьская Революция 1917-го – продолжает, несмотря ни на что, оставаться в кинокартине, чья 81-я годовщина также отмечается в эти «красные» ноябрьские дни календаря. Сегодня в «Телемании» – классика советского кинематографа, фильм писателя, сценариста и режиссёра Михаила Ромма «Ленин в Октябре».
Сталин и Ленин с цементного завода

    1936 год. Подготовка к 20-летию Великой Октябрьской революции. В феврале на «Мосфильме» и «Ленфильме» объявлен конкурс на сценарий и фильм о революции и Ленине. Курировать это мероприятие взялся сам глава СССР и большой любитель кинематографа Иосиф Виссарионович Сталин.
    Задача перед кинематографистами была чрезвычайно сложная – предстояло воплотить первый «звучащий» образ В.И. Ленина и его второе за всю историю художественного кино появление на экране. До этого первый и единственный раз Ильич появился в немой картине Сергея Эйзенштейна «Октябрь» (1927). Его роль сыграл... рабочий московского цементного завода Василий Никандров, имевший с вождём лишь портретного сходство. В остальном, как отозвался об «игре» актёра поэт и критик В. Маяковский, «...Никандров был похож не на Ленина, а на все статуи с него... Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения, и за этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли...»
    Так, что авторам будущей новой картины к 20-й годовщине Октября предстояло создать нового, живого, подлинного вождя Революции и мирового пролетариата.
    
Лидеры – мосфильмовцы

    К началу 1937 года в творческой гонке лидировали москвичи со сценарием Алексея Каплера под рабочим названием «Восстание». Ленинградцы поотстали, поскольку сценарий Николая Погодина «Человек с ружьём» не был принят с первой попытки. Для столичных киношников победа в этой гонке была особо важна, поскольку на тот момент «Мосфильм» стоял на грани, как сейчас бы сказали, банкротства.
    За постановку новой картины рискнул взяться почти неизвестный 35-летний Михаил Ромм, будущий великий мастер советского кинематографа, за плечами которого была лишь одноимённая «немая» экранизация повести Ги де Мопассана «Пышка» (1934) и боевик-«истерн» (от east – восток) «Тринадцать» (1936).
    
Облик вождя... неизвестен!

    Необычная, казалось бы, совершенно неправдоподобная деталь – кинематографисты не знали... как выглядел Владимир Ильич Ленин в 1917 году, незадолго до Октября и даже во время восстания! Дело в том, что Ленин в те неспокойные дни, скрываясь от властей временного правительства, для конспирации сбрил бороду, подстриг ещё больше волосы на голове, затем использовал парик. Внешне Ленин походил на обыкновенного рабочего. Выступал Ильич перед съездом Советов именно в таком виде. Это сейчас увидеть фотографию вождя Революции в «законспирированном» виде доступно каждому, а тогда... В общем, и художники, и режиссёры театров, и кинематографисты 1920–30-х годов и будущих десятилетий, опасаясь лишний раз вводить в заблуждение зрителей, так и оставили образ Ленина в период исторического 1917 года в привычном, классическом виде – с бородой, усами и характерной «стрижкой». «Ленин в Октябре» окончательно «утвердил» этот образ Ильича.
    
«Кастинг» от Горького

    «Кастинг» на главную роль в новой работе режиссёра Михаила Ромма был делом государственной важности. Кандидатуру первого в истории художественного кино Ильича – типажного актёра-непрофессионала В. Никандрова – из фильма «Октябрь» Ромм отмёл сразу. Перед режиссёром прошла вереница актёров, но ни один не походил. Отбор затягивался. Время поджимало. И однажды через сценариста Каплера, по рекомендации писателя-классика А.М. Горького, Ромму было предложено посмотреть актёра театра им. Вахтангова Бориса Щукина. Интересно, что в первой половине 1937 года актёр готовился также к роли Ленина в новом спектакле «Человек с ружьём» (по той самой пьесе и сценарию Погодина, который собирались экранизировать на студии «Ленфильм»).
    
Негодный Ленин

    Когда режиссёр пришёл на «смотрины» на квартиру актёра Щукин сразу очень... не понравился Ромму. Категорически! «Самый никуда не годный Ленин, – подумал режиссёр. – Удружил Горький, нечего сказать…» Щукин был гораздо крупнее и полнее Ильича, что резко противоречило тому образу вождя, который уже мысленно создал для себя режиссёр, а лысина была какой-то «вызывающей» (Щукин был почти абсолютно лыс).
    У Ленина был немного монгольский, «прямой» разрез глаз, у Щукина углы глаз были немного опущены вниз.
    У Ильича брови энергично сходились вниз, к переносице, у Щукина, наоборот, немного приподнимались у переносья, от чего глаза и взгляд принимали меланхолическое выражение, совсем несвойственное Ленину.
    У Владимира Ильича было энергичное, общительное и как бы «говорящее» лицо. Его облик подчёркивался открытым, большим лбом. Увы, лоб Щукина нельзя было даже сравнивать.
    
Щукин – «оборотень»

    Пока режиссёр мрачно рассматривал актёра, сбивчиво излагая цель своего прихода, тот с не меньшим разочарованием и недоверием смотрел на киношника – весьма странного, предлагавшего сняться в фильме, сроки которого уже «горели» (на дворе стоял июль 1937-го), да ещё в главной роли человека, которого Щукин собирался воплощать на сцене. Актёр считал, что, во-первых, сделать фильм, да ещё звуковой, в два-три месяца физически невозможно; во-вторых, сыграть Ленина почти без репетиций – форменное варварство.
    Так они и сидели – мрачные, друг против друга, пока режиссёр не начал рассказывать содержание сценария. Когда Ромм прочёл сцену, где Ленин спит на полу комнаты конспиративной квартиры большевика и связного Василия, уступив кровать его беременной жене, укрывшись плащом Дзержинского, актёр заинтересовался. Его глаза вдруг вспыхнули, Щукин засветился и... превратился во Владимира Ильича Ленина. Как сказочный волшебник-оборотень. Перед режиссёром был уже не актёр, а обаятельный, умный, энергичный, волевой, жёсткий и добрый одновременно вождь Революции – тот которого знала и любила вся страна.
    
Тайна Ленина

    После утверждения на роль Ленина режиссёр поставил задачу Борису Щукину – тщательно воссоздать образ Ильича. Это касалось не только внешнего вида, но и характерной мимики, жестов, походки вождя, а также его характерной, с «ленинской картавинкой», речи. Актёр множество раз прослушал записи речей Ленина на граммпластинках, а за всем остальным обратился к кинохронике.
    Сегодня старшее и среднее поколение зрителей знают эти характерные жесты Ленина, его походку, наклон головы, когда он слушал собеседника, выступал перед народными массами и, конечно же, незабываемую порывистость, «внезапность» движений Владимира Ильича и всё тех же его жестов. В жизни, оказывается, было всё иначе! «Порывистый», «скоростной», немного суетливый и такой узнаваемый во всём мире внешний кинообраз Ленина появился в нашем сознании отчасти благодаря «искажённому» киностандарту движения плёнки в кинокамере!
    Большинство фильмов, конца 19-го – начала 20-го веков, вплоть до 1930 годов, начиная с первых кинопоказов «синематографа» Люмьеров, снимались тогда с различными скоростями плёнки: 12 кадров в секунду, 16, 18 и т.д. Российская, а затем и советская кинохроника снималась 18 к/сек. Лишь с победой звукового кинематографа над «великим немым» в 1931 году был наконец-то принят единый мировой стандарт движения плёнки в камере, а затем и в кинопроекторе – 24 кадра в секунду. Просматривая в новом стандарте старую кинохронику, снятую на те же 18 кадров, зритель видел быстро, порой карикатурно движущихся людей, технику и т.д. Актёр Борис Щукин, работая над образом Ленина, смотрел ту же «ускоренную» хронику и «документально» перенёс часть жестов и движений Ильича в «18 кадров в секунду» на реальные «24 кадра». Другим вождя мировой революции теперь уже сложно представить.
    …Съёмки фильма «Ленин в Октябре» начались 17 августа 1937 года. Сдача картины «под ключ» должна была состояться 6 ноября! Нереально-сверхскоростной, ответственный и даже опасный кинозабег стартовал...
    Как «Мосфильм» в Петроград «телепортировался». Черномор и «контра» в киногруппе. Сталин, Дзержинский, Керенский и компания. «Ленин в Октябре» и... «Ну, погоди!». Вредители на киноплощадке. Ромм в обмороке. Как Сталин фильм лучше сделал. «Цирк» в Зимнем дворце. Производственное чудо. «Ленин в Октябре» в трёх версиях... Об этом – в следующей нашей встрече.
    В финале всех вас, уважаемые читатели и поклонники отечественного кинематографа, с наступающей праздничной датой – 101-й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции!
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования