Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ
    Мечты мечтами…
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Михаил Якимов: «Считаю себя оптимистом»
ВПЕРВЫЕ
    Юннаты XXI века
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    «Эведы турен» и «крючья» по-шелопугински
ДАТА
    Мама Таня
    Главное слово
    Медали силачам
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Комсомолу Китая – более 90
ТелеМАНИЯ
    110 лет!
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    В погоне за зубастой
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Дача с привидениями
ВЫХОД В СВЕТ
    Танцы на коньках и лыжах
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Она научит видеть мир руками
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    80-летию города Балея
    Вольная забайкальская поэзия
ТЕПЛЫЕ СТРОКИ
    И дольше века длится жизнь
Выпуск № 47 от 20.11.2018 г.
«Эведы турен» и «крючья» по-шелопугински
Традиционные Дни районов Забайкальского края продолжаются. 17 ноября фермерский рынок в Антипихе встречал представителей четырёх районов – Тунгокоченского, Забайкальского, Агинского, Шелопугинского. Побывала тут и в очередной раз убедилась, что ни расстояния, ни мороз, ни финансовые заморочки не в состоянии испортить праздник, где, как водится, надо и на людей посмотреть, и себя показать, и копеечку заработать. Да не ту, что из разряда «купи-продай», а честным трудом отвоёванную. Она в ароматном медовом разнотравье, свежей сметане, мясных деликатесах и в таких произведениях искусства от мастеров из народа, что смотреть – не пересмотреть…
И трамвай хорошо, а олени лучше

    Это строчки песни в исполнении солиста из Тунгокоченского района Михаила Орошева. Вообще, северных тунгокоченцев лёгкий морозец в этот день, похоже, только бодрил. Возле эвенкийского чума с утра курил дымок из сосновых веток и болотного багульника, а сам чум внутри украшали традиционные шкуры (ну чем, как ни мехом, от мороза спасаться?). Для полного колорита не хватало малого – оленя бы сюда, за рога подержаться да верхом посидеть. «Нет у нас в районе оленеводов: современной молодёжи такое занятие не по силам, растёт поколение, которое оленей в глаза не видело», – говорит Лена Урпиулова, специалист по фольклору Центра эвенкийской традиционной культуры.
    Лена родилась в Усть-Каренге, ей ещё удалось и молока от важенки попить, и оленину попробовать. Папа, Григорий Наумович Урпиулов, до последнего держал оленей, и дочка любила бывать на стоянке. «Олень, он же смирный, и подоить легко, и верхом сесть тоже, жалко, что сейчас детям негде этому поучиться. Стараемся, чтобы они хотя бы эвенкийские традиции и обычаи не забывали и язык помнили», – делится Лена. Сама она говорит на эвенкийском, на нём говорили мама и бабушка, а вот детям он уже неинтересен, но Лена вечерами упрямо рассказывает своим Вике и Владику сказки на эвенкийском. Слушают и уже давно усвоили главную заповедь по отношению к матери-природе: её нельзя обижать. А ещё ходят в Центр, где научат и песням, и танцам.
    Лена рассказывает: «Сегодня буду показывать обряд очищения, я и дома его часто делаю; когда мне трудно, обращаюсь к духам, своим предкам. В металлической посуде поджигаю «сонкерошку», так у нас болотный багульник называют, с ним надо обойти дом по часовой стрелке. Потом заварю густой свежий чай с молоком и сахаром, плесну на четыре стороны, попрошу духов о помощи. Затем несколько капель нужно в печь плеснуть и налить себе. Мои предки меня всегда слышат и помогают».
    Руководитель Центра Виктория Гарпанеева поясняет: «Главная задача – сохранение национальной культуры, поддержание эвенков, обучение языку, хотя бы через песни. Сама я ещё учила в школе родной язык, жила с бабушкой, которая говорила только на эвенкийском, но простую разговорную речь не всегда понимаю, хотя мама тоже общается на эвенкийском.
    Храним язык через песню. В 2014 году создали семейный ансамбль Кутончиных, в нём две моих тёти – Татьяна Орошева и Марина Кутончина, мама – Наталья Малкова, мои сёстры – Эля Коренева и Ксения Куфарова, есть и солист – Орошев Михаил.
    Оленей повидать я успела: в 1991 году Мария Фёдоровна, что возглавляла ассоциацию эвенков, организовала для ребятишек лагерь на оленеводческой стоянке. Сколько у нас было восторга и интереса! Тогда я и верхом успела покататься, и понять, что это тяжёлый труд, которым сейчас некому заниматься. Теперь радуемся, что в Центре у нас есть новое молодое пополнение – Галя Путинцева, наш этнограф, что оканчивает институт культуры в Улан-Удэ».
    
Живи, «эведы турен»

    А Галя в это время в хлопотах перед выступлением. Ансамбль «Дяндыктал» в её лице обрёл и солистку, и главную советчицу. Хореографическое сопровождение песен в этот день было поистине профессиональным, а ведь танцевали не студенты отделения хореографии, а простые ребятишки, которые занимаются в Центре.
    Дилеммы, куда ехать и где работать, у Гали не было. Ясно и понятно – домой. «Я – потомок одного из самых древних эвенкийских родов, киндыгыр называется. Меня вырастила бабушка, а род был шаманским. О нашей семье есть книга, а костюм и записи о моём прапрадеде Шумане хранятся в одном из музеев Санкт-Петербурга. Это было записано Глафирой Василевич, у которой много монографий об истории эвенков», – рассказывает Галя.
    Вообще-то первоначально она хотела стать учителем эвенкийского языка, но всё-таки «культурное начало» перетянуло. Язык для неё – больная тема. «У нас сейчас такое состояние, что из четырёхсот эвенков в районе на эвенкийском говорят только 10. Когда умер единственный учитель эвенкийского языка, его преподавали разные учителя, затем вместо уроков ввели факультативы. Что тут говорить о качестве?» – сетует Галя. Я вспоминаю знакомое от мудрых «язык – душа народа», и спрашиваю Галю, как сказать на эвенкийском «язык будет жить». Ей сложно. «Язык» по-эвенкийски – это «эведы турен». Поэтому пожелаем просто: живи, «эведы турен»! Вместе с плавными взмахами рук-крыльев, курением «сонкерошки» и шаманским бубном. Пусть в танце и песне, но живи.
    
Из хореографов – в фермеры

    Ага в этот день поражала мощью: великолепие фольклорного коллектива, изобилие продукции от фермеров и личных подсобных хозяйств из Агинского, Челутая, Судунтуя, Будулана и других сёл, продукция «Золотого руна» и монументальность деревянных скульптур в серии «Восточный гороскоп» от Балто Батожаргалова из сельского поселения «Будуланское». С самим мастером познакомиться не удалось, обо всём рассказали работы, дипломы и глава поселения Октябрина Батомункуева. Учитель истории, занимающийся резьбой по дереву, – обладатель множества наград, одна из которых – гран-при XII бурятского фестиваля «Алтаргана-2016» в Улан-Удэ.
    А познакомились с главой крестьянско-фермерского хозяйства Надеждой Базаргуруевой. Четыре года она в статусе фермера, а в целом дело это семейное, и началось оно просто: купили Базаргуруевы цех по производству мясных полуфабрикатов у хороших знакомых, а Надежда из школьного хореографа переросла в главу КФХ. Теперь у Базаргуруевых дел хватает: Жамсаран Дугаржапович и школой руководит, и жене помогает. Помощью на старте стал грант для начинающих фермеров. Приобрели технику и добавили скота к своему, на тот момент солидному личному хозяйству. Для чего? Ответ простой: Надежда и Жамсаран растят четверых – не расслабишься, да и не привыкли они без скотины в своём хозяйстве обходиться.
    Зарегистрировав КФХ и погрузившись в работу цеха, Надежда два с половиной года сама колесила по краю, развозя продукцию. Удалось и рынок сбыта расширить, и оборот нарастить. Сейчас цех в месяц выпускает полторы тонны полуфабрикатов, а летом объёмы даже увеличивают. Хотя эти показатели – не самое приоритетное, главное – сохранить качество, чтобы покупатели знали и доверяли. Отсюда и денежка, и рост поголовья, и техника для перевозки полуфабрикатов, о которой мечтают.
    
Мастерство и трудолюбие – по наследству

    Небольшое по объёму представительство шелопугинцев выглядело самым душевным. Тут то и дело подходили земляки, живущие в краевой столице: кто привезённые гостинцы забрать, кто просто повидаться. Саша Черенцов уже 10 лет как в Чите: сначала учёба, теперь работа, а родина всё так же тянет. На все праздники и свободные деньки торопится в Шелопугино, к родителям, и встреча с земляками – радость.
    А центром притяжения в этот день была Александра Дмитриевна Шубина из села Мироново. К её «крючьям», шаньгам и калачам не иссякал поток желающих, уж больно необычно среди магазинной снеди выглядела продукция практически потомственной стряпухи, без которой в родном селе не обходятся ни свадьбы, ни похороны. Особый интерес к «крючьям», что диковинными цветами распустились на прилавке. Секрет не только в тесте, главное – это форма, что мастеровые мужики делают из старых стиральных машинок советского образца. Эту диковинку Александра Дмитриевна не привезла по той причине, что на всю деревню чудо-форм всего две. Можно сказать, общее достояние. А моя героиня успевает делиться: «Я уже две книги рецептов выпустила, а идут они от бабушки и мамы. Мама Мария Зиновьевна Бочкарёва в этом году 101 год отметила. Нас в семье 11 родилось, я восьмая, почти все в Мироново живём и до сих пор в обед должны у мамы побывать, отчитаться. Она у нас всех благословит и проводит. Традиционно пельмени по очереди ходим друг к другу стряпать, вместе оно как-то веселее.
    Я уже два года как ушла с должности директора сельского дома культуры, но с работой не рассталась. Зовут то со стряпнёй на сельский праздник, то песни спеть надо. Сегодня у нас молодые уехали на конкурс народной песни в Газимурский Завод, приходится «старой гвардии» тут выступать», – говорит Александра Дмитриевна.
    В этот день вместе с библиографом Ириной Ерофеевой и директором Альбиной Зверевой радовали гостей песнями. Традиционно исполнили и шелопугинский гимн, авторами которого являются Валерий Фомин и Михаил Димов. А в заключение услышала: «Дома всегда работы хватало, у нас и сейчас 40 пчёлосемей, скота 30 голов». Да и мамин юбилей Шубины не в кафе отметили. Больше восьмидесяти (!) человек гостей дома приняли, а на прощание всем подарок – баночка мёда от бабы Маши на долгую и счастливую жизнь.
    Вот такое оно, потомственное трудолюбие. Ну а с рецептами Александры Дмитриевны мы обязательно познакомим наших читателей.
    
    Татьяна ГУСЕВА
Яндекс цитирования