Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ
    Мечты мечтами…
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Михаил Якимов: «Считаю себя оптимистом»
ВПЕРВЫЕ
    Юннаты XXI века
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    «Эведы турен» и «крючья» по-шелопугински
ДАТА
    Мама Таня
    Главное слово
    Медали силачам
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Комсомолу Китая – более 90
ТелеМАНИЯ
    110 лет!
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    В погоне за зубастой
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Дача с привидениями
ВЫХОД В СВЕТ
    Танцы на коньках и лыжах
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Она научит видеть мир руками
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    80-летию города Балея
    Вольная забайкальская поэзия
ТЕПЛЫЕ СТРОКИ
    И дольше века длится жизнь
Выпуск № 47 от 20.11.2018 г.
110 лет!
15 октября по новому стилю, 28 октября по старому... В эту «раздвоенную» революциями и реформами прошлого дату ровно 110 лет назад в тогда ещё юном кинематографическом мире произошло Событие! В этот день 1908 года компанией «А. Дранковъ и Ко» была представлена зрителям «Понизовая вольница» – самая первая в истории российская игровая лента. Это день стал днём рождения всего русского художественного кинематографа!
К 20 ноября 1908 года «Вольницу» смогла увидеть вся Россия (верней, города, в которых имелись на тот киноисторический момент театры-синематографы)! Сегодня в «Телемании» – об этом удивительном событии и не только...
    
Французы правят бал

    В первые годы XX века в Российской империи на правах первооткрывателей синематографа правили бал французы, в изобилии поставлявшие на утеху публики экзотические видовые сюжеты, примитивные зрелища-феерии и непритязательные комедийные короткометражки (полнометражных фильмов в то время не было вообще). Даже намётки документального кино делались французами: в мае 1896 года специальный корреспондент братьев Люмьер Камилл Серф запечатлел на плёнке коронацию Николая II.
    В том же году в Петербурге на Невском проспекте был открыт и первый в стране кинотеатр.
    
Русские кинопионеры

    Вскоре кинохроника в России получила довольно широкое развитие. Однако, начиная с 1905 года, пронырливых французских киноделяг начали теснить хозяева страны. Имя тем бессмертным отечественным кинопионерам – Александр Алексеевич Ханжонков и Александр Осипович Дранков.
    Первый – потомственный дворянин войска Донского, подъесаул. В невероятно короткое время (всего за два-три года) Ханжонков создал национальный кинематограф. Его не смутило засилье иностранных кинофирм на отечественном рынке. Ханжонков первым понял, что ни одно прокатное дело, ни один кинопромышленник в России не сможет иметь успех без отечественных картин и хроник.
    Второй – Александр Дранков, танцор, профессиональный фотограф и журналист, увлёкся cinema, основал свою компанию или, как тогда её называли, киноателье «А. Дранковъ и Ко» и начал свою съёмочную карьеру как создатель документального российского кино. В последствии он сам и его операторы всегда были участниками всех крупных событий в обеих российских столицах до самой революции 1917 года.
    Самым сенсационным успехом Дранкова в жанре документалистики стала первая киносъёмка Льва Николаевича Толстого (1908). Не сумев получить разрешения норовистого графа на проведение съёмки, Дранков спрятался с камерой в саду усадьбы Толстых в деревянном... туалете! Через фигурную прорезь двери снял гуляющего писателя. Эти редчайшие съёмки Толстого отлично сохранились и до сих пор используются документалистами и телевизионщиками разных стран!
    
Первый художественный

    В 1907 году Дранков предпринял попытку съёмок первого русского художественного фильма «Борис Годунов». По ряду производственных причин он так и не был закончен, хотя снятые для него материалы демонстрировались в кинотеатрах в том же 1907 году под названием «Сцены из боярской жизни». Разумеется, это были разрозненные эпизоды, представляющие собой скорее киноаттракцион, нежели фильм.
    Ситуация с отечественным игровым (художественным) кино круто изменилась уже на следующий год. В июне 1908 года был запущен, как сегодня бы сказали, проект продюсера, оператора Александра Дранкова и режиссёра Владимира Ромашкова под названием «Понизовая вольница». Любопытно, что «Вольница» поначалу задумывалась даже не как фильм, а киноиллюстрация к театральной постановке о мятежном правдоискателе Степане Разине. Знаменитый петербургский театральный режиссёр (впоследствии ушедший в кино) Василий Гончаров обратился за помощью в киноателье «А. Дранков и Ко». Предприимчивый глава фирмы убедил известного театрала, что на этом же материале следует сделать полноценный фильм. В результате помимо театральной постановки будет ещё и кинотеатральная. Ударили по рукам.
    
Как «Вольницу» снимали

    В первых числах июля 1908 года неподалёку от Петербурга, на берегах озера Разлив, начались съёмки картины «Понизовая вольница». На главную роль атамана Стеньки Разина пригласили актёра Евгения Петрова-Краевского, в остальных задействовали артистов из труппы Петербургского народного дома.
    Сюжет картины представлял собой своеобразную экранизацию известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». Сценарий был написан всё тем же «заказчиком» – театралом Василием Гончаровым.
    Знаменитый разбойник Стенька Разин и его ватага одержали победу над персами. Атаман взял в плен красавицу-персиянку и страстно её полюбил. Из-за того, что разинцы разгромили Царицын и Астрахань, их преследуют стрельцы. Стенька ведёт ватагу на Дон, но из-за княжны (на экране она выглядит полнотелой и не очень молодой девицей) постоянно останавливается для гулянок... Чем всё закончилось, известно всякому знакомому с текстом популярной песни. Замечу, что финал, в котором могучий Разин поднимает довольно увесистую княжну над головой и бросает её в воду, снята «спецэффектом» – монтажная склейка скрывает момент, когда актрису подменяют манекеном.
    Вся «Понизовая вольница» была снята и смонтирована длинными кадрами и общими планами. Если говорить честно, то режиссура оставляла желать лучшего: актёры беспорядочно бегают в кадре, широко размахивая руками. Сюжет развивался только благодаря титрам, подробно сообщающим зрителю, как понимать следующий эпизод. Общий хронометраж картины составил... 8 минут! Впрочем, для лент того времени это было в порядке вещей.
    
Первая русская фильма

    В то время слово «фильм» было женского рода. «Понизовая вольница» (демонстрировалась также под названием «Стенька Разин») вышла в прокат 15 (28) октября 1908 года и была встречена очень тепло как зрителями, так и не слишком искушённой критикой. Тем более картину Дранкова и Ромашкова сопровождала ещё одна сенсация. «Вольница» стала первым фильмом в русской истории, показ которого сопровождался оригинальным звуком! Вместе с плёнкой кинотеатры приобретали также граммофонную запись музыки, написанной известным композитором Н.М. Ипполитовым-Ивановым для постановки одноименной пьесы Василия Гончарова в театре «Аквариум», и – первый случай нарушения кинопроизводителем авторских прав! – Дранков не заключил формальный договор ни с автором сценария, ни с автором музыки.
    
Первая синемареклама

    Следующим фильмом ателье Дранкова стала первая российская кинокомедия «Усердный денщик» (1908), имевшая немалый успех у публики. Новатор Дранков также придумал новый вид кинорекламы: первый начал выпускать открытки с кадрами из своих фильмов и помещать сцены из них на афишах, чего до него не делал никто в мире.
    
Сериалы – дело русских!

    Итак, русское художественное кино родилось. С первых лет своего существования оно стало дарить зрителям сюрприз за сюрпризом. Так, одной из первых стран в мире Россия «изобрела»... сериалы! Всё тот же Александр Дранков приступил к выпуску отечественных детективных киноциклов. Снятый в его ателье многосерийный фильм «Сонька – Золотая Ручка» (1914–1915) пользовался беспрецедентным успехом у массовой публики.
    
Новая сенсация

    Коллега Дранкова и его вечный конкурент по цеху Александр Ханжонков занимался первыми научно-популярными, учебными фильмами. В 1911 году он произвёл сенсацию – первый в мире полнометражный (1 час 40 минут) масштабный военно-исторический фильм «Оборона Севастополя». Картина с использованием комбинированных съёмок и массовки в несколько тысяч солдат и офицеров, а также морских судов Черноморского флота была снята по Высочайшему соизволению Николая II.
    После премьеры 14 ноября 1911 года в Большом зале Московской консерватории, куда были приглашены для «озвучивания» большой симфонический оркестр и огромный хор певчих, «Оборона Севастополя» была немедленно раскуплена всеми странами, имеющими кинотеатры. Сегодня, в XXI веке, этот исторический фильм А. Ханжонкова смотрится не иначе, как самый настоящий «блокбастер».
    Разумеется, как и всякий фильм, «Оборона» не обошлась и без курьёзов. Так, на премьерном показе ленты царской семье в эпизоде, когда обречённый корабль «Три Святителя» погружался под воду, и уже отплывала вёсельная шлюпка со спасённой иконой Николая Чудотворца, из-за экрана оркестр грянул разухабистый плясовой мотив «Барыни». А когда на бастионе вокруг барышни-маркитантки плясали матросы, пошёл молитвенный мотив «Спаси, Господи»...
    Художественное кино русской киношколы – полнометражные, зрелищные широкомасштабные картины, сериалы, научно-популярные фильмы, а затем и первую в мире объёмную мультипликацию (мультфильм 1911 года «Стрекоза и муравей», режиссёр Владислав Старевич) – всё это щедро подарил миру российский кинематограф начала XX века. Ныне ему 110 лет!
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования