Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Прочтите эту повесть
ЗНАЙ НАШИХ!
    За мастерство и верность
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Люди приходят за успехом
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Профсоюз – душа коллектива
ЗДОРОВЬЕ
    Локомотив забайкальской медицины
И Я ТАМ БЫЛ...
    Предновогоднее закулисье Дворца
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Декабристы-огородники
1941-1945
    Всем смертям назло. (Шёл солдат через войну)
ТелеМАНИЯ
    Самые весёлые ребята СССР. Часть 3
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Мы не настолько богаты, чтобы покупать себе дешёвые снасти
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Дом на семи ветрах
ВЫХОД В СВЕТ
    Снежная королева в королевстве кривых зеркал
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
Возвращаясь к публикации
    «Прочёл про Журавлёва и ночь не спал»
Выпуск № 51 от 18.12.2018 г.
Декабристы-огородники
Братья Бестужевы и парники, Александр Вегелин и выращивание пшеницы, Иван Горбачевский и кооперация… Мало кто знает и помнит о вкладе знаменитых каторжников в развитие сельского хозяйства и огородничества Забайкалья. Восполним пробел.
    Пребывание в Забайкалье декабристов – наиболее просвещённых людей первой половины XIX века – оставило глубокий след в развитии его истории и культуры. С их приходом наблюдался подъём образования, сельского хозяйства, изучение флоры и фауны, особенностей климата и ландшафта. Знаменитая «каторжная академия», созданная в условиях ссылки, дала толчок в развитии наук и искусств в нашем крае. Высокообразованные и энциклопедически развитые, многие из декабристов создали яркие литературные и музыкальные произведения, показали пример удивительного трудолюбия и выносливости в организации огородного хозяйства, в прокладывании дорог, составлении карт и строительстве домов. Они занимались вопросами повышения производительности труда. «Чита и Петровский были поистине чудной школой умственного и духовного воспитания. Какие там вопросы ни обсуждались, какие идеи там ни разрабатывались», – писал А. Беляев своему товарищу Е. Оболенскому.
    Дворяне-декабристы, представлявшие «цвет культурной России», несли правду и добро, на которое простые забайкальцы отвечали добром (среди них было немало учеников декабристов). Вынужденные в суровых условиях каторги неимоверными усилиями отстаивать честь и достоинство человека, они не пали духом, сумев собрать волю и знания, воспользовавшись которыми, создали братство, веруя в его созидательное начало. К культурному наследию следует отнести тот духовный заряд, что способствовал развитию их жизнестойкости и толерантности, мужеству и гуманизму.
    «Я уверен, что добрая молва о нас сохранится надолго по всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило». Эти слова Николая Басаргина выражают суть душевного состояния большинства декабристов. Мемуары и письма декабристов и их учеников, к которым мы сегодня обращаемся, являются единственными свидетелями той незабываемой эпохи борьбы за свободу и демократию, о которой сегодня так много говорим и для её истинного понимания и воплощения так мало делаем.
    
Агрономия

    В 1839 году срок каторжных работ для декабристов закончился, и начался период поселенческого проживания их в разных уголках Сибири. После амнистии 1856 года в Забайкалье осталось несколько человек.
    Так, в Петровском Заводе до конца дней прожил Иван Иванович Горбачевский, сделавший много полезного для развития города.
    Царским указом от 8 ноября 1832 года Александр Вегелин обращён на поселение в слободу Сретенскую, принадлежавшую Нерчинскому заводскому округу Иркутской губернии. Это была деревня, состоящая из 10 домов и маленькой каменной церкви, с трёх сторон окружённая горами. Его поселили в избе многодетного крестьянина, и он мог наблюдать ту бедную жизнь, полную лишений и страданий, что выпала на долю отца большого семейства. Подробных сведений о жизни самого Вегелина в эти годы сохранилось немного, но вот найденные письма его к родным проливают свет на то, как он воспринимал своё существование изгнанника под жандармским надзором среди незнакомого народа и в незнакомом месте. Такие испытания закаляли характер человека, трезво взвешивающего реалии жизни. А они были таковыми: одиночество, утрата общения с близкими по духу людьми, отдалённость от культурного центра. И тоска, с которой непросто справиться.
    Оглядевшись, он понял, что земледелие является «самым верным источником для пропитания, хотя крестьяне сей деревни неохотно им занимаются, т.к. больше им по душе звероловство». В письмах к родным он замечает, насколько трудно бывает выращивать хлеб из-за ранних морозов, которые не дают возможности дозреть до конца урожаю. Подчёркивая своеобразие ландшафта и резко-континентального климата, требующих особых усилий в этом деле, он понимает, почему так дорого продают хлеб.
    Как и другие декабристы, он желал не выживать, а жить, насколько это возможно, полнокровной жизнью даже в таких непростых условиях бытия. Мужество, воля, энергия и знания дали возможность через некоторое время, купив небольшой дом, самому заниматься хлебопашеством и скотоводством. Вскоре к нему пришла слава опытного агронома, он собирал урожай с 8 соток такой же, как другие жители с 10.
    Сообразительный, находчивый он на поселении увлечённо начал заниматься столярным делом, которому научился ещё в Петровском Заводе. У него был первый колодец в Сретенске. Удивительный пример трудолюбия и мужества дали нам «первенцы свободы» – так называла декабристов исследователь их деятельности академик М.В. Нечкина.
    Глубокая человечность отличала сретенских поселенцев Александра Вегелина и Константина Игельстрома, оказавшегося сначала в Читинском остроге, куда был доставлен 15 февраля 1828. А после Петровского Завода направлен в с. Тасеевское Енисейской губернии и, наконец, оказался в слободе Сретенской, куда в середине 1835 года он был доставлен «для совместного проживания с двоюродным братом А.И. Вегелиным». И хотя в Сретенске он прожил менее года (был отправлен на Кавказ), его намерения о развитии края очевидны. Краевед Е.Д. Петряев писал о той растущей культурной среде города Сретенска, которая создавалась в XIX в. усилиями тех людей, что впоследствии стали украшением и его символами. На этом пути декабристы А. Вегелин и К. Игельстром в ряду первом.
    
Парниковое хозяйство

    Примером полнокровной жизнедеятельности может служить судьба братьев Михаила и Николая Бестужевых. Учиться всему полезному, из всего извлекать толк, чутко и внимательно относиться к окружающим людям, делать добро и жить без уныния – вот что давало им силы и приносило радость. Крестьяне, агрономы и жители разных мест Сибири учились у братьев Бестужевых табаководству, ведению парникового хозяйства. Это делалось на основе научных разработок аграрной деятельности и культурного быта Н.А. Бестужевым. Обращение к диалогу культур – отличительная черта его литературных и научных трудов. Много любопытного содержит трактат «О необходимости создания улучшенного овцеводства».
    Поселенческая жизнь давала возможность путешествовать по разным уголкам Забайкалья, и Николай наблюдал за особенностями климата, ресурсами местной природы, бытом аборигенных народов, в частности, бурят. Свои наблюдения он нередко излагал в письмах сестре: «Здесь по Чикою-реке есть селения, где не только равнины, но даже горы до самых вершин запахиваются… Внизу по течению Селенги есть старообрядческие многолюдные селения, которые также щеголяют хлебопашеством… Коров же, лошадей и баранов держит даже самый бедный человек».
    Интересуясь языком и культурой аборигенов, находясь среди бурятского населения, вместе с братом Михаилом Николай собрал большой и разнообразный фольклорный материал, грамотно обработав его. Местные жители, понимавшие увлечение учителя-просветителя, каковым для них был Н. Бестужев, помогали ему в разысканиях. Собранный им богатый археологический материал дал ему возможность сделать вывод о том, что в древности буряты знали обработку металла, поливное земледелие.
    
Орошение и кооперация

    Вместе с другом Константином Торсоном братья учили товарищей тачать сапоги, закаливать сталь, делать подзорные трубы. Будучи ещё в Петровском Заводе Константин Торсон и Бестужевы изготовили модели мельницы, сеялки и веялки, сковали лемехи, гвозди и болты, которые позже пригодились им на поселении в Селенгинске. Они организовали искусственное орошение, создали большой огород и стали известны своими пионерскими опытами по выращиванию в условиях Сибири новых огородных, полевых и садовых культур.
    Образцовая постановка хозяйства братьями Н. и М. Бестужевыми в Забайкалье убеждала в том, что в деятельности ссыльных декабристов проявились такие качества, как любознательность, рационализм мышления, собранность и просвещённость. С их появлением в Сибири там начали возделывать картофель как «второй хлеб», что, можно предположить, способствовало быстрому и успешному освоению восточных окраин России.
    Вместе с Иваном Горбачевским в Петровском Заводе Бестужевы организовали первое потребительское общество, став самыми ранними кооператорами в регионе. С 22 сентября 1830 г. (после 42-х дневного перехода из Читы в Петровский Завод) по 9 января 1869 г. (день смерти) Горбачевский жил в Петровском Заводе, для благоустройства которого не жалел средств и сил. Здесь он открыл первую в Забайкалье потребительскую лавку, создал библиотеку, молодёжный кружок, где читались прогрессивные журналы и книги, особое внимание обращалось на герценовские «Колокол» и «Полярную звезду». В 1864 г. жители избрали ссыльного декабриста в мировые посредники, что явилось официальным признанием его ума и порядочности.
    Толерантность, благородство и душевная скромность, присущие декабристам, позволили снискать особое уважение и доверие простых людей в местах ссылки и каторги. В записках Дмитрия Завалишина от 26 марта 1857 г. читаем: «Мы первыми явились в Сибирь людьми из высшего сословия, вполне всем доступные и притом с правилами, совершенно противоположными тем, какие жители привыкли видеть в высших себя и в начальниках». Декабристы обрели уважение и доверие местного населения, а через него признаётся достоинство личности, об этом высказывание М. Бестужева: «Все к нам обращались за советами, как бы мы уже целое столетие с ними жили». Гуманистические и нравственные начала человеческого облика декабристов способствовали этому сближению.
    «Нет истины там, где нет добра, простоты и правды», – эти слова, написанные писателем-мыслителем Л. Толстым более столетия назад, не утратили своего значения и сегодня, они раскрывают подлинный смысл человеческого существования. Какого душевного труда и работы над собой требует эта самая простота, синонимом которой будет не опрощение, а человечность. Не озлобиться, не пасть духом в суровых испытаниях жизни, а достойно, выдержав все невзгоды, прожить, оставляя добро людям. Расширяя знания о своей родине, мы сталкиваемся с множеством фактов и биографий, пытаясь разобраться в которых, обнаруживаем добро и зло. Душевный труд воспитывает любовь к родному краю, которая постепенно переходит в любовь к родной стране – её истории, прошлому и настоящему. «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьёзные мысли и чувства», – писал автор романа-эпопеи «Война и мир», первоначальное название которого было «Декабрист». В книге он воссоздал образ молодого человека эпохи первой трети XIX века, патриота своего Отечества, знающего великое прошлое России и думающего об её будущем.
    Следуя завету А. Пушкина, можем сказать: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Обращение сегодня к событиям прошлого в родной истории и культуре – вопрос не праздный, он позволяет напомнить о неоднократных разочарованиях и бесконечных надеждах. Время измеряется не столько календарём, сколько событиями, а они формируют и новые образы жизни, и новые способы мышления. И современные событийные ситуации, которые требуют серьёзного осмысления происходящего, не могут писаться на чистом листе, историческая память возвращает нас к прошлому. Мы ведём разговор о тех, кто уже после события, свершившегося 14 декабря далёкого 1825 года, стали называться декабристами. Наш забайкальский край имеет к этому непосредственное отношение, т.к. сюда они были сосланы. Из 120 осуждённых на каторгу и поселение декабристов были здесь 87 человек, а через некоторое время 11 женщин, добившихся разрешения, последовали за своими мужьями.
    Память вне времени, «она владеет умом и сердцем человека и накапливает то, что называется культурой», – это высказывание учёного-филолога Д.С. Лихачёва подчёркивает степень важности обращения к прошлому, понимания его, знания культурных ценностей, накопленных своей и мировой историей культуры.
    
    Людмила Полетаева
Яндекс цитирования