Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Из Лаоса – на парад
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Дачник, знай!
ПРОБЛЕМА
    Когда суд без дела…
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Этот вездесущий талант
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
    Мужское плечо и память к истокам
    Юнармейцев орлиное братство
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Этих лет не смолкнет слава
ТелеМАНИЯ
    «Бриллианты» не стареют, или Полувековая «Рука». Часть 2
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Женщина и рыбалка
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Страшная улица
ВЫХОД В СВЕТ
    Каток, Высоцкий и «Морозко»
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
    В Бурятию –за впечатлениями
    Наши в Крыму
ДВИЖЕНИЕ - ЖИЗНЬ
    «Марафонцы» спортфака
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Дорогой наш человек
ХОЧУ СКАЗАТЬ
    Уж не обессудьте
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
Выпуск № 3 от 15.01.2019 г.
«Бриллианты» не стареют, или Полувековая «Рука». Часть 2
Продолжаем историю появления бриллиантовой конечности, набитой авантюрно-хохмическими приключениями высшей кинопробы, россыпями смеха, сверкающими шутками, блистательными приколами и юмором во много каратов, под названием «Бриллиантовая рука» великого комедиографа Л. Гайдая, которой исполнилось ровно 50 лет.
Ужас контрабандиста, рука и кот

    В мае в декорациях павильонов «Мосфильма» начались съёмки картины. В одном из них была построен «двухкоечный нумер» «хазы» «отеля «АтлантИк». В другом – декорация кафе «Плакучая ива». Далее – «хата» Козодоева, а также квартира Горбункова. В этой же декорации-квартире, в сцене сонного кошмара Козодоева, где он отрезает гипсовую руку Горбункова, а та ему то шиш показывает, то душит за горло, а потом и вовсе летает, впервые в фильме появляется сам Гайдай – в «роли» той самой страшной руки. В роли жуткого хохочущего чёрного кота снялся кот Динамит – тот, что затем засветился в картине «Иван Васильевич меняет профессию» и сказал женским голосом «Чао!».
    
Интересность о Володьке, который сбрил усы

    Все помнят эпизод в кафе, где здоровенный амбал Евгений Петрович Ладыжинский с Колымы (Роман Филиппов) обращается к Горбункову: «Ты зачем усы сбрил, дурик?» А потом, разобравшись, в чём дело, со смехом говорит: «Вы уж простите. Обознался... Вот усы вам – вылитый Володька Трынкин...» Интересно, что Володька Трынкин – реальное лицо – бывший одноклассник Леонида Гайдая.
    
«ДитЯм – мороженое. Бабе – цветы»

    В начале лета киношники выехали на черноморскую натуру. Съёмки велись в Туапсе, Сочи, Адлере. В последнем снималась сцена «В летнем кафе». Стояла жарища, и мороженое, что предлагалось детям Горбункова, очень быстро таяло. Гайдай решил «подстраховаться», и в эпизоде «Стрельба мороженым» сынок Горбункова (Митя Николаев) пульнул из пистолета в физиономию временно одноглазого Кутузова (Геннадия Козодоева) смесью творога и молока. Мальчик «расстреливал» его на протяжении восьми дублей (в течение четырёх часов)!
    
«Спасите!» и «Идиот!»

    Когда снимался эпизод «Козодоев на острове», произошёл курьёзный случай. Геша (Андрей Миронов) так реалистично кричал: «Помогите! Лёлик! Мамочка! Спасите!», что после первого же дубля к островку примчался спасательный катер ОСВОДа. Узнав, что здесь проходят киносъёмки, спасатели выматерились, облегчённо вздохнули и затем долго хохотали.
    Всем известна знаменитая смачная фраза в одно словцо: «Идиот! Тьфу...», которую в сердцах произносит разъярённый, замёрзший, голозадый Лёлик с аквалангом. Но это не актёрская игра, а вполне реальный эпизод! Только Папанов обращается вовсе не к Геше, а к ассистенту оператора, задерживающего съёмки по какой-то технологической причине – вода-то была холодная.
    
«Смерть» на съёмках

    В июле 1968 года уборщица адлерской гостиницы «Горизонт» (она же «хаза» – отель «АтлантИк»), где жила съёмочная группа, увидела на складе труп… артиста Юрия Никулина! В ужасе женщина сообщила подругам (одна из которых работала в аэропорту), что Никулина прикончили прямо на съёмках и спрятали в подвале. Слух благодаря авиации моментально распространился по всей стране. Оказалась, уборщица увидела муляж Семён Семёновича приготовленный для эпизода «Падение Горбункова с летящего авто». Никулину даже пришлось звонить в Москву – успокаивать маму.
    А вот СТО («База контрабандистов») в фильме была совершенно настоящей. Её специально соорудили в центре Сочи со всеми современными на тот момент «наворотами» для ремонта авто, включая автомойку. Новенькое СТО после съёмок было введено на радость автовладельцам в обычную эксплуатацию.
    
В «городе контрастов»

    Пока шли съёмки в Москве, а затем в городах черноморского побережья, в «заграничном городе контрастов» вовсю трудились специалисты по декорациям и комбинированным съёмкам, стремясь неузнаваемо превратить столицу Азербайджана в турецкий мегаполис. В кадре, на перспективном совмещении были поставлены довольно сложные макеты мечетей, минаретов, современных зданий и старинной стены. Оператор-постановщик Игорь Черных, чтобы окончательно запутать зрителя, пошёл на маленькую хитрость, обернувшуюся немалой иллюзией – он снимал улочки Баку в зеркальном отражении, что усугубило неузнаваемость города, причём некоторые названия магазинов и уличная реклама для съёмок были написаны также «зеркально» – задом наперёд.
    
«Чьйорт побьери!»

    Юрий Никулин никак не мог «качественно» поскользнуться, чтобы сказать «Чёрт побери!», поскольку постоянно попадал ботинком мимо банановой кожуры, лежащей на дороге (для этой сцены было специально закуплено несколько килограммов этих дефицитных в то время фруктов). А вот падал актёр отлично – на надувной, серого цвета пляжный матрац, который не был виден в кадре.
    Тогда банановую кожуру заменили на более крупные арбузные корки (арбузов было полным полно), но… и бахчевая культура не помогла. Выручил чрезвычайно загорелый, по пояс голый, волосато-усатый контрабандист в белых брюках – Леонид Каневский. Будущий майор Томин опаздывал на съёмки в Свердловск, а потому быстро нашёл решение – он предложил Гайдаю заменить собой Никулина. На него надели брюки Горбункова, и с первого же дубля актёр великолепно поскользнулся. Так что в этом кадре снялась нога Каневского, а не Никулина. Интересно, что у контрабандиста были туфли коричневого цвета, а у Горбункова в следующем кадре туфли чёрные и другой модели. В фильме так всё и осталось.
    А вот Андрей Миронов перед аптекой контрабандистов на Fish-street (Рыбной улице), в отличие от Никулина, падал на свою пятую точку безо всякого надувного матраца. В кадре смотрелось великолепно, но «точка» у актёра болела потом с неделю, но чего не сделаешь ради искусства и «реализьма».
    
«Крок искус ту беншлак мордюк!»

    «Порко Мадонна деун песто пербако костелло дэла брано хемаро час арвестик хан дура ля!» (загранично-контрабандный язык) – «Простите, погорячился!» (перевод на русский). Этот экзотический язык заграничных контрабандистов неизвестен ни одному лингвисту, ибо он звучит только в «Бриллиантовой руке». Разработчик – «контрабандист» Каневский. К нему присоединился актёр Г. Шпигель, импровизируя с коллегой и почти на ходу вставляя в «язык» отчасти вполне русские слова, точней – фамилии. Так, в ругательстве фигурирует слово «Мордюк» – это Нонна Мордюкова (управдомша Плющ), находившаяся с некоторыми членами группы (особенно с А. Мироновым) в натянутых отношениях. А когда Горбункову уже соорудили руку с бриллиантами, довольный усатый контрабандист произносит: «Березина куманит». Так вот, Березина – это девичья фамилия жены Каневского. Режиссёр был очень доволен «лингвистами».
    
Сколько стоит «ай-лю-лю»?

    Тлетворные тенета загнивающего буржуазного востока в «городе контрастов» были представлены в фильме настойчивой голоногой жрицей любви, стремившейся заняться с «руссо туристо» Горбунковым жарким «ай-лю-лю». Её небольшую, но «горячую» роль исполнила дама с литературной фамилией Островская, работавшая в библиотеке. Кто бы мог подумать, какие страсти кипят в скромном филологическом сердце!
    Интересно, что впоследствии за фильм режиссёр получил гонорар суммой в 6949 рублей, а за «ай-лю-лю» «страстная» бакинская библиотекарша аж… 26 всё тех же дензнаков СССР. Видно, такова была в то время такса «Мосфильма» за это самое «ай-лю-лю».
    
«Не виноватая я!»

    Коль затронули «ай-лю-лю», нельзя не упомянуть о фрагментах фильма с участием соблазнительной блондинки, подельнице контрабандистов Анне Сергеевне – актрисе Светлане Светличной. Непосредственно о той самой сцене «развратно-эротического» стриптиз-соблазнения Горбункова в прессе и на ТВ было написано и рассказано «очевидцами» немало. Сообщу только не слишком известный факт: Светличная весь фильм была… «немой»! На протяжении всей картины она говорит исключительно голосом актрисы Зои Толбузиной, поёт голосом Аиды Ведищевой. И только единожды в фильме можно услышать фразу, произнесённую самой Светличной. Но зато какую! «Не виноватая я! Он сам пришёл!»
    
Гайдай, Л.И. Брежнев, триумф

    Картина была окончательно готова в середине декабря 1968 года. Состоялись первые закрытые показы для руководства. Новую работу Гайдая лично одобрил сам генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, он хохотал на протяжении всего сеанса, а после долго напевал «Песню про зайцев».
    К зрителю «Бриллиантовая рука» вышла в апреле 1969 года. Кинотеатры СССР работали неделями в состоянии «хронических» аншлагов. Билеты продавались даже на стоячие места! Новое детище Гайдая стало лидером проката 1969 года и остаётся одним из них и сегодня, спустя 50 золотых лет. Хотите убедиться? Просто включите в любой праздничный (и не только) день ТВ.
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования