Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ
    Важное о валежнике
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Семейный доктор Корабля
ОФИЦИАЛЬНО
    Кредит доверия
УГОЛКИ ЗЕМЛИ РОДНОЙ
    Унда вчера и сегодня
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Белый месяц приходит в Забайкалье
ПОДРОБНОСТИ
    Тут прибавить, там отнять
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Главная забота – энергетика
ТелеМАНИЯ
    Кинокриминал. Часть 3
КОПИЛКА ОПЫТА
    Один день из жизни таксиста
ВЫХОД В СВЕТ
    Готовимся ко Дню защитника
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Кому «на деревне» жить хорошо?
ЧИТАТЕЛЬ ПИШЕТ
    Разбитое зеркало
    – В глушь?! В село?! – Да!
О ВАЖНОМ
    Дарите детям счастье!
ОТКЛИК
    Пиши: «Отпад» – это «восхитительно»
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ЗДОРОВЬЕ
    Как лечить зубы бесплатно по полису ОМС
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    «Во имя жизни»
ПАМЯТЬ
    «Варяг», мы преклоняемся!
Выпуск № 6 от 05.02.2019 г.
Белый месяц приходит в Забайкалье
Официальным праздником Сагаалган стали считать всего несколько лет назад, несмотря на то, что празднуется он давным-давно. О том, как в современном Забайкалье отмечают Сагаалган, и какие традиции остаются неизменными, читайте ниже.
Дулмажаб Дашицыреновна Жамсоева – лауреат премии правительства РФ в области культуры, заслуженный работник культуры РФ, почетный профессор, доцент кафедры РЭ и ТП ВСГИК (Восточно-Сибирского государственного института культуры), бессменный сценарист и режиссёр бурятского национального праздника Сагаалган в Чите с 1989 года:

    – В праздничной культуре Забайкалья праздник Сагаалган занял свое достойное место. Сагаалган после многих лет забвения в годы Советской власти впервые был проведён в Чите в 1989 г. С тех пор праздник стал традиционным не только в Чите, но и во всём нашем многонациональном, многоконфессиональном Забайкальском крае. У истоков праздника и возрождения традиций бурятского народа в Чите стояла замечательный человек, общественный политический деятель Забайкалья, председатель общественной организации Ассоциация бурят вне автономии Жугдурова Норзогма Жугдуровна.
    Если обратиться к истории праздника Сагаалган, надо отметить, что это был самый большой праздник в году у бурят-буддистов. Буряты, как и все кочевые народы, занимались скотоводством и имели два крупных праздника – Сагаалган и летний праздник «Обоо тахилга». Изначально Новый год отмечали в сентябре, но когда на территорию Забайкалья пришёл буддизм, наступление нового года стали отмечать согласно восточному лунному календарю и стали называть его Сагаан hара (Белый месяц). Интересен такой момент: Сагаалган – самый большой праздник в году в том смысле, что люди фиксировали в это время свой возраст и возраст домашних животных. Можно сказать, у всех в один день был всеобщий день рождения.
    До наступления Сагаалгана в дацанах проходит молебен «Дугжууба» с большим ритуальным костром, где сжигается всё плохое, что было в старом уходящем году.
    В ночь наступления Нового года во всех дацанах проводятся большие хуралы в честь Богини ЛХАМЫ, собирается народ, читаются молитвы за здоровье людей и всего живого сущего на Земле. По легенде, в эту ночь богиня Лхама объезжает всю вселенную и благословляет каждого на весь год. С наступлением Белого месяца в течение 15 дней в дацанах читаются молебны разного рода.
    Готовиться к празднику наши предки начинали всегда задолго до его наступления, делали запасы молочных продуктов – сушёные пенки, сушёный творог, сырки, топлёное масло, продукты изготавливались из коровьего, овечьего и козьего молока, в периоды изобилия молоко перегоняли в молочную водку (архи), делали запасы мяса для угощения гостей. После молебна в первый день Белого месяца приходили друг другу в гости. Встречались (золгохо), дарили друг другу хадаки из шёлка, как символ уважения, благополучия и дружбы. Он и до сих пор считается самым почётным подарком. По традиции бурят, в первую очередь приходят поздравлять самых старших, дарят подарки. Братья и сёстры тоже поздравляют другу друга по старшинству. Перед Сагаалганом обязательно чистили и мыли дом, чтобы не было хлама и грязи – зла прошедшего года. Также старались надеть новую нарядную одежду, как символ веры и надежды на мирный и благополучный наступающий год. В этом празднике очень много символических вещей, как и во всей бурятской культуре. В гости ходили другу к другу весь месяц, молодёжь устраивала вечеринки, игры, песни и танцы.
    Наступление Сагаалгана (Белого месяца) – начало весны, обновления природы. И поэтому праздник светлый, радостный, надежды и веры человека на МИР, БЛАГОПОЛУЧИЕ в семье, ЖЕЛАНИЕ жить в мире и дружбе с соседями. Сегодня из опыта своей сценарно-режиссёрской работы, могу отметить что праздничная культура проведения праздника Сагаалган в Чите накопила огромный запас разных форм, начиная от простой концертной формы до больших уличных и площадных действий. Праздник по праву возрождает, сохраняет, РАЗВИВАЕТ забытые традиции предков-кочевников, их игры и забавы, традиционные ремесла народных мастеров и умельцев.
    Почему слово «белый»? Белый исконно у бурят считался хорошим цветом. Также, Белый цвет – символ весны, солнца, чистоты души и обновления природы, много СВЕТА. То есть начинается весна, новая жизнь – время, когда нужно «творить свет», а что такое творить свет? Это быть добрым человеком, жить дружно с соседями, беречь природу, любить красоту. И поэтому Сагаалган – не только бытовой календарный праздник, но и часть духовно-нравственной культуры народа. Праздник, который воспитывает человека жить в мире и уважении к другим народам, природе, как матери Земле, что он – человек часть этой вселенной! Сагаан hараар! Сагаалганаар!
    
Сергей Базаров, врач ультразвуковой диагностики КМЦ г. Читы.

    – Праздник Белого месяца для бурят – это большой праздник. Бурятский Новый год начинается до восхода солнца, поэтому вся семья встаёт рано, ориентировочно где-то в четыре утра. Вначале зажигаем лампадку на алтаре. Этим мы даём знать богине Лхама Сахюнсан, что мы проснулись, и даём ей подношения – белую еду. Есть поверье, что на восходе солнца богиня пролетает над домами и смотрит: те, кто бодрствует и встречает богиню, те проведут год благополучно. Также мы с рассветом начинаем брызгать белый чай на улице, который должен быть свежезаваренный, и чтобы никто его не пил. Чай для семьи заваривается отдельно. Всё должно быть чисто, аккуратно, молоко должно быть распаковано новое, чай новый. После всех обрядов мы садимся семьёй за стол, начинаем кушать. На столе стоит белая еда, которую готовят заранее из молочных продуктов. Например, урмэ. Это блюдо состоит из творога, хлеба, изюма, молотой черёмухи. Готовим бурятский хворост из молока и муки, обязательно буузы и бухлёр. Это то минимальное, что делает наша семья.
    После этого мы начинаем ждать гостей – в течение дня могут приехать родственники, знакомые. Мы готовим друг другу подарки. В подарок входит что-нибудь тканевое – полотенца, постельное бельё. Также дарим чай в подарочной упаковке или шоколад. Обмениваемся подарками и говорим: «Сагаалганаар!», а в ответ слышим: «Сагаан hapaap!» Так друг друга поздравляем. По-хорошему, конечно, нужно быть в бурятской стилизованной одежде.
    Затем ждём глобальный Ёхор, в этом году в Чите он был на Театральной площади, и танцуем его всей семьёй. Глобальный Ёхор проходит во всём мире примерно в одно и то же время. Танцевать его несложно, поэтому могут присоединиться и другие люди. Это весёлый, задорный танец.
    После этого едем к друзьям с подарками. Этот день проходит очень быстро, потому что мы едем с адреса на адрес – со своей стороны я должен ехать к самому старшему и поздравлять. Это мой дядя, и он, как самый старший, ждёт младших. И дальше по возрастному убыванию объезжаем всех родственников. Сагаалган длится месяц, потому что в те время, когда мы жили в юртах, родственники жили очень далеко, и требовалось много времени, чтобы навестить каждого. А из средств передвижения были только лошади. Да и в наше время расстояние никуда не делось. Мои родители, например, живут в Могойтуйском районе, дедушка с бабушкой – в Агинском, а я живу в Чите. Поэтому бурятский Новый год длится месяц, чтобы успеть всех поздравить.
    
Цырен Санжиевич Даширабданов, военный пенсионер, краевед:

    – Я родился в юрте, и традиции бурятского Нового года знаю с малых лет. В стародавнее время транспорт был только гужевой, поэтому Сагаалган празднуется в течение месяца со дня начала. В этом году Белый месяц начинается 5 февраля. Накануне Белого месяца люди заранее ходят в дацан, молятся за благополучие. В канун Нового года проводится очистительный огненный обряд Дугжууба, а утром Нового года ждут богиню Лхама. Затем поздравляют друг друга, дарят подарки, едят белую пищу. Почему целый месяц праздник? Чтобы успеть поздравить родственников, которые живут за тремя хребтами. Принято поздравлять старших по возрасту – принести какие-то подарки, справиться о здоровье, спросить, как живут, как скот, здоров ли. Не обязательно это всё дело превращать в пьянство, хотя в старину некоторые пили молочную водку в праздник.
    Весь месяц особо подчёркивается уважение к старшим. Мне под 70 лет, и старше меня остаётся всё меньше. Тем не менее, я в течение месяца по графику выезжаю из Читы и еду к родственникам. К слову, у бурят внутриутробное развитие тоже считается за год жизни, поэтому в паспорте у меня, например, записано, что мне 68 лет, а если по-старому говорить, то у меня уже наступает семидесятилетие. Это хороший, добрый праздник, и я желаю всем землякам добра, здоровья, чтобы земля была плодородной, чтобы жили мирно, и чтобы больше детей рождалось.
    
    Записала Екатерина ФИЛИППОВА
Яндекс цитирования