Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ
    Важное о валежнике
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Семейный доктор Корабля
ОФИЦИАЛЬНО
    Кредит доверия
УГОЛКИ ЗЕМЛИ РОДНОЙ
    Унда вчера и сегодня
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Белый месяц приходит в Забайкалье
ПОДРОБНОСТИ
    Тут прибавить, там отнять
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Главная забота – энергетика
ТелеМАНИЯ
    Кинокриминал. Часть 3
КОПИЛКА ОПЫТА
    Один день из жизни таксиста
ВЫХОД В СВЕТ
    Готовимся ко Дню защитника
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Кому «на деревне» жить хорошо?
ЧИТАТЕЛЬ ПИШЕТ
    Разбитое зеркало
    – В глушь?! В село?! – Да!
О ВАЖНОМ
    Дарите детям счастье!
ОТКЛИК
    Пиши: «Отпад» – это «восхитительно»
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ЗДОРОВЬЕ
    Как лечить зубы бесплатно по полису ОМС
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    «Во имя жизни»
ПАМЯТЬ
    «Варяг», мы преклоняемся!
Выпуск № 6 от 05.02.2019 г.
Кинокриминал. Часть 3
Как «фабрика грёз» воровала всерьёз, а СССР не принимал мер
Кража, воровство, хищение...  Это в миру. В кинематографе в определённых случаях подобные термины меняются на более мягкие, «толерантные»: «заимствование», «адаптация» и т.п., но смысл, как ни крути, остаётся тем же...
    Сегодня мы продолжаем наше расследование малоизвестных страниц истории Голливуда, о которых он не любит вспоминать, ибо они несут в себе следы настоящего кинокриминала. А пока предлагаю завершить «дело», начатое в прошлой нашей встрече, касающееся советского научно-фантастического фильма П. Клушанцева «Планета бурь» (1962), который американцы, купив у СССР за небольшую цену, дважды, с небольшими досъёмками, перемонтировали и дважды, выдавая за своё производство, выпустили в американский прокат. «Путешествие на доисторическую планету» (1965) и «Путешествие на планету доисторических женщин» («реж.» П. Богданович, 1968). Последний – с особым финансовым успехом...
    Теперь продолжим...
    
Дело №4. Космический «гоп-стоп»

    (Том 4-й. «Из русских – в американцы»)
    Чтобы окончательно присвоить себе то, что сделано советскими мастерами, американцы в случае с «Планетой бурь» провели беспрецедентный в истории мирового кино акт хищения – все имена и фамилии советских кинематографистов были либо удалены из титров, либо заменены на вымышленные англо-саксонские (то же коснулось и имён персонажей)! Наглость заокеанских киножуликов превзошла все границы. Сценаристом и режиссёром стал... нет, не Питер Богданович – он не стал светиться на публике и выбрал себе псевдоним – Томас Дерек.
    Известный советский актёр: Георгий Жжёнов (инженер корабля «Сириус» Роман Бобров) стал Куртом Боденом, а в «Путешествии на планету доисторических женщин» уже актёром Мюрреем Джерардом.
    Геннадий Вернов (радист «Сириуса» Алёша) – Робертом Чанталом, а во второй «адаптации» – актёром Элдо Романи и т.д.
    Актрису Кюну Игратову, что исполнила роль Наташи, космонавта-исследователя, оставшегося на орбите на борту «Сириуса», американцы вырезали из «Доисторических женщин» полностью, а вместо неё сняли и вмонтировали сцены с актрисой Фэйт Домерг, которая стала доктором экспедиции Маршей Эванс...
    Последствия для преступной стороны? Никаких последствий.
    
Дело №5. Русский трансформер

    Советским киношникам и инженерам в «Планете бурь» удалось создать настоящую сенсацию – Железного Джона – разумного экспедиционного робота. Невиданного. По существу, первого в мире настоящего робота-трансформера!
    Джон запросто работал в качестве лебёдки, тягача, крана, а заодно, по заявкам хозяев-людей, «исполнял» джазовую музыку, а также в экстремальной ситуации даже давал им спасительные лекарственные препараты.
    Выглядел Джон потрясающе «по-роботски»: могучий угловато-скруглённый торс (мог свободно вращаться независимо от нижних конечностей), мощные раздвижные «ноги» с раскладными «когтями»-фиксаторами и ловкие манипуляторы («кисти рук» также могли вращаться независимо, как от самих «рук», так и от торса). Говорил Джон сочным низким «роботским» голосом.
    Шикарнейший двухметровый оригинальный шарнирный робот из «Планеты бурь» (и её «адаптированных» заокеанских версий) настолько понравился американским (а затем и других стран) дельцам, что вскоре был скопирован в уменьшенном виде и был выпущен на рынок игрушек миллионными партиями! Огромнейшие прибыли хлынули в карманы фабрикантов игрушек. Ни о каких авторских правах на Железного Джона и отчислениях создателям знаменитого робота и речи не велось. Плевали американские (затем западно-германские, японские и прочие) «бизнесмены» на эти права. И сегодня, спустя более уже полувека, детишки многих стран мира по-прежнему играют пусть с модифицированными, но всё с теми же роботами-трансформерами, не подозревая, что их любимые игрушки – прямые «потомки» Железного Джона, что был создан в СССР в 1962 году советскими мастерами: фантазией режиссёра П. Клушанцева, художника Ю. Швеца и инженерами-механиками.
    Пострадавшая сторона. Киночиновники СССР и ухом не повели, чтобы хоть как-то отреагировать на откровенное хищение советской интеллектуальной собственности американскими компаниями – производителей игрушек. Причина: в СССР тогда было не принято зарабатывать на «сопутствующих товарах» из популярных фильмов.
    Последствия для преступной стороны? Никаких последствий.
    
Дело №6. Инцидент «Советский Дарт Вейдер и пр.»

    (Том 1-й. «Железка» и штурмовики» Кибальчиша)
    В 1966 году Евгений Шерстобитов, опытный режиссёр приключенческого кино («Сказка о Мальчише-Кибальчише», 1964 г.), рискнул экранизировать знаменитый научно-фантастический роман Михаила Ефремова «Туманность Андромеды», переведённый на десятки языков мира. Киностудия им. Довженко выделила немалые средства и привлекла на главные роли звёзд советского кинематографа: Н. Крюкова, С. Столярова и Вию Артмане. В 1968 году вышла в прокат «Туманность Андромеды. Часть 1. Пленники железной звезды» – именно таким было полное название картины.
    Хотя фильм получился частично перегруженным коммунистической идеологией, и ему изрядно досталось от критики, зритель валом валил смотреть Землю будущего и приключения экипажа звездолёта «Тантра», высадившегося на мрачную планету с чёрным солнцем.
    «Туманность Андромеды» раскупило немало стран, в том числе и США. И что уж совсем удивительно – американцы приобрели и «подрывной антибуржуазный» «боевик» Шерстобитова «Сказка о Мальчише-Кибальчише». Оба фильма прошли с успехом в США.
    Через пару лет в СССР на главную киностудию Киева прибыла группа американцев, заметно высказывающих интерес к этим двум фильмам Шерстобитова. В «Сказке о Мальчише-Кибальчише» представителей Голливуда интересовали костюмы, сочетание цветов одежды, боевого снаряжения и строевой стиль «движения» солдат-буржуинов, в «Туманности Андромеды» – экспедиционный робот звездолёта «Тантра» и управление им. В группе американцев был 29-летний… Джордж Лукас. Тот самый! Хотя тогда и мало кому известный.
    Спустя восемь лет вышла первая часть грандиозной эпопеи «Звёздные войны», где помимо чудес первых компьютерных спецэффектов и массы экзотических инопланетных персонажей фигурировал необычный робот R2D2 – этакий интеллектуальный «пылесос». Поражала зрителей и необычная, ослепительно-белая с чёрным, форма и строевое передвижение отрядов имперских штурмовиков. И легендарного робота, и стиль «буржуинов», солдат и офицеров, долгое время опровергая, но затем всё-таки признавшись, Лукас позаимствовал из фильмов Е. Шерстобитова, хотя и добавил свой «тюнинг» (см. фото).
    
    (Том 2-й. «Дарт Ветер»)
    Одним из самых главных отрицательных героев «Звёздных войн» был зловещий командующий имперскими войсками галактики Дарт Вейдер – персонаж, одетый во всё чёрное и со страшной чёрной сверкающей металлической маской. Имя Дарта Вейдера быстро стало нарицательным во всём мире и олицетворяло Зло. Здесь автор трилогии, Д. Лукас, ещё во время написания сценария явно пошёл на поводу «холодной войны», поэтому решил имя одного из самых светлых образов героев «Туманности Андромеды» (и романа, и фильма), учёного и звездолётчика Дара Ветра (актёр Сергей Столяров), перекроить в тёмного Дарта Вейдера (см. фото).
    
Общее приложение ко всем «Делам»

    С выходом на экраны мира «Звёздных войн» Голливуд начал обгонять советский кинематограф, ибо дельцы мировой «фабрики грёз» довольно скоро поняли, какие выгоды сулит внедрение возможностей компьютеров в кино. И всё же, несмотря на всё более мощные цифровые спецэффекты и их чудеса, американцы продолжали (и продолжают) использовать достижения и наработки советских мастеров. К примеру, Р.Скотт в своём знаменитом «Чужом» (1979) воспроизвёл ряд мизансцен из «Туманности Андромеды» (особенно эпизод с находкой инопланетного корабля на чужой планете). Д. Карпентер не скрывал, что в своём знаменитом «Нечто», снимая сцены с нападением внеземного пришельца на человека, использовал тот же метод, что и Клушанцев в «Планете бурь», где космонавта атакует гигантский плотоядный венерианский цветок. Стэнли Кубрик всегда говорил: «Если бы я не увидел советский фильм «Дорога к звёздам» (всё того же Клушанцева. – Прим. автора), не было бы «Космической одиссеи 2001 года».
    Замечу, что в 90% фильмов, где в целях достоверности не применялись компьютерные спецэффекты, в сценах с невесомостью и парящими в воздухе людьми использовался (и продолжает использоваться) метод съёмок советских кинематографистов.
    Голливуд заимствовал у СССР и некоторые «инженерные» решения. В тех же первых «Звёздных войнах» один из главных героев – Люк Скайуокер, – рассекает по полям, степям, пустыням родного Татуина на спидере – низколетающей «тачке» – полном аналоге вездехода из «Планеты бурь», только без верхнего защитного колпака. Из более современных примеров: в картине Р.Скотта «Прометей» (2012) астронавты пользуются скафандрами, явно похожими на те, которые носили космонавты из «Планеты бурь».
    …Пусть СССР не получил тех сотен и сотен миллионов долларов, что в своё время так или иначе бессовестно украли у советских кинематографистов американские киножулики, у нас осталось то, что не измерить никакими деньгами – чистая совесть, правота и талант великих русских мастеров. Ну а мировой «фабрике грёз» когда-нибудь всё же придётся ответить. Хотя бы морально...
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования