Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
И Я ТАМ БЫЛ...
    Где живёт берегиня
ВПЕРВЫЕ
    Мы – дети твои, Забайкалье
У ВСЕХ НА УСТАХ
    От таксофона до мобильника
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
    Хорошей вам погоды!
НАШИ ЛЮДИ
    Из казачьего рода
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Гармония жизни профессора Виноградова
ТелеМАНИЯ
    Великая киноистория
ЭХО ВРЕМЕНИ
    Фронтовой случай
ВЫХОД В СВЕТ
    «Цветущий багульник» снова в Чите
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
О ВАЖНОМ
    «Огласите весь список…»
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    Сохраним планету голубой и зелёной
ФАЗЕНДА
    Рассада, не болей!
ОПЕРАЦИЯ "ПАМЯТЬ"
    Юность, опалённая войной
Выпуск № 12 от 19.03.2019 г.
Великая киноистория
Грозный царь грозного времени. Часть 2
Продолжаем разговор об истории появления одного из величайших произведений мирового кинематографа. Оно по праву входит не то что в золотую сотню, а в золотую десятку фильмов всех времён и народов. В «Телемании» вновь картина Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» и её история. Итак...
«Комикс» «Иван Грозный»

    Почти весь 1943 год на Центральной объединённой киностудии художественных фильмов (эвакуированный «Мосфильм»), созданной на базе республиканской студии «Казахфильм», в Алма-Ате шли работы по созданию картины. Ещё задолго до съёмок Эйзенштейн сам прорисовал все кадропланы в сценарии. Причём зарисовки были не условно-схематические, как это бывает у обычных режиссёров в экспликациях, а выполненные со всеми мельчайшими подробностями и деталями. По существу это были законченные художественные произведения. Так работали только... мультипликаторы и художники комиксов. Но они делали короткие фильмы – десятиминутки и циклы. Эйзенштейн же нарисовал полуторачасовую картину!
    
Режиссёр – гений и… тиран

    В «Иване Грозном» зрителей поражает огромное количество великолепных костюмов: от кольчуг воинов до боярских и царских одежд. В этом тоже заслуга режиссёра. Эйзенштейн лично разработал большинство эскизов костюмов и вместе с художником фильма Иваном Шпигелем создал к ним более двух тысяч рисунков.
    Съёмочная группа работала почти без выходных. Был энтузиазм и... тирания. Свирепствовал главный режиссёр. Ещё бы, каждая мизансцена фильма выставлялась с величайшей точностью, согласно каждого покадрово прорисованного эпизода сценария. В целях экономии плёнки снимали почти без дублей. Исключение составили натурные батальные съёмки взятия Казани.
    
Этот опасный «Боярский заговор»

    В том же 1943 году параллельно с первой частью «Ивана Грозного» была запущена работа над продолжением. Накануне нового 1944 года в Алма-Ату прибыла комиссия комитета по делам искусств. Она просмотрела отснятый материал по «Ивану Грозному» и одобрила его. Вторая серия фильма, согласно первоначальному плану, была посвящена полному разгрому боярской оппозиции царём и войском опричников, заканчивалась высшим подъёмом ратных подвигов Грозного, его походом против ливонских рыцарей, победоносным выходом к водам Балтики. «Отныне и до века да будут покорны державе Российской моря… На морях стоим и стоять будем!» – такими словами Ивана Грозного завершалась вторая серия посвящённой ему эпопеи.
    Таким образом, продолжение исторической эпопеи, как и её первая часть, опиралась строго на исторические факты и события. Однако, интересуясь прежде всего личностью самого Ивана IV, великий мастер Эйзенштейн перекроил сценарий, дал серии собственное название «Боярский заговор» и позволил себе некоторые творческие домыслы. По новому варианту вторая серия фильма заканчивалась задолго до наступления этих событий и была отмечена особой жестокостью, которая ощущалась даже за кадром. Режиссёр решительно отказался от таких традиционных для искусства сюжетов, как убийство Грозным собственного сына, драматические истории многочисленных царских женитьб и т.п. Заключительные её кадры были посвящены убийству Старицкого – иначе сказать, победе Ивана IV над внутренним врагом, над боярской оппозицией.
    В ходе работы над второй частью «Ивана Грозного» начала копиться такая масса великолепных кадров, что Эйзенштейн решил – это будет трилогия. Однако третьей серии фильма было не суждено появиться. Но об этом чуть ниже…
    
Цвето-шок «Грозного»

    В 1944 году, когда русские выбросили гитлеровцев за пределы СССР, съёмочная группа вернулась в павильоны «Мосфильма». Именно тогда Эйзенштейн решил пойти на смелый эксперимент, который впоследствии стал сенсацией. Финал второй части, «Пир опричников», в отличие от всей картины, снятой на чёрно-белую плёнку, сделали цветным! Снимали на трофейную немецкую Agfa. Резкая смена белых, чёрных, серых тонов на фонтан символичных кроваво-красных и золотых даже при просмотре фильма сегодня, в XXI веке, вызывает у зрителя едва ли не визуальный шок.
    
Триумф «по-царски»

    28 октября 1944 года готовую первую часть картины продемонстрировали большому худсовету «Мосфильма», где с некоторыми оговорками она была принята. Через месяц «Ивана Грозного» показали главному кинолюбителю страны Иосифу Виссарионовичу Сталину. Генсек одобрил фильм о своём, как он всегда считал, историческом учителе.
    20 января 1945 года в столичном кинотеатре «Ударник» состоялся общественный просмотр первой серии с небывалой выставкой в огромном фойе. Настоящие, роскошные костюмы, атрибуты царской власти, оружие предстало перед глазами изумлённых зрителей. Фильм был распечатан на тысячи копий, раскуплен десятками стран мира, и даже кичливым Голливудом был признан шедевром.
    За создание первой серии фильма «Иван Грозный» режиссёр С. Эйзенштейн, операторы А. Москвин и Э. Тиссэ, артисты Николай Черкасов (роль Ивана Грозного) и Серафима Бирман (Ефросинья Старицкая, тётка царя) были удостоены высокой награды – Сталинской премии первой степени (100 тысяч рублей)! Постановление Совета Народных Комиссаров СССР было опубликовано 27 января 1946 года. К этому времени съёмочная группа заканчивала работу над второй серией фильма.
    
Опала, жестокая и беспощадная

    2 февраля в Московском доме кино торжественно отмечали присуждение Сталинских премий деятелям киноискусства. На этом же вечере Эйзенштейну сообщили о том, что вторая серия «Грозного» отправлена на просмотр в Кремль. Меньше чем через час после этого сообщения режиссёра отправили в кремлёвскую больницу с инфарктом. И уже позже, в больнице, Сергею Михайловичу сказали о том, что вторую серию запретили. Критика была жестокой и страшной: авторы обвинялись в незнании и сознательном искажении истории. Это было серьёзное обвинение с соответствующими последствиями.
    Эйзенштейн и Черкасов вскоре написали в ЦК письмо, в котором признавали допущенные ошибки и обращались с просьбой помочь исправить их в дальнейшем. Ответ получили только спустя несколько месяцев. Им предлагалось 25 февраля 1947 года быть в Кремле для встречи со Сталиным. На встрече присутствовали помимо генсека второй человек в государстве премьер Вячеслав Молотов и министр культуры Жданов.
    
Сталин Грозный, Малюта Берия и опричники НКВД

    С первых же минут на режиссёра и актёра обрушилась критика. Сталин упрекнул Эйзенштейна в незнании истории, в том, что он показал опричников не как прогрессивное войско царя, а как свирепую шайку дегенератов... ку-клукс-клановцев: «Вы только вместо белых колпаков облачили их в чёрные...» «В финальной сцене царского пира пляшущие опричники похожи на каннибалов». «Царь всё время кается в своих поступках и вообще напоминает неврастеника». «В первой серии Иван долго целуется с женой. В те времена это не допускалось». «Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств...» «Артист Жаров неправильно, несерьёзно отнесся к своей роли в фильме. Это несерьёзный военачальник». На что Жданов добавил: «Это не Малюта Скуратов, а какой-то шапокляк!»
    И т.д., и т.п. В общем, Эйзенштейн и Черкасов во время этой «дружественной» критики решили, что это конец. И возможно, не только профессиональной карьеры. Они с ужасом поняли, что вся вторая часть получилась как историческое отражение: за образом Ивана Грозного с его реформами и репрессиями угадывался Сталин, Скуратов – Берия, предатель князь Курбский – враг народа, Бухарин, бесчинствующие опричники – не иначе, как внутренние войска НКВД! Однако случилось чудо.
    
Чудо, не спасшее режиссёра

    Всего через день после страшной встречи в Кремле, 26 февраля, находясь уже в Ленинграде, Черкасов прочитал в газете указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания народного артиста Советского Союза. Смертельно опасный для киношников кризис со второй серией «Грозного» миновал. Полностью смонтированную, озвученную и разгромленную до основания вторую часть фильма Сталин разрешил переделать! Что же касается отснятого материала (хронометраж – 24 минуты) на заключительную часть трилогии, его было приказано уничтожить. (До нашего времени сохранилось не более трёх минут.) К тому времени Сергей Эйзенштейн предчувствовал, что жить ему осталось немного. Работа над продолжением едва теплилась. Режиссёр, несмотря на болезнь, делился с коллегами мыслями о съёмках финальной части трилогии о Грозном.
    В ночь с 10 на 11 февраля 1948 года гений мирового кинематографа ушёл из жизни.
    Николай Черкасов скорбно принял эту утрату и, желая завершить начатое, предложил своему старому другу, режиссёру Владимиру Петрову («Пётр I», «Сталинградская битва») доснять и перемонтировать опальную вторую серию шедевра. Лишь спустя десять лет, 1 августа 1958 года, благодаря мудрому решению правительства Никиты Хрущёва вторая серия исторического киношедевра без каких-либо купюр была выпущена на экраны и произвела тот же фурор, что и первая. Чудом сохранившийся раритет – маленький фрагмент третьей серии «Рыцарь Штаден на опричном дворе» и несколько других, – зрители увидели только в 1988 году.
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования