Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
СРОЧНО В НОМЕР
    Остаться на пепелище
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Снова жених и невеста
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Кто мешает работать приставу?
И Я ТАМ БЫЛ...
    Козы. Перезагрузка
ГЛАС НАРОДА
    Чума XXI века
ЖИВЕТ ГЛУБИНКА
    А корешки тут крепкие
О ВАЖНОМ
    Сельское хозяйство и господдержка
КРИК ДУШИ
    Калангуй – моя любовь и боль
ЖИЗНЕННЫЕ ВОПРОСЫ
    Раз картошка, два картошка
ТелеМАНИЯ
    «Чужой»: 40 лет ужаса в космосе
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Детский сад
СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ
    Женский взгляд на жизнь и общество
ВЫХОД В СВЕТ
    Танцевальная Чита
ФОТОРЕПОРТАЖ
    Под флагом федерации
НАРОДНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
    Когда пожар – это будни…
ВОПРОС БЕЗ ОТВЕТА
    Сельский учитель – он и в Мексике народный учитель
ЗНАЙ НАШИХ!
    «Возьмёмся за руки, друзья!»
МИЛОСЕРДИЕ
    Фонд Хабенского –для забайкальцев
ФАЗЕНДА
    Встречаем Пасху
Выпуск № 17 от 23.04.2019 г.
«Чужой»: 40 лет ужаса в космосе. 2 часть
Сегодня, в связи с приближающийся юбилейной датой – 40-летием культовой картины мэтра современной мировой кинофантастики Ридли Скотта «Чужой» – мы продолжаем исследовательский «полёт» в его малоизученную, пугающую страшными чудесами киновселенную, созданную в 1979 году. Полетели…
Экипаж

    …Для экипажа космического грузового корабля требовалось семь человек: четверо мужчин, двое женщин + один кот. Интересно, что первоначально в сценарии «Alien» («Чужой») женских ролей не было вообще, но потом, чтобы придать необычность фильму, Ридли Скотт придумал, что главным героем фильма станет именно женщина. Кандидатом на центральную героическую роль офицера Элен Рипли была актриса Вероника Картрайт, но режиссёр, увидев кинопробы начинающей театральной актрисы Сигурни Уивер, понял, что это и есть мужественная красавица – победитель зловещего ксеноморфа. Картрайт была предложена роль штурмана «Ностромо» Ламберт – нервозной, сеющей панику дамы. На остальные роли были приглашены малоизвестные актёры, дабы «звёздные» лица не отвлекали внимания зрителей от космическо-инопланетных ужасов. Исключение составил лишь актёр Иен Хольм, за плечами которого было уже немало фильмов – он исполнил роль коварного андроида Эша.
    На роль мохнатого рыже-полосатого члена экипажа «Носторомо», кота Джонса «пробовались» четверо совершенно одинаковых кошанов. Для разных дублей утвердили всех четверых (один из них, самый отчаянный и независимый, постоянно обитал на мусорке возле студии 20th Century Fox). Для съёмки крупных планов Ридли Скотт притащил своё собственное мяукающее сокровище. Экипаж актёров был в полном комплекте, и режиссёр сказал: «Мотор!»
    
«Ностромо»

    Съёмки проекта «Чужой» начались во второй половине лета 1978 года. Сложнейших декораций и макетов было так много, что иные дорабатывались и монтировались прямо на съёмочной площадке во время репетиций актёров. Одним из самых трудных был сам грузовой космический корабль-тягач «Ностромо». Его макеты делались вручную и были выполнены в шести вариантах, от модели в 30 см до шестиметрового гигантского макета! Та же ситуация была и с посадочным модулем «Ностромо». Убранство внутренних помещений корабля, узкие коридоры, множество приборов и устройств поражает зрителя реализмом и поныне, при условии, что в «Чужом» не было никакой компьютерной графики. Несмотря на увеличенный бюджет денег, на детали декораций не хватало, и Скотт отправился на свалку списанных самолётов, где набрал кучу старых деталей, которые, окрасив в нужный цвет, использовал как «фактуру» части интерьера «Ностромо». В дело шло всё. К примеру, под решётчатые полы «Носторомо» были приспособлены ящики из-под молочных бутылок, перевёрнутые вверх дном. Капсулы, в которых астронавты проводили полёт в гиперсне, являлись в «земной» жизни барокамерами для медицинских процедур. Техно- рекорд был поставлен в компьютерном отсеке «Ностромо» – здесь установили свыше 3000 лампочек!
    
На LV-426

    Планетоид. Для съёмок выхода астронавтов на поверхность планетоида LV-426 декорации посадочных шасси «Ностромо» были сделаны в натуральную величину и имели высоту в 17 м. Саму поверхность зловещего планетоида сделали в павильоне площадью в 4000 кв. км. Грунт в студию был доставлен тридцатью огромными грузовиками.
    Посадка и «пытка» скафандрами. Во время посадки корабля для реализма происходящего актёров в креслах нещадно трясли десяток ассистентов. Скафандры с великолепными шлемами, несмотря на броскую эффектность, имели существенный недостаток – тяжёлое (вместе с баллонами – более 40 кг) космическое обмундирование из нейлона не пропускало воздух, и температура в скафандре поднималась до +50С. Легко представить, что ощущали актёры. На съёмочной площадке постоянно дежурила медсестра с баллоном кислорода, поскольку те нередко просто падали в обморок от перегрева и нехватки воздуха.
    
Неизвестные с «Ностромо»

    Несмотря на огромные декорации главного отсека чужого корабля, в центре которого находилась самая дорогая, (стоимость изготовления – 280 тыс. долларов) пятиметровая фигура погибшего окаменевшего инопланетянина, режиссёру хотелось показать ещё больший масштаб. Идея пришла быстро – Ридли Скотт привлёк своих детей (см.фото): запаковал мальчишек в скафандры и пустил в кадр. Масштаб происходящего возрос ещё более. Правда, после того, как детки потеряли сознание от перегрева, Скотт немедленно распорядился выбросить из скафандров ряд «деталей», тем более на общих планах они были не нужны. Дело пошло легче... Дети также снялись и в кадре, изображая на общем плане Далласа и Ламберт, поднимающих пострадавшего Кейна на борт «Ностромо».
    
Ксеноморф: яйцо, корова, устрицы…

    В трюме погибшего звездолёта Кейн обнаружил в странном голубом сиянии яйцеобразные предметы. Бутафорские яйца ксеноморфа в количестве 130 штук были изготовлены из латекса. Главное, «напавшее» на Кейна, было полупрозрачным с основой из оргстекла и стекла, наверху оно раскрывалось с помощью гидравлики. Внутрь было закачано желе. Для эффекта жизни внутри яйца Ридли Скотт нацепил жёлтые резиновые перчатки, погрузил руки в желе и стал махать ладонями, изображая летящего голубя. Открывшееся яйцо Чужого с жутким наполнением представляло собой на самом деле... коровий желудок и его некоторые внутренности. Натурпродукты, создавшие эффект необыкновенного «внеземного» реализма, в «Чужом» были использованы ещё дважды. В сцене, где Эш препарирует мёртвого «лицехвата», органы страшной твари «играли» свежие моллюски, устрицы и овечья почка.
    
О молочке роботском и т.п.

    В известном эпизоде фильма, когда у коварного Эша отлетает голова и становится ясно, что он – робот, и вместо крови у него белая «технологическая» жидкость, актёр Иен Хольм щедро лил изо рта молоко. На протяжении съёмок эпизода ему пришлось употребить более 12 его литров. Внутренности синтетического человека изображали не только многочисленные пластмассовые трубки, шарики и т.п... Так, муляж головы Эша был нашпигован... спагетти и кольцами репчатого лука.
    
Ужас актёров

    Одной из самых шокирующих и эффектных сцен фильма является появление зародыша Чужого из грудной клетки Кейна. Снимали в два приёма. Первый, где Кейн начинает задыхаться и падает на стол, снимался как обычно. К телу актёра Джона Харта была приклеена тонкая трубка, из которой в нужный момент под давлением выплёскивался имитатор крови. После этого команде «Ностромо» (кроме Кейна) было предложено погулять... почти пять часов. Вернувшись, актёры понятия не имели, что конкретно будет происходить в кадре. Джен Херт – Кейн, уже лежал на столе и помалкивал, под ним так же лежало двое помощников по спецэффектам. При команде «Мотор!» съёмку начали одновременно четыре камеры. Внезапно из груди Кейна вырвался «взрыв» «крови» (подавался по специальной трубке под давлением) и в отверстие тела (резиновый муляж) высунулась отвратительная зубастая голова зародыша Чужого. Актёры такого не ожидали и действительно перепугались до смерти, а с Вероникой Картрайт – Ламберт, на которую вылилось, наверное, полведра «крови» Кейна, приключилась настоящая истерика.
    Интересно, что кошмарный крик Чужого – это комбинация звуков шипения гадюки, свинячьего визга и плача ребёнка.
    
Кот Джонс боится и…атакует

    Коту режиссёра тоже пришлось изрядно побояться. Требовался кадр, где Джонс, изогнувшись и подняв шерсть дыбом, шипит в ужасе на ксеноморфа. В порыве энтузиазма, не жалея нервы любимого кота, Ридли Скотт поставил перед его мордахой фанерную заслонку. Оператор включил камеру. Заслонку отодвинули, и кот увидел здоровенную немецкую овчарку в наморднике и на поводке, что не помешало Джонсу отреагировать как надо... Интересно, что могучий пёс, поджав хвост, сам в ужасе шарахнулся от перепугано-разъярённого рыже-полосатого мявчуще-воющего чудовища. В конец ошалевшему от страха овчару пришлось даже давать успокоительное.
    
Смерть в космосе

    В феврале 1979 года Ридли Скотт приступил к монтажу фильма. Концовка ленты предполагалась куда более мрачной, фатальной, чем ныне известная: Чужой в спасательном челноке откусывал голову Рипли, садился в пилотское кресло и начинал вызывать Землю её голосом. Кинокомпания «XX век Фокс» не пошла на поводу у режиссёра и предложила смягчить окончание, что и было сделано. Также из фильма по причине слишком длинного хронометража был удалён ряд сцен.
    
Зрелище не для слабонервных

    Премьера «Чужого» состоялась 25 мая 1979 года и вызвала небывалый в мире фурор! В ряде кинотеатров разных стран даже вырезали сцену, в которой зародыш вылупляется из живота Джона Херта – некоторые слабонервные зрители убегали из зала, падали в обмороки, иных тошнило, и они мчались в туалет. После этого администрации кинотеатров надоело его чистить. Возвращая плёнку после проката, они вклеивали эту сцену обратно... Спустя семь лет на экраны вышел сиквел нашумевшей картины Р. Скотта – ещё более успешные, также ставшие классикой фантастического кино «Чужие» Джеймса Камерона. Но это был скорей боевик, нежели завораживающий внеземным ужасом триллер, где, согласно его девиза-слогана, в космосе никто не услышит твой крик.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования