Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Новости недели
    Горняки СУЭК оказали поддержку пострадавшим от степных пожаров в Борзинском районе
С МЕСТА СОБЫТИЯ
    Великий и святой праздник
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Захламились!
ВЛАСТЬ РЕШИЛА?
    В Толбаге закрывают школу!
НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ
    Мои родные приёмные дети
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
    От Улгия до Сухэ-Батора
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
    Бои под хруст кукурузы
ТелеМАНИЯ
    Война на экране: киносекреты и тайны
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Лодочный минимум
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Всегда под присмотром
ВЫХОД В СВЕТ
    «Многоликое Забайкалье»
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Москва, она такая...
ЧАДО газета для детей и молодежи
    Разноцветный мир
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ РАДИО
    Давайте удивляться чудесам
Выпуск № 20 от 14.05.2019 г.
Война на экране: киносекреты и тайны
Каким образом советским режиссёрам удавалось безо всяких компьютеров добиваться реальности батальных сцен на земле, в небе, на воде и… в воздухе?!
Окончание. Начало в №№ 18 и 19
    
Грозные небесные «артисты»

    С военными самолётами в кинематографе была та же история, что и с пушками – большинство было переплавлено, единицы, что остались для съёмок фильмов, вскоре пришли в негодность. Единственный в стране Музей истории авиации в Монине под Москвой неоднократно выручал кинематографистов. И хотя экспонаты не могли больше подниматься в воздух, они оказались незаменимыми для съёмок многих эпизодов в фильмах «Свет далёкой звезды», «Вызываем огонь на себя», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Освобождение», «Небо со мной» и т.д. Но лететь и воевать киносамолёты, как при помощи комбинированных съёмок, так и в «натуре», были всё же обязаны. И они летали и воевали с завидным, особенно для зарубежных киношников, реализмом и эффектом.
    
Макетно-воздушные баталии

    Для комбинированных съёмок воздушных сцен строились разномасштабные макеты самолётов из дерева или алюминия со всеми мельчайшими подробностями. Макеты снимались как в студии, так и в полевых условиях. Копии самолётов прикреплялись тонкой проволокой к специальной конструкции, сообщающей нужную траекторию полёта. Проще было снимать взлёт или пикирование самолёта. На съёмочной площадке устанавливалась высокая, порой до 40 метров, ферма (см. схему). От её верхушки тянулись вниз по наклонной две параллельных стальных проволоки (или лески) толщиной не более 0,3 мм, к ним крепился макет самолёта на таких же тонких струнах, на концах которых были ролики. Макет поднимали к верху фермы и по команде «Мотор!» самолёт «летел», скользя на роликах, лихо пикируя, или шёл на посадку. Камера вела панораму. Скорость самолёта регулировалась наклоном направляющих проволок. Для того чтобы макет не разбился в конце «полёта», на проволоке делалась тормозная дорожка из узелков (от маленьких до крупных), отчего конструкция плавно затормаживала. Для воздушных боёв с элементами высшего пилотажа использовались кордовые модели.
    Здесь возникает главный вопрос: почему в кино во время воздушных сцен не видно никаких проволочек, кордов и лесок?
    
Слепой объектив

    Тайна раскрывается просто: все эти подвески красятся под цвет окружающего пространства, но самое главное – объектив камеры при правильно выбранном режиме съёмки их просто... не видит! Подвески настолько тонкие, что находятся за пределами разрешения объектива. Простой пример: в лесу на ветке дерева вы увидели тонкую паутинку, но стоит вам посмотреть сквозь неё и сфокусировать взгляд на соседнем дереве, паутинка... исчезнет. Нечто подобное может происходить и со «взглядом» объектива.
    
Секрет кинозенитчиков

    Нередко в воздушных сценах приходится видеть, как самолёты летят среди разрывов облаков зенитных снарядов. Такие разрывы имитировались крохотными пакетиками из рисовой бумаги, куда засыпалось полграмма магния и бертолетовой соли. Пакетики, выкрашенные под цвет неба, подвешивали в снимаемом пространстве и взрывали при помощи тончайшей проволочки, соединённой с пультом пиротехника. Пакетики, как и проволока в случае «полётов» авиамоделей, были настолько малы, что объектив камеры их также не «видел».
    Съёмки настоящих самолётов в сценах обстрела зенитками удивительно реально производились при помощи разрывов зарядов из тех же бертолетовой соли и магния, но в килограммовых пропорциях. Заранее установленные и пристрелянные воздушные батареи во время съёмок подрывали безопасные петарды на точно заданной высоте.
    
Самолётогрим

    Конечно же, одними комбинированными съёмками обойтись было нельзя, и тогда в небо поднимались реальные военные самолёты. Поскольку крылатых представителей люфтваффе, да и многих русских боевых машин времён Великой Отечественной на летающем ходу уже почти не было, советские кинематографисты принялись вполне успешно «гримировать» современные самолёты, даже гражданские.
    Так, в советских военных киношедеврах роли наших «Лавочкиных» и зловещих фашистских «фокке-вульфов» и «мессершмиттов» снимались учебно-тренировочные Як-11 и Як-18 и чешский учебный «Тренер» (см. иллюстрацию). Тоже чешская, но уже пассажирская двухкилевая «Морава» на экране представала то грозным пикировщиком Пе-2, то тяжёлым истребителем люфтваффе Ме-110. Вместо прославленных «небесных тихоходов» По-2 на съёмках летают антоновские бипланы.
    Одним из старых военных крылатых актёров является трудяга-транспортник Ли-2. Машина оказалась настолько качественной, что ряд самолётов продолжает подниматься в воздух и сегодня. В кино Ли-2 изображал как самого себя, так и американскую «Дакоту-47». С помощью добавления бутафорской носовой части и пулемётных турелей Ли-2 превращался в грозный бомбардировщик Ил-4, а установкой третьего «мотора» на носу – в гитлеровский Ю-52 (см. иллюстрацию – фрагменты «грима» выделены тёмным).
    Надо заметить, что эти ухищрения могли серьёзно отражаться на аэродинамике самолёта (грубая окраска, например, съедает до 20% скорости), на его управляемости, наконец, на безопасности полёта, но самые лучшие в мире советские военлёты никогда не допускали ЧП на съёмочных площадках СССР.
    Так что благодаря не только актёрам-людям, но и актёрам в броне и металле, а также непревзойдённому мастерству специалистов комбинированных съёмок, кинооружейников и пиротехников, отечественные киношедевры середины и второй половины XX века безо всяких компьютерных спецэффектов продолжают поражать зрителя художественной киноправдой Великой Отечественной войны.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования