Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ДОБРАЯ ВЕСТЬ
    Поиграем, потренируемся
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
    Преодоление
КАСАЕТСЯ ВСЕХ
    Чтобы триллионы на пользу пошли
ЗДОРОВЬЕ
    О чём говорят боли в груди
    И морковка хороша в меру
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Знаменосца забыли?
НАША ГОРДОСТЬ
    Цыбен Жамцарано
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Ветеринары «Красного Великана»
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
    О сельском враче замолвите слово
ТелеМАНИЯ
    45 невероятных лет приключений римлян в России. 2 часть
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Рождение человека
ВЫХОД В СВЕТ
    Полёт над временем и Забайкальем
КАСАЕТСЯ ВСЕХ
    Э-э-э… Кажется, 02
НУ И НУ
    Однажды в Америке
ЧАДО газета для детей и молодежи
    «Хрустальные воды истоков Амура»
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    «Земляне», я к вам…»
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
СОВЕТУЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ
    Миксбордер
ФАЗЕНДА
    Оптимистка по жизни
Выпуск № 33 от 13.08.2019 г.
Цыбен Жамцарано
К 138-летию со дня рождения знаменитого земляка
30–31 июля в п. Агинское прошла межрегиональная научно-практическая конференция «История бурятского народа: Незабытые имена, неизвестные страницы», и посвящена она была научной, общественной и государственно-административной деятельности выдающегося профессора Цыбена Жамцарано.
    Учёный-востоковед, талантливый исследователь фольклора, этнографии, истории, культуры и языка монгольских народов, доктор филологических наук, член-корреспондент АН СССР, учёный с мировым именем. Его многогранное творчество поражает не только содержательным диапазоном, но и глубиной осмысления социальных проблем. А научное и литературное наследие составляет золотой фонд бурятского народа, неисчерпаемый кладезь знаний и творчества. Вне сомнений, значение его научного и творческого наследия не ослабевает и в наши дни, вызывая большой интерес не только у специалистов.
    Цыбен Жамцарано родился в 1881 году местности Судунтуй на территории нынешнего Агинского округа в семье зайсана (старосты) Хойто-Агинского родового управления. Был он представителем рода шарайд. Надо отметить, что из этого рода происходят такие известные личности, как Данжинов Лубсан-Доржи (Ензон багша) – известный буддийский религиозный деятель; Тимур Ухинович Жалсарайн – педагог, краевед, открыватель водораздельной точки в Забайкалье; Ким Иванович Базарсадаев – оперный певец, Народный артист СССР; Хубисхал Цыренжапович Ральдин – журналист-международник, спецальный корреспондент отдела радиовещания Монголии и Вьетнама государственной радиовещательной компании «Голос России»; Баир Баясхаланович Жамсуев – российский государственный деятель, заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности; Владимир Николаевич Ешеев – президент Российской федерации стрельбы из лука, заслуженный работник физической культуры России, и другие.
    Родители Жамцарано были передовыми людьми в аймаке. Владели монгольской и русской грамотой. Начальное образование Цыбен получил в Читинском городском трёхклассном училище. Затем обучался в Петербурге в гимназии, основанной Петром Бадмаевым. Однако из-за конфликта, вызванного попыткой принудить его к принятию православия, оставил гимназию. Поступил в Иркутскую учительскую гимназию. Именно в Иркутске Жамцарано предпринял первые попытки сбора фольклорного материала бурят. Впоследствии он писал: «Детская любовь ко всему народному, к старине, эпосу и шаманству продолжала меня увлекать сильнее и сильнее. Наконец я не выдержал и с первого же класса учительской семинарии, то есть с 1898 года, начал свои пробные поездки по алларским и кудинским бурятам, начал записывать всё, что относилось к эпосу и шаманству».
    Окончив семинарию, стал учителем Агинского приходского училища. А вскоре решением полного суглана (собрания) родоначальников и почётных инородцев Агинской степной думы вместе с другом Базаром Барадиным из улуса Ага-Хангил был направлен на учёбу в Санкт-Петербургский университет. Вольнослушателем посещал лекции и занятия юридического, восточного и естественного факультетов; летние каникулы посвящал сбору произведений устного народного творчества бурят и их исследованию.
    По окончании был оставлен в университете в должности лектора монгольского языка на факультете востоковедения. С 1905 начал общественно-политическую деятельность. Был направлен в длительную научную командировку в Китай и Монголию. До 1917 г. много путешествовал по Монголии, работал при дворе правителя Богдо-гэгэнa VIII в должности советника российского консульства и советника монгольского правительства по вопросам образования. Внёс большой вклад в установление дружественных отношений между Россией и Монголией, являясь, кроме того, основателем и редактором первого монгольского журнала «Шинэ толь» («Новое зерцало») и газеты «Нийслэл хурээний сонин бичиг» («Столичная газета»). Написал научные труды по истории монгольских племён дархатов, урянхайцев, дербетов и других.
    Революцию встретил в Забайкалье. С лета 1917 г. активно включился в общественно-политическую работу в Бурятии. Стал председателем Бурнацкома, комиссаром по нацделам Забайкальской области, преподавателем Иркутского университета. Был делегатом Учредительного съезда Монгольской народной партии в марте 1921 года в Кяхте, принявшего программу по его проекту. Поэтому ныне правящая Монгольская народно-революционная партия считает Ц. Жамцарано автором своей первой программы и одним из основателей. Также он занимал должность учёного секретаря Учёного комитета МНР, в 1921 г. – замминистра внутренних дел Монголии. 
    В 1932 году, в период обострения классовой борьбы, был выслан из республики и по 1937 год работал в Институте востоковедения Академии наук СССР в г. Ленинграде. Проявил себя как крупный учёный-исследователь. Получил степень доктора филологических наук и даже был избран членом-корреспондентом. Но стал жертвой репрессий – был оклеветан и арестован в 1937 году. Жизнь его оборвалась в 1942 году в Соль-Илецкой тюрьме Оренбургской области.
    …Изучая архив Ц. Жамцарано, поражаешься обилию разнообразного материала, в них видны удивительная целеустремлённость собирателя, глубокий профессиональный интерес к духовной культуре монголоязычных народов, высокая работоспособность. В полевых дневниках, открытых листах, удостоверениях, относящихся к сбору фольклорных материалов, видно, какие тяготы он переносил во время поездок по улусам, сколько потратил времени, в каких тяжёлых условиях работал. Вот, например, запись от 17 мая 1906 г.: «Выпал глубокий снег, и стало холодно. Так как я выехал в лёгком летнем пальто, то пришлось выпросить у хозяина доху и ехать дальше в направлении к Алари… Поехали в тележке-арбе. Но снег размяк, навёртывался на колёса в виде толстых лохматых слоёв, и приходилось ежеминутно разбивать их. Всё время шли пешком. Не телега везла, а мы сами тащили телегу».
    Во время записи поэмы о Гэсэре из уст рапсода Маншуда Эмегеева в дневнике зафиксировано: «День и ночь продолжаем запись поэмы. В глубокую полночь раздаётся пение Маншуда, мешая спать. Но мы неутомимы и удивляемся своей усидчивости. Утомление страшное. Руки еле ворочаются. У Маншуда еле движется язык».
    Жамцарано особое место отводил бурятским улигерам. Буряты с древних времён обладали богатым наследием устной поэзии. Улигеры – большие эпические народные поэмы (от 5 до 12–13 тыс. стихотворных строк). Наибольшее распространение и известность получили улигеры «Абай Гэсэр», «Ерэнсэй», «Аламжи Мэргэн», «Айдурай Мэргэн». Улигер нельзя было сокращать, переделывать по-своему. Испокон веков бурятские улигеры передавались устно, не меняясь в своей внутренней сущности. Бурятский эпос не искажался в угоду идеологии господствующих сословий, а жил в устной передаче народа в первозданном виде, что помогло ему сохранить в относительной чистоте взгляды и представления древних бурят. По словам выдающегося русского востоковеда А. Руднева, Ц. Жамцарано взялся в 1903 году за собирание монгольских эпических сказаний, и ему «во время… неоднократных поездок к разным монгольским народам удалось собрать такое изумительное количество текстов, какого не собрал, кажется, ни один другой собиратель ни у какого другого народа».
    Первым таким произведением была былина (по-бурятски «ульгэр») об Аламжи-мэргэне, которую записал он 18–20 августа (в течение двух дней и ночей) 1903 года у рапсода Елбона Шалбыкова, 53-х лет, бурята третьего Буяновского рода Капсальского ведомства. Объём рукописи – 205 страниц! В общей сложности Жамцарано зафиксировал около 70 эпических поэм. Отмечал, что они играли немалую роль в воспитании подрастающего поколения. Слушая увлекательные и чарующие рассказы рапсодов и простых сказителей, слушатели впитывали лучшие черты характера героев, проникались чувством гордости за их богатырские поступки и свершения и стремились быть похожими на них. Улигеры являлись могучим средством преемственности поколений, передачи лучших нравственных правил от старших к младшим, сохранения и приумножения общечеловеческих и этнических принципов человеческого общежития.
    К сожалению, улигеры исчезают из активной массовой практики. А значит, пришло время подумать о новых подходах, которые дали бы новый импульс для активного и плодотворного изучения наследия выдающегося учёного. С началом 1990-х начинается новый этап изучения его многогранной деятельности, были изданы статьи и книги, посвящённые жизни и деятельности Ц. Жамцарано, были начаты работы по публикации его творческого наследия, проводились научно-практические конференции. Большая часть неопубликованного рукописного наследия (статьи, заметки, переводы памятников бурятского права, рабочие тетради, материалы по шаманству, культу Чингисхана, астрологии, тибетской медицине) хранится в архивах Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Улан-Батора. В 2019 г. открылась памятная доска в г. Улан-Удэ. Имя учёного носят улицы Улан-Удэ и п. Агинское, Судунтуйская общеобразовательная средняя школа (школа его родного села) и наша краевая библиотека. Это накладывает особый отпечаток на её деятельность.
    С 2006 года сотрудники отдела краеведения и библиографии реализуют краеведческий проект «Память Аги». Систематизирована информация о людях, внёсших большой вклад в развитие округа, края. Выпущены компакт-диски, которые способствуют формированию духовно-нравственных ценностей у населения на примере жизни и служения выдающихся земляков. Первый выпуск посвящён Цыбену Жамцарано. Это была первая попытка систематизировать информацию о нём.
    Библиотека продолжает поисковые, архивные и библиографические изыскания по этой теме. Организована музейная экспозиция, проводятся межрегиональные научно-практические конференции.
    Во все времена и эпохи понимание людьми своей истории, деяний своих предков, их оценка играли немалую роль в формировании системы ценностей, в принятии важных решений, в жизнедеятельности общества и личности. Сохранение национальной культуры, возрождение духовности, обретение национальных корней – одна из глобальных проблем нового тысячелетия для всего мирового сообщества. Библиотеки также ставят эту проблему основополагающей.
    
    Бальжима ЖАМСОЕВА, главный библиограф ГУК «ЗКБ им. Ц. Жамцарано»
Яндекс цитирования