Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Трамплин для бизнеса
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Красная линия в жизни
КАСАЕТСЯ ВСЕХ
    «Собачья проблема» нерешаема?
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Синилгэн – праздник первого снега
УГОЛКИ ЗЕМЛИ РОДНОЙ
    На аргунской стороне…
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    Жар-птица вдохновения
ТелеМАНИЯ
    «Ы» и другие приключения «Операции»
ЗАПОВЕДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    Записки краеведа
ВЫХОД В СВЕТ
    Посмотреть на шерстистого носорога
ТАЛАНТЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ
    Звание «Народный» – по заслугам!
ТЕПЛЫЕ СТРОКИ
    Играй, гармонь, звени, частушка
ЧАДО газета для детей и молодежи
    Для мам и пап
ДАТА
    Тысячи тысяч
НИ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ
    Звонница – звонче нет
ЗНАЙ НАШИХ!
    Трезвые воины – забайкальские старообрядцы
ФАЗЕНДА
    А у нас свежина!
Выпуск № 45 от 05.11.2019 г.
Трезвые воины – забайкальские старообрядцы
В 2019 году при поддержке губернатора в крае стартовал проект «Трезвое село»,выступающий против алкоголизации населения и связанных с нею проблем. С великим сожалением приходится констатировать, что в забайкальских сёлах практически нет трезвенников-мужчин, почти все в той или иной мере употребляют алкоголь и считают это национальной традицией. Но есть в российской истории факты, свидетельствующие об обратном. Признаться, они удивили даже меня.
    Что отрадно, отличились крестьяне-старообрядцы нашего Забайкалья, староверы красночикойских сёл. Но начнём по порядку.
    Вот уже два года как я познакомился с известным забайкальским краеведом Виталием Юрьевичем Апрелковым (он, кстати, разделяет наши взгляды и согласен, что самое важное для страны – сознательная трезвость, а враги народа №1 – это алкоголь и табак). Виталий Юрьевич и рассказал мне о староверах. Все мы из истории знаем, что в 1904–1905 годах Россия воевала с Японией за обладание КВЖД и северо-востоком Китая и Кореи и эту войну проиграла. Но почти никто не знает, в том числе и историки, что основной причиной поражения и на сопках Маньчжурии, и в Цусимском проливе был алкоголизм личного состава. Армия и флот очень сильно пьянствовали. Кстати, эти факты сознательно замалчиваются всеми историками – как коммунистами, так и демократами. Тем не менее, исторические источники в доказательство тому имеются, и даже сами японцы говорили: «Мы отказываемся от чести быть победителями. Победу нам сделал царствующий в России кабак».
    Однако были в русской армии «островки трезвости», и это были самые успешные и боеспособные части. Во-первых, уральские казачьи полки (уральские казаки были все сплошь старообрядцы и не употребляли ни алкоголя, ни табака). А во-вторых, наши забайкальцы, но не казаки, а семейские крестьяне-старообрядцы из Тарбагатая, Бучуры, Байхора, Урлука. Они составляли основу восточносибирских полков. Например, в обороне Порт-Артура участвовали 4-я и 7-я Восточно-Сибирские стрелковые дивизии, 4-я Восточно-Сибирская артиллерийская бригада, укомплектованные уроженцами вышеуказанных сёл. Командование отмечало: «Своим трезвым поведением, высокой дисциплиной, своей моральной и физической чистоплотностью, высоким боевым духом и боевой результативностью они выгодно отличаются от уроженцев других мест (…) Воздерживаются от алкоголя и табака даже там, где высокая доступность китайского спирта».
    Теперь представьте: современные мужики возвращаются с тяжёлой трудовой вахты с деньгами, дешёвая водка кругом... А ведь после подписания генералом Стесселем акта о капитуляции Порт-Артура 5 января 1905 года дивизии наших земляков не поддались разложению. В отличие от других частей, которые ударились в пьянство, продавали японцам вещи и даже оружие, наши, вопреки приказу начальников, вывели из строя свои пушки, чтоб они не достались японцам и те не применяли их против наших же солдат в Маньчжурии.
    А вспомните развал Советского Союза, когда большинство начальников, больших и малых, а также значительная часть населения, стали растаскивать, разворовывать родные предприятия. Сейчас в этом все, кому не лень, обвиняют Чубайса и Ельцина. Но дорогие сограждане, кто мешал вопреки преступным приказам сохранить свои коллективы, собственность колхозов, заводов, действуя, как наши деды в Порт-Артуре? Где были «защитники Отечества»? Да почти у всех мозги и сознание были отравлены брежневскими застольями! Оставались бы трезвыми мужики, такого бы не было. Ведь именно трезвость даёт уравновешенную и долгую силу, волю и смелость, необходимые в борьбе за жизнь. При этом силу – зрячую, видение ситуации чёткое и с разных сторон. Ни у одного «культурно пьющего» этого нет, как бы ни хвастался человек, что он не алкоголик, не пьяница. По себе знаю, есть с чем сравнить. А борьба и противоборство во всех проявлениях – в корне нашего мужского самосознания.
    Берите пример с забайкальских старообрядцев конца XIX – начала XX веков, пахарей и ратников. Кстати, об этом есть очень хорошие слова историка, исследователя Западного Забайкалья Фирса Федосовича Болонёва: «Обращаюсь к потомкам семейских чикойских крестьян. Где вы, мужики? Почему предали одно из главных достоинств своих дедов и прадедов – трезвость? Ведь Красночикойский район имеет такие богатые трезвенические традиции, каких нет ни в одном районе Забайкалья».
    Читающие эти строки! Не оскверняйте уста поганым табачным и алкогольным зельем. Помогите нам, «Трезвому Забайкалью». Нас всего шесть активистов на весь край! Выходите на связь. Забайкалье и вся наша страна возродятся только через трезвость.
    
    Наши координаты:
    г. Чита, Валентина Николаевна Сапунова;
    г. Краснокаменск, Надежда Александровна Куржумова, 8-914-437-29-64;
    г. Балей, Иван Васильевич Куртов, 8-914-445-48-43.
    
    Иван КУРТОВ, председатель Балейского отделения РОО «Трезвое Забайкалье», фото Евгения Галузы
Яндекс цитирования