Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Новости недели
    Акцент недели
    Срочно в номер
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Жизнь на руководящей работе
НАША ГОРДОСТЬ
    «Эти трудности нас и подстёгивают»
НАШИ ЛЮДИ
    Платье одно, а счастья много!
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Усть-Наринзор, или Пока есть такие люди
ХОЧУ СКАЗАТЬ
    Где наше цифровое телевидение?
ЗАПИСКИ СТАРОЖИЛА
    Аргалей
ТелеМАНИЯ
    Терминатор. История. Часть 2
ЗАПОВЕДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    В погоне за горбачём
ПРОШУ СЛОВА!
    Скот в загон?!
ВЫХОД В СВЕТ
    Кот Батон и принцесса Звёздочка
ЮБИЛЕЙ
    Жизнь для детей
ЧАДО газета для детей и молодежи
    Привить любовь к чтению
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    Быть первой
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Памяти Михаила Вишнякова
ЗДОРОВЬЕ
    Как я пиелонефрит вылечила
НАШЕ ДЕЛО
    Библиопривет! Нам – 65 лет!
    Центр культуры в Токчине
    С юбилеем тебя, «Толон»!
ФАЗЕНДА
    Скоро-скоро Новый год!
Выпуск № 49 от 03.12.2019 г.
Аргалей
Человечество набирает темп в технологическом прогрессе. Особенно за двадцатый век и начало нынешнего. В том числе и наша империя. Но людская мораль, по большому счёту, не изменилась с появления хомо сапиенса сорок тысяч лет назад, затем древних цивилизаций Египта, Нового света, наконец, Римской империи, государств и держав Средиземноморья и до нынешних дней. Войны, революции, другие катаклизмы с человеческими жертвами – всё уходит в историю, и чем больше мы отдаляемся, тем меньше мы об этом знаем и помним. Тем более в наше очень информативное время со всемирным интернетом, смартфонами и прочими коммуникационными технологиями, когда люди разучились читать, особенно молодёжь. Но всё-таки основная история остаётся на бумажных носителях.
Правда вышла, сколь ни прятали

    Сразу хочу оговориться, что та информация, которую я привожу, особенно цифры, взята из разных источников и даже заниженные данные, как в «Истории ВКП(б)», в основном из публикаций на эту тему. Я далёк от историко-краеведческой темы, не засиживался в архивах, крестьянская жизнь не способствует этому. Нет времени. И на фоне последующих людских потерь эта часть нашей истории – уничтожение крестьянского населения – не особо известна. Но оно прошло по живому. К крестьянству относились мои предки и не очень далёкие родственники. О выступлениях крестьян против коллективизации и вообще против Советской власти я узнал ещё в далёком детстве от старших в родне. В основном тихим голосом и оглядываясь по сторонам, рассказывали нам о каких-то бандитах и врагах народа. А что могли втолковать мои родственники пионеру, а затем комсомольцу, сами-то в большинстве уже дети коммунистического воспитания? Они знали больше, но всю правду не говорили и, конечно, всё, по большому счёту, не знали и не могли знать.
    Это в момент развала Советского Союза стало ясно, что очень много народа, особенно интеллигенции, знало, в каком «хорошем» государстве мы жили. Простой народ в 70–80-е годы прошлого века считал, что он живёт в лучшие времена. Но пришли годы «гласности», открылись закрыто-секретные архивы, страна, крестьянство узнало, как государство в лице Советской власти уничтожало становой хребет нации.
    Однако, сейчас вкратце к теме, затронутой мной. Зачем мне это нужно, я объясню в дальнейшем. Достаточно много издано печатных источников по проблеме коллективизации в СССР в 30-е годы. По Забайкалью это замечательная книга-исследование «Крестьянские восстания в Забайкалье» Г.А. Жеребцова, основанная на архивных делах того времени. Собственно говоря, из неё вся информация, просто я обрисую свою тему. Но вернёмся к главному – причине восстания крестьян.
    Естественно, причина – это изъятие хлеба у сельского населения. Сначала, в 1918–1919 годах, это так называемая продразвёрстка, в результате которой Советская власть потеряла немало сторонников из числа крестьян в Гражданскую войну, это и уход в армию Махно, в отряды «зелёных» и прочее, а у нас – к Семёнову. Так как Забайкальская область входила в состав Дальневосточной республики (ДВР), правительство ДВР попросило у Москвы отказаться от продразвёрстки, перейти на систему натурального подоходного налога.
    Продналог, введённый в Забайкалье в ноябре 1920 года в сочетании с НЭПом, устраивал крестьянскую массу. Но в 1928–29 годах Сталин санкционировал изъятие «излишков» и отказ от Новой экономической политики. Началось раскулачивание крестьянства, коллективизация. Это глубокая, тяжёлая тема, меня же интересует частный случай, поэтому я в небольшом объёме приведу некоторые цифры и высказывания на эту тему. Так, например, количество так называемых кулаков в среде крестьян составляло 3,7% от массы, это статистика 1927 года из выступления Молотова на XV съезде ВКП(б). 3,7% от общей массы крестьянства, и эта цифра не от какой-то там оппозиции, а от одного из лидеров Советской власти. И тут же постановление ЦК ВКП(б) о дальнейших мерах борьбы с кулачеством: «…контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путём заключения в концлагеря, не останавливаться перед применением высшей меры репрессии». На 1930 год было выслано из коренных мест обитания 1 млн 803 тысячи 392 человека. Справка КРО ОГПУ «О кулацкой контрреволюционной активности» гласит: «Число выступлений крестьянства на 30-й год – 6117, количество участников – 1 млн 127 тысяч человек». Тут возникает вопрос о проценте кулачества. Но уничтожалось-то всё крестьянство! Почему же Советская власть так боялась выступлений крестьянства?
    Во второй половине 1920-х недовольство властью, грозящее перерасти в полноценное вооружённое восстание, становилось всё более очевидным. ОГПУ скрупулёзно фиксировало те настроения: «…это неравенство, это хуже царского режима, нам, крестьянам, жилось лучше при царизме, так как Советская власть, хотя и отобрала землю у помещиков, но крестьянам её не дали, передала совхозам. Скорей бы война, тогда мы с коммунистами поговорим».
    И снова цифры, страшные цифры. Результаты переписи населения 1937 года стали обескураживающими, поскольку продемонстрировали человеческий урон, что нанесла коллективизация. С начала репрессий на год учёта уничтожено 7 миллионов 200 тысяч наших сограждан. И это цифры официальной статистики, конечно, на тот момент секретные. И тех, кто считал, позже тоже расстреляли. Примерно такие же цифры потерь населения в Гражданской войне. Но там была война...
    
Всё для индустриализации

    Но вернусь к вопросу об исчезновении села Аргалей. Хотя это восстание было ручейком в море крестьянских выступлений в стране, повторюсь, оно было первым в Забайкалье. Здесь в процессе изложения своих мыслей не раз коснусь цифр и темы уничтожения частной крестьянской собственности.
    «Всё для индустриализации, подъёма производства, оборонной мощи страны!» – таков был лозунг тех лет. За выполнение его российское крестьянство расплатилось тяжелейшей ценой. Некоторые говорят, что Сталин принял страну-империю с сохой и в лаптях, а «сдал» с атомной бомбой и полётами в космос, победив в мировой войне. Но спросите у расстрелянных, погибших в трудовых лагерях крестьян. Кроме убывания населения страны, последствия коллективизации аукнулись и во время Великой Отечественной войны переходом красноармейцев на сторону германской армии, созданием РОА и других формирований. Снова брат на брата, как в Гражданскую войну.
    Спрашивается, стоило ли таким путём идти сталинскому правительству? Не было что ли другого способа поднять страну? Не буду углубляться в тему периода Советской власти, её пользы или вреда для Родины. Но не могу не заметить, что создание СССР оказало большое влияние на становление других наций в бывшей Российской империи. До революции деления территории России по национальному признаку не было, затем возникли национальные образования: республики, округа и прочее. Часть из субъектов также перешли в современную Российскую Федерацию. Советская власть создала новые государственные образования. Сейчас-то об этом забыли. На примере Финляндии, Казахстана и многих других, но, конечно же, они все с «вековой» историей. Это я для сравнения с коренными народами Северной Америки.
    
Разделяй и властвуй

    В нашем регионе в 1922 году была образована Бурят-Монгольская АССР, куда и входил Агинский аймак. А на основании постановления Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР от 30 апреля 1928 года № 277 о частичном укрупнении сомонов и селений Агинского аймака село (улус) Аргалей вошло в состав Хойто-Агинского сомонного совета. И больше никакой информации в Государственном архиве Республики Бурятия нет, не говоря уже о местном краевом архиве. Село с 200-летней известностью «укрупнили» с населённым пунктом, которого тогда не было на карте.
    Приведу информацию современной прессы об Аргалее. «В 1929 году в Северном Аргалее образована коммуна, которая в 1930 г. была преобразована в колхоз им. Будённого из 300 дворов». Замечу – это после восстания и ликвидации части населения и, соответственно, дворов. Цитирую далее: «В Северном Аргалее жили богатые крестьяне, зажиточные дворы, имели свои магазины. С приходом Советской власти многие убежали за границу, а те, кто остался, были раскулачены при коллективизации». В 1933–34 гг. закрыли православную церковь, здание перевезли и поставили под клуб в Южном Аргалее. До войны Аргалей был не меньше райцентра Агинское, это видно на старой карте, где на территории района всего два села – Аргалей и Агинское. И это не в какой-то глуши, а на торговом пути Чита – Маньчжурия.
    А дальнейшая хронология – это становление коммун, колхозов, фамилии активистов и передовиков титульной нации. Да оно и правильно, так как русское население, что осталось – безграмотные бедняки-батраки – никуда не выдвигалось.
    Быдло-батраки никогда не «рулили», ни в Римской империи, ни в прочих. Да и местность уже не рожала, не родила людей великих, публичных, творческих, ну хотя бы известных. Вон в райцентре и герои, и поэты-писатели, правда, опять же все титульной нации. Да, конечно, в Аргалее жил приземлённый в прямом смысле этого слова народ, практичный и недалёкий – зашоренный. Веками жило село своим обособленным миром, что ж с них, сирых, взять.
    Однако они первыми в крае подняли восстание против коллективизации. Это и было основной причиной исчезновения села. После подавления восстания основной костяк фамилий, составлявших цвет села, его трудовое ядро, исчезает. Да, естественно, это были лидеры-крестьяне, а по терминологии того времени, да и сегодняшнего, – кулаки, подкулачники-середняки. После ознакомления с материалами по восстанию, я, знающий людей этой местности, удивился, что многих фамилий не слышал вообще или очень редко. В списках восставших не фигурируют фамилии местной национальности – это факт. Да, раскулачивание, коллективизация коснулись и бурят, но я разбираю случай в Аргалее, а он относился к территории Карымского района на момент восстания.
    
Итоги восстания

    Принятыми мерами со стороны карательных органов и военного командования при поддержке советского актива ликвидация стихийного восстания к 1 декабря 1929 г. была завершена. Арестовано 237 человек. В ходе следствия 55 освободили. Сделали это специально, чтобы привлечь на сторону Советской власти отшатнувшееся от неё беднейшее крестьянство. Остальные 182 человека были приговорены к различным срокам наказания. А зачинщики и руководители восстания были расстреляны. В настоящее время на месте расположения села чистое место, поросшее крапивой – признаком жизни людей, да какие-то мало-мальские остатки фундаментов и подпольев. В летнее время бродит косяк лошадей, стадо коров. Частенько можно увидеть и бродящих с металлоискателями людей, желающих найти что-то. Может, раритеты какие-то, а может, былые «богачества».
    На пригорке – кладбище со старыми надгробиями, встречаются и свежие могилы. Выходцы из этого села, оставшиеся единицы стариков, завещают хоронить их у себя на родине. А подальше от села – давно заброшенные и заросшие лесом поля, раскопы у ручья Хамгалей, от мельницы остались остатки запруды в устье ручья Зымки. Есть и ещё кое-какие признаки деятельности человека, но они еле заметны. Таков печальный исход.
    Есть в местности Северный Аргалей распадок Наталья, одно из мест, где жила шаманка Нэтэли. Она предвещала в дни восстания одному из аргалейцев, Демьяну Гладких, что вернётся он в родные края через несколько десятков лет, пройдя исправительные лагеря и тюрьмы, лесоповалы и золотые прииски. Родная земля всегда тянет.
    С устья пади Зымка на южном склоне сопки открывается панорама Аргалея. Часто вечером, сидя на майлане и оглядывая окрестности, я размышляю и благодарю небеса за возможность жить, как живу. Как жили и хотели жить крестьяне этой местности до меня. Только жителям Аргалея, попавшим под красное колесо 30-х годов, не удалось это.
    
    Иван ФЁДОРОВ
Яндекс цитирования