Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Новости недели
    Акцент недели
    Срочно в номер
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Жизнь на руководящей работе
НАША ГОРДОСТЬ
    «Эти трудности нас и подстёгивают»
НАШИ ЛЮДИ
    Платье одно, а счастья много!
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Усть-Наринзор, или Пока есть такие люди
ХОЧУ СКАЗАТЬ
    Где наше цифровое телевидение?
ЗАПИСКИ СТАРОЖИЛА
    Аргалей
ТелеМАНИЯ
    Терминатор. История. Часть 2
ЗАПОВЕДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    В погоне за горбачём
ПРОШУ СЛОВА!
    Скот в загон?!
ВЫХОД В СВЕТ
    Кот Батон и принцесса Звёздочка
ЮБИЛЕЙ
    Жизнь для детей
ЧАДО газета для детей и молодежи
    Привить любовь к чтению
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    Быть первой
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Памяти Михаила Вишнякова
ЗДОРОВЬЕ
    Как я пиелонефрит вылечила
НАШЕ ДЕЛО
    Библиопривет! Нам – 65 лет!
    Центр культуры в Токчине
    С юбилеем тебя, «Толон»!
ФАЗЕНДА
    Скоро-скоро Новый год!
Выпуск № 49 от 03.12.2019 г.
Быть первой
Любит живописца Петрова-Водкина, выделяет художественные школы из Читы, Нерчинска, Борзи и Краснокаменска, считает, что искусство должно быть полезным... Ко Дню художника, который во всём мире празднуется 8 декабря, Ирина Бухоголова, член Союза художников России, первый официальный реставратор картин в Забайкалье, рассказала о своей профессии и творческом пути.

Методично и кропотливо

    В августе этого года художница прошла аттестацию в Министерстве культуры РФ в Москве и первой из забайкальских живописцев получила официальное подтверждение того, что теперь она имеет право на восстановление картин любой сложности. Конечно, реставраторы в Забайкалье были и есть, отличие в том, что у Ирины Викторовны теперь есть подтверждающий её профессию документ и её имя числится в реестре реставраторов России. Например, Ирина с благодарностью говорит о забайкальском художнике Романе Цымбало, который занимается реставрацией картин и икон уже не один десяток лет и стал тем, кто один из первых подтолкнул Ирину к реставрации.
    – Он, конечно, выделяется среди других художников, очень тонкий, его работы иногда тяжело воспринимаются, но до них надо дорасти в плане восприятия. Мы с ним в достаточно хороших отношениях, он часто помогает советами, – рассказывает Ирина Викторовна.
    Для получения документа необходимо было восстановить шесть работ. Подбирали их вместе с сотрудниками Забайкальского краеведческого музея. Ну и не лишним было пройти курсы, которые ведут действующие реставраторы.
    – Это очень интересно, я люблю такую кропотливую работу, ведь к каждой картине нужен свой подход, своя методика. Одна из самых старых картин, которую я восстанавливала с особыми сложностями, датируется 1918 годом, написана забайкальским художником Сверкуновым. Она хранилась в конверте в сложенном виде, была срезана с рамы и уже рассохлась, холст просто крошился. Вначале её требовалось укрепить, затем растянуть на бумажные поля, подготовить другой подрамник и холст, натянуть его, и только потом начинать восстанавливать, – объясняет тонкости работы Ирина Викторовна.
    Особых художественных талантов, говорит Ирина, в её семье не наблюдалось. Хотя отец по первому образованию картограф, достаточно хорошо умел рисовать карты и работал в этом направлении.
    – Родители всё пытались меня на танцы отправить, но для меня это было ужасом и мучением! Мы однажды с бабушкой втихушку бросили эти танцы и долго не говорили маме, – смеётся женщина.
    Поэтому в «художку» Ирина поступила достаточно поздно, в 14 лет. Но подготовка в читинской Центральной художественной школе была очень хорошей, там работали и работают сильные, отличные педагоги. И когда в 2000 году в ЗабГГПУ впервые открылся набор на факультет художественного образования, Ирина туда успешно поступила, хотя силы между абитуриентами были не равны.
    – Конкурс был большой, как у юристов, потому что раньше высшего художественного образования в Чите не было, только среднее, а многим надо было получить «вышку», и туда шли после техникума искусств, педколледжа, который тогда тоже готовил художников. Поэтому получилось так, что поступали те, кто после художественной школы пришёл, и люди, которым было по 30–40 лет уже. Нас, кто пришёл после «художки», в итоге оказалось примерно половина группы, но мы все рисуем, четверо из нашей группы сейчас состоят в Союзе художников, а это очень много, – рассказывает Ирина Викторовна.
    
Битва за Сталинград

    Первая «настоящая» картина, которую нарисовала Ирина, до сих пор хранится у неё дома, тогда она впервые студенткой поехала на практику на Арахлей. Художники называют такую практику пленэр, то есть выезд на природу, где они рисуют с натуры.
    – Там было шикарно, – вспоминает Ирина Викторовна. – Вообще я свои работы дома не развешиваю, но эту, первую, повесила. Можно сказать, после этого этюда меня и заметили преподаватели и даже стали считать своего рода специалистом в области пейзажа, это тогда стало для меня большим стимулом.
    Ирина признаётся: учится она до сих пор, несмотря на то, что сама уже преподаёт студентам:
    – Меня привлекают возможности изучить что-то новое, больше смотреть, больше читать, например, воспоминания художников. Очень здорово, что сейчас выпускают книги о художниках, которые были репрессированы или когда-то эмигрировали. О них мало материала, а сейчас исследователи начали этим заниматься. Буквально вчера читала про Давида Бурлюка, которого называют отцом русского модернизма.
    Поиск себя, своего стиля ещё не закончился, говорит она. На краевых и персональных выставках можно увидеть работы самой разной направленности за авторством Ирины Бухоголовой, но в последнее время старается переходить на сюжеты. Одно время много рисовала на тему детства, ведь Ирина – мама трёх замечательных детей от 6 до 13 лет, много писала их с натуры, делала какие-то бытовые семейные зарисовки. Сейчас дочь Ульяна идёт по маминым стопам – учится в художественной школе.
    – Если честно, я всегда так волнуюсь, когда речь заходит о моих картинах. Мне всегда кажется, что я что-то не так сделала, допустила историческую неточность, поэтому за большие полотна я берусь крайне редко, – признаётся женщина.
    С одним из масштабных произведений, которые вышли из-под её кисти, – «Сталинград. 1942 год», где изображён крeстный ход, – художница в 2019 году победила на конкурсе-выставке «Война на холсте – как память поколений». В ноябре картину-победительницу передали в дар городу-герою Волгограду, где она пополнила общероссийскую коллекцию, на сегодняшний день в неё входят авторские полотна как минимум из 20 регионов.
    – С этой картиной связана моя семейная история. Моя прабабушка прожила в Сталинграде всю свою жизнь, включая войну. И она рассказывала, как они – женщины и дети – сидели в подвале, и когда немного затихали бои, выходили, брали сохранившиеся иконы, кресты, у кого остались, и ходили крестные ходы. В истории известен один большой крестный ход в Сталинграде, но маленькие ходы они совершали постоянно. Я думаю, это многим помогало тогда, – говорит Ирина.
    Готовилась работа в общей сложности три месяца, изучались фото, письма, а образ Ирина рисовала со своей мамы, которая очень похожа на прабабушку. В эту работу Ирина постаралась вложить силы и душу, ведь жизнь у прабабушки была нелёгкой: голод во время войны, тяжёлый труд, а затем она похоронила шестерых своих сыновей, дед Ирины был последним.
    – Дедушка мой воевал с Японией. Я хочу написать картину и о нём, потому что переход через Большой Хинган в изобразительном искусстве мало отражён и о нём редко говорят, а на самом деле, он по уровню сложности приравнивается к переходу через Альпы, который совершил Суворов. Деду вручили орден Красной Звезды за переход через Большой Хинган, поэтому я думаю, эту тему нужно разрабатывать, – делится планами Ирина.
    
Гни свою линию

    Сейчас, говорит художница, студентам худотделений намного проще, а когда на первом курсе училась Ирина, ей приходилось ехать зимой на дачу и там сколачивать себе планшет, потому что в Чите это было сложно сделать – не было столярок и столяров, которые могли бы сколотить необходимое, или были, но рассчитанные совсем не на студенческий кошелёк. Рисует Ирина масляными красками, правда, во время декретов приходилось переходить на графику. Однако такие переходы оказались удачными: с графическими работами женщина заняла два первых места в международном конкурсе «Российская неделя искусств», проходившем в Москве в 2012 году.
    Сейчас в планах у мастера пройти стажировку в питерской «репинке» или при Эрмитаже и вплотную заняться реставрацией картин из фонда краеведческого музея:
    – Фонды в музее хорошие, много картин и многие нуждаются в реставрации. Конечно, они хранились хорошо, там очень ответственные люди, и мы долго обсуждаем, стоит ли реставрировать, и пока что я беру работы более современные, чтобы материалы, с которыми я работаю, совпадали с теми, которыми была написана картина.
    Главный совет, который может дать Ирина Бухоголова начинающим художникам, прост и безыскусен:
    – Как всегда говорил мой преподаватель: «Гни свою линию». Наверное, так и надо делать, и работать.
    
    Екатерина ФИЛИППОВА
Яндекс цитирования