Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ
    Родзал для Маньки
ВОПРОС ДНЯ
    Как догнать оригинатора
ПРОБЛЕМА
    Горим и тушим из года в год
ЛЮДИ ВОЗМУЩЕНЫ
    Тарелки пролетели мимо
МЕДИЦИНА
    Спасая вопреки...
ТВОИ ЛЮДИ, ЗАБАЙКАЛЬЕ!
    Однажды, 40 лет спустя
С БЛАГОДАРНОСТЬЮ
    Закультинцы память берегут
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Быть или не быть Мавзолею
ЕСТЬ МНЕНИЕ
    В тупике
ХОЧУ СКАЗАТЬ
    «О вас, о труженицах тыла, кто час победы приближал»
1941-1945
    Памятник воинам-землякам
ТелеМАНИЯ
    «Надо, Федя, надо!»
ЗАПОВЕДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    Древний город под Читой
ВЫХОД В СВЕТ
    О глупых мышках и русских избах
О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ
    «Говорить все умеют, а вот делать...»
25 марта – День работника культуры
    Лоцманы книжного моря
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
    Нужно помочь людям
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
КАЛЕЙДОСКОП
    «За строкой летит строка»: страница двенадцатая
НУ И НУ
    Каждому – по гербу
ФАЗЕНДА
    А в подполе у нас что?..
Выпуск № 12 от 24.03.2020 г.
«Надо, Федя, надо!»
Великий актёр Алексей Смирнов. 100 лет со дня рождения
Знаменитый, любимейший, один из самых узнаваемых даже зрителями современных поколений актёров советского кино, знаковая и весомая (во всех смыслах) фигура нашего экрана, Алексей Макарович Смирнов снялся более чем в 80 фильмах, среди которых подлинные шедевры отечественного кинематографа, при этом не исполнил ни одной главной роли. Но оставаясь на втором плане или в тандеме с партнёром, он всё же умудрялся перекрыть своими сочными комическими образами главных персонажей, чем порой выводил из себя некоторых режиссёров и обретал обожание миллионов зрителей.
    
Лёша – «лорд»

    Родился Алексей Макарович 28 февраля 1920 года в Данилове – маленьком городке Ярославской области. С самых юных лет маленький Алёша мечтал подружиться с Мельпоменой. В девять лет парнишка, собрав приятелей, «поставил» свой первый спектакль – сатирическо-комическое представление «Не боимся буржуйского звону – дадим коленкой под зад Керзону», где сам же исполнил роль злобного лорда-антисоветчика. Одноклассники хохотали до упаду, а школьное руководство, несмотря на «острополитическую направленность» представления, влепило выговор, поскольку спектакль проходил во время уроков, а зрители предпочли знаниям «театр» – Алёшин двор. В 17 лет мечта школьника-театрала Смирнова всё же сбылась – он поступил в театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии. А после её окончания в 1940 году Алексей начал работать актёром эстрады.
    
Могучий менестрель

    Окончательно переселившись вместе с мамой в Ленинград, через полгода молодой актёр познакомился с замечательной девушкой Лидой Масловой, жившей по соседству. Между молодыми людьми вспыхнула любовь. Алексей каждый день умудрялся дарить своей Лиде цветы. Правда, потом выяснилось, что количество купленных на свою более чем скромную зарплату красивых растений парень пополнял цветами с ближайших клумб. А ещё Алёшка, уже тогда не маленький (в смысле возраста и габаритов), распевал под окнами любимой самые настоящие серенады (иногда после полуночи). Соседи не выдерживали могучего баса «менестреля», от которого дрожали стёкла окон, и вызывали милицию...
    На Новый 1941 год Алексей сделал Лиде предложение. Пятого марта они купили кольца и подали заявление в ЗАГС, но расписаться так и не успели – началась война. Уходя на фронт добровольцем, Алексей спрятал обручальные кольца и сказал Лиде на прощание: «Ты только меня, главное, дождись, я скоро вернусь, и мы сразу же сыграем свадьбу».
    
Скромный герой

    На передовой Алексей Смирнов попал в войсковую разведку, неоднократно ходил в тыл врага. За мужество и героизм стал кавалером ордена Славы 2-й и 3-й степени, кавалером ордена Красной Звезды, был награждён медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Удивительно то, что спустя много лет после войны, работая в Ленинградском театре музкомедии, никто из коллег и администрации даже не знал, что он был героем-фронтовиком! Сам же Смирнов всегда говорил по этому поводу: «Ну, служил, ну, есть какие-то награды. Так ведь в войну все отличились. А я ничего особенного не сделал». Но в огне сороковых близкий и «привычный» современному зрителю добродушный «увалень», оставляя далеко позади дутых терминаторов – героев Голливуда, вечно сражающихся с «ветряными мельницами», крушил реального врага. Крушил жёстко и беспощадно. Иначе было просто нельзя.
    
Сержант Смирнов атакует…

    9 апреля 1944 года в районе деревни Пилява после мощных артналётов два батальона противника при поддержке 13 танков перешли в атаку. Сержант Алексей Смирнов со взводом открыл мощный миномётный огонь по немецкой пехоте. В этом бою огнём взвода было уничтожено 4 станковых и 2 ручных пулемёта, 110 фашистских солдат и офицеров. Контратака немцев была отбита.
    20 июля того же года в районе высоты 283.0 противник силою 40 гитлеровцев атаковал батарею. Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой с личным оружием. Огнём автоматов батарея отбила нападение немцев. На поле боя осталось 17 гитлеровцев, Смирнов лично взял в плен 7 фрицев!
    22 января 1945 года, несмотря на ожесточённый огонь противника, со своим расчётом на себе переправил миномёт на левый берег реки Одер, откуда огнём из миномёта уничтожил 2 пулемётные точки в деревне Эйхенрид и до 20 гитлеровцев. 36-й артполк овладел деревней и плацдармом на левом берегу реки Одер. Столица зловещего Третьего Рейха была уже рядом, но войти в неё сержанту Смирнову была не судьба: во время одного из боёв он был контужен взрывом снаряда. И контужен сильно. Лечение в госпитале поставило окончательную точку во фронтовой биографии героя – его комиссовали за пару месяцев до победы.
    
«Будь счастлива!»

    После лечения Алексей вернулся домой, но тяжёлая контузия привела к тому, что он скорей всего не смог бы иметь детей. Боясь испортить жизнь своей Лиде, он решил расстаться с невестой. Девушка никак не могла понять причину разрыва. Спустя два года она вышла замуж. На свадьбе, которую отмечали во дворе дома, гуляли все соседи. Не было только Смирновых. Алексей в тот день просидел у окна. А на следующий утро Лидия утром обнаружила у дверей своей квартиры букет цветов и конверт, в котором были два обручальных кольца и коротенькая записка со словами: «Будь счастлива!» Лишь через много лет Лидия Ивановна узнала причину происшедшего...
    
Нищий, сцена, комик и… царь

    Едва оправившись от контузии, Алексей решил попробовать вернуться на сцену. В 1946 году он был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии, где проработал в течение шести лет. Послевоенное время стало для актёра, едва разменявшего третий десяток, не менее серьёзным испытанием, чем фронт, – Смирнов влачил нищенское состояние: в кино в то время его не приглашали, а в театре он играл лишь в массовках. К тому же на руках у актёра была больная престарелая мама.
    Но время стало понемногу залечивать физические и душевные раны. В театре Алексею стали доверять роли второго плана. Учитывая «фактурную» внешность (а он к тому времени окончательно стал человеком внушительной комплекции, с круглым лицом и носом-«картошкой»), режиссёры обычно доверяли ему роли явно комические, даже без намёка на какой-нибудь драматизм. Однако именно в этих ролях Смирнова и полюбила театральная публика. Любой выход его на сцену вызывал у зрителей неописуемый восторг и веселье. Особенно любили Алексея дети.
    В творческом багаже Смирнова к началу 1950 годов уже был ряд достаточно заметных ролей в таких спектаклях, как «Вольный ветер», «Девичий переполох». В спектакле по пьесе-сказке Адуева «Табачный капитан» Смирнов исполнил свою первую почти драматическую роль – царя Петра I.
    
Прорыв в кинематограф

    Вскоре у ленинградского театрального комика, относительно известного лишь в своём городе, открылись совершенно новые, «всесоюзные» горизонты – к 38-летнему Смирнову впервые повернулась зорким объективом кинокамера. В 1957 году он впервые и тогда почти незаметно мелькнул сразу в двух лентах – крошечном эпизоде «революционной» картины «Балтийская слава» в образе матроса и одной из сцен комедии «Улица полна неожиданностей», где изображал поливальщика. А в 1958-м режиссёр Юрий Озеров (будущий создатель эпохальной военной эпопеи «Освобождение») предложил Смирнову небольшую, но уже полноценную кинороль в военно-исторической картине о герое Гражданской войны «Кочубей». Актёр исполнил в нём роль буржуйчика – единственного героя в этом серьёзном фильме, придуманного специально для того, чтобы рассмешить публику. И Смирнову это удалось с большим блеском. Так произошло настоящее открытие великого комического (и не только) актёра отечественного кинематографа. Интересно, что в титрах всех трёх вышеуказанных картин Смирнов даже не был упомянут.
    Со львом свирепым в обнимку. Сам себе каскадёр: адская высота, ледяная вода, крокодилы да пиявки. Киносражение: Смирнов против Высоцкого и Пуговкина! Ощущения человека, тащащего злющего тигра за хвост! Как Смирнов был «конём» на длинной дистанции. Могучий актёр и извечная «страсть». «Будем жить, Макарыч!» Роли в «золотом фонде» страны. Мы смеёмся – он всегда с нами…
    Об этом и не только – 7 апреля.
    
    Сергей БАЛАХНИН
RBC
Яндекс цитирования