Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Садик для дедушки
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Затянувшееся «детство»
О ВАЖНОМ
    Отчитались
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Каска, «тарелочка» и… квадратики
ЗА ПЫЛЬЮ ВЕКОВ
    Ононские хамниганы
У ВСЕХ НА УСТАХ
    На «дистанцию» готовсь!
ЗНАЙ НАШИХ!
    Жизнь моя – моя любовь
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
    Горсть земли
ТелеМАНИЯ
    Кино-ха-ха
ЗАПОВЕДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    И охотнику, и рыбаку, и туристу
ВЫХОД В СВЕТ
    Уходим в интернет
ПО ЗОВУ ДУШИ
    «Сейте разумное, доброе, вечное…»
ТЕПЛЫЕ СТРОКИ
    Учитель на селе – не только педагог!
ЧАДО газета для детей и молодежи
    Гвардии капитан
СВОЁ, РОДНОЕ
    У каждого свой язык
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Забайкальская вольная поэзия
ЗДОРОВЬЕ
    Для болшаго страху
ФАЗЕНДА
    Шашлык-башлык
Выпуск № 13 от 31.03.2020 г.
Ононские хамниганы
К 95-летию доктора филологических наук, уроженца с. Токчин Дашинимы Галдановича Дамдинова
Ононские хамниганы являются коренными жителями бассейна реки Онон Восточного Забайкалья. Предки их, по всей вероятности, проживали там ещё до образования государства Чингисхана в XII веке.
    Ононских хамниган на территории России в настоящее время осталось около 6 тысяч человек, и проживают они в основном в Акшинском и Кыринском районах. Значительная их часть растворилась в среде агинских бурят, и их потомки проживают сейчас в сёлах Гунэй, Узон, Токчин, Зугалай и т.д. Для большинства хамниган из Акши и Кыры русский язык стал основным языком общения, а те, кто проживает в Агинском округе и более или менее считают себя хамниганами, разговаривают по-бурятски.
    Кто же они такие – ононские хамниганы, каковы их исторические корни, как сложится их дальнейшая судьба? Неужели им суждено уйти от нас, оставив после себя одни лишь воспоминания, как ушёл когда-то великий и могущественный народ киданей, о котором напоминают неразгаданные письмена да исторические памятники. К этому незаслуженно забытому и многим незнакомому народу и возводит ононских хамниган доктор филологических наук Дашинима Дамдинов, посвятивший большую часть своей жизни изучению их истории.
    С киданями связана целая эпоха в истории монголоязычных народов. Этот народ, в силу исторических обстоятельств разошедшийся с монголами на заре нашей эры, в середине 800-х годов создал во многом оригинальную и высокоразвитую цивилизацию. В ХI–ХII веках империя Ляо переживала период своего наивысшего расцвета, развивались наука, просвещение, торговля, строились города, возводились буддийские храмы. Но почти беспрерывные войны, которые государство вело со своими соседями, подорвали его могущество.
    После завоевания Чингисханом кидани разбрелись по всей Средней Азии, а хамниганы двинулись на восток, на свою историческую прародину вместе с монголами, эвенками в поисках спокойной жизни, произошло их смешение с аборигенами, обитавшими по реке Онон. Их предводителем был Ган-Тумэр, очень независимый, смелый и сильный человек, которому царским указом были дарованы титул князя и приглашение на государеву службу. Случай беспрецедентный – предводитель небольшой скромной народности получил от государя титул великих и уважаемых людей тогдашней России. Ему пришлось оставить свою буддийскую религию, принять православие и взяться за организацию охраны новой границы.
    До подхода некоторых хоринских родов из западного Забайкалья и подкрепления «служивых людей» из глубин Центральной России князь Ган-Тумэр, а затем его наследники князья Гантимуровы вместе со своими подданными, терпя лишения и невзгоды, наглухо закрыли юго-восточную границу России. Ставка Ган-Тумэра находилась в Карымском районе, отсюда пошла знаменитая фамилия Гантимуровых, и отсюда пошли по всей России скуластые забайкальские «гураны», а по-бурятски «харимы», что сохранилось в названии Карымского района.
    Учёные считают, что в своей основной массе ононские хамниганы – это монголы, которые в результате долгого совместного проживания с бурятами подверглись сильной ассимиляции со стороны последних и ныне относятся к бурятскому народу.
    Слово «хамниган» в бурятском языке означает теперь «эвенк», «тунгус». Эти названия даны ононской группе бывших монголов вследствие того, что она ассимилировала представителей ряда тунгусских родов.
    Ононские хамниганы исповедовали буддийскую религию. Ещё 350 лет назад, по мере распространения ламаизма в России, в долине реки Онон, в местах проживания хамниган возводились буддийские дацаны: Бырцинский – 1-й дацан в Бурятии и Забайкалье, Тарбальджейский, Кужиртайский, Тарбагатайский, Токчинский, Гунэйский.
    Ононские хамниганы, являясь частью бурятского народа, оказали заметное влияние на жизнь бурятского общества. Герой Советского Союза Базар Ринчино, забайкальский снайпер Семён Данилович Номоконов, профессор-тибетолог Эльберт Базарон из Чиндалея, поэт-переводчик Чимит-Рыгзен Намжилов из Узона, доктор филологических наук, автор тридцати книг и монографий об ононских хамниганах Дашинима Галданович Дамдинов из Токчина – вот неполный список заслуженных и уважаемых хамниган, внёсших неоценимый вклад в развитие науки, экономики, культуры, медицины и просвещения Забайкальского края.
    А Дашиниме Галдановичу, которому 15 марта исполнилось 95 лет, желаем здоровья и творческих успехов.
    
    О.О. Дамдинжапова, библиограф Дульдургинской межпоселенческой центральной библиотеки им. Ж. Тумунова
Яндекс цитирования