Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Ветераны – фронтовикам
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Платить придётся всем
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    Возьмите продукты! – А за что? – Просто так!
В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
    По закону, но без утилизации
ПРОБЛЕМА
    Писатель Балябин и весенние палы
А У МЕНЯ «ГОРИТ»!
    Хождение по... банкам
ИСПЫТАНО НА СЕБЕ
    «01» звонить бесполезно
ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ!
    Фронтовая электростанция
ТЕПЛЫЕ СТРОКИ
    Спасибо, мама, что ты есть!
1941-1945
    Наш герой
ТелеМАНИЯ
    В бой идёт поющая эскадрилья
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Маски, термометры, тест-системы…
УГОЛКИ ЗЕМЛИ РОДНОЙ
    В стороне от столбовой дороги…
ВЫХОД В СВЕТ
    Читаем Твардовского онлайн
НОВЫЙ СЕЗОН
    Премия Вишнякова
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Забайкальская вольная поэзия
НОВОСТИ КОМПАНИИ
    И подвиг их не забыт
А КАК У НИХ?
    Карантин в семье… четверняшек
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
    Мама, успокойся!
ФАЗЕНДА
    Компосту, пожалуйста!
Выпуск № 20 от 19.05.2020 г.
В бой идёт поющая эскадрилья
Синее тихое мирное небо. 75 лет назад оно было иным – чёрным от дыма бомбовых разрывов и белым от вспышек зениток и линий трассирующих пуль от бортовых пулемётов крылатых машин… Таким его зафиксировали кинохроника первой половины 1940-х и художественные полотна русских режиссёров. Сегодня – об одном из них, самом известном, «написанном» в 1973 году такими же чёрно-белыми красками лихой годины. Со звёзднокрылыми поющими воинами и громовым небом. «В бой идут одни «старики» под управлением своего вечного Маэстро – актёра и режиссёра Леонида Быкова.
    
Настоящая, крылатая, поющая

    Эта известная и любимейшая миллионами зрителей история войны, любви, смерти, героизма и музыки началась задолго до выхода на экраны. Дело в том, что поющая эскадрилья была вполне реальной и ожесточённо дралась с немецкими асами в составе легендарного 5-го гвардейского истребительного авиаполка под командованием Василия Сталина. Почему поющая? Здесь имелся собственный хор, и даже джаз-банд. Оркестром Леонида Утёсова эскадрилье было подарено два истребителя, на одном из которых красовалась надпись «Весёлые ребята», скрипичный ключ и те самые ноты, что потом появились в фильме на борту самолёта гвардии лейтенанта Титаренко. Интересно, что и сам Маэстро – отнюдь не художественный персонаж киносценария Евгения Оноприенко и Александра Сацкого. Командовал поющей эскадрильей Герой Советского Союза, лётчик Виталий Попков с радиопозывным... «Маэстро»! А ещё «по совместительству» командовал джаз-оркестром и пел. Именно Попков подсказал киношникам большую часть сюжета и название будущего шедевра, но об этом чуть ниже.
    
Киноавиатор и «старики»

    Мечта снять картину о крылатых героях появилась у Леонида Быкова ещё в 60-х годах, когда актёр начал пробовать себя в режиссуре. В годы войны он страстно хотел стать военным лётчиком. Трижды пытался поступить в авиаучилище. Даже поступил. Но вскоре по состоянию здоровья, а также из-за малого роста (1 метр 63 см) был отчислен. Сохранив горячую любовь к небу и людям этой героической профессии, Быков-режиссёр третий свой фильм решил непременно посвятить именно лётчикам войны. Перебравшись в 1971 году с «Ленфильма», где он начал режиссёрскую карьеру, на студию им. Довженко в Киев, Леонид Фёдорович понял: пришла пора осуществить давно задуманное. Пригласил в соавторы сценаристов Оноприенко и Сацкого, и они засели за работу.
    На 70% сюжет основывался на воспоминаниях лётчиков-фронтовиков, в частности, героя Виталия Попкова, на тот момент генерала ВВС. Интересно, что с Попкова был также «списан» ещё один колоритный персонаж картины «В бой идут одни «старики» – лейтенант Александров, Кузнечик. На самом деле низкие виражи над аэродромом перед девушками выделывал не кто иной, как сам Попков, за что командир приказал запретить ему боевые вылеты на месяц. Но таких отклонений от реальных событий в сценарии было немного.
    
Но остальное было правдой войны

    И любовь узбекского Ромео (настоящая фамилия лётчика была Марисаев) к русской Джульетте-Маше, и их последующая гибель (девушка погибла во время бомбёжки столовой, а Ромео сложил голову в одном из боёв). А вот прототипом подруги Маши Зины стала жена главного консультанта фильма Харламова, бывшая лётчица и очень красивая женщина. По фильму, обе девушки погибли, но на самом деле вторая жива и по сей день. Её муж в шутку грозился, когда они ругались на съёмках: «Надя, перестань, а то убью по-настоящему». Механик Макарыч в реальной жизни действительно крестил самолёты перед вылетом, правда, ещё и выпить любил.
    Лётчик Сергей Скворцов, солист хора 5-й эскадрильи, мечтавший стать солистом Большого театра, погиб во время воздушного боя. Когда самолёт падал, он успел крикнуть ту самую фразу, что потом зазвучала в фильме: «Будем жить!»
    Сам Маэстро-Попков на сбитом немецком самолёте действительно попал к своим в плен, в качестве доказательства «предъявил» забористо-непечатное русское «многоэтажное» и заехал одному из конвоиров в физию. Поверили... Сюжет фильма давали сама жизнь и война.
    
«Поющие клоуны»?!

    В середине 1972 года сценарий фильма «В бой идут одни «старики» был передан на обсуждение чиновникам студии им. Довженко. И тут произошло неожиданное: на Быкова вылили ушат грязи, обвинив, что советские лётчики в его будущей картине изображены поющими клоунами. «Сценарий картины наивен, неправдоподобен, не героический, не...» Чтобы доказать обратное, Быков взялся обкатывать сценарий… на сцене. Чтение им отдельных кусков сценария в самых разных городах Советского Союза вызывало у слушателей такой восторг, что никаких сомнений в правильности созданного произведения у цензоров уже не возникало. А тут ещё за сценарий стали заступаться люди, которые сами не понаслышке знали о войне. Веское слово «за» сказали лётчики-фронтовики, ветераны 5-го гвардейского полка. Но и после официального утверждения на запуск картины проблем не стало меньше. Началось с плёнки…
    
Чёрно-белое, правдивое

    Быков задумывал «Стариков» как цветной фильм. В то время «цвет» давали лишь проверенным режиссёрам, причём больше на фильмы в полузагадочном, не совсем ясном и сегодня стиле «соцреализма». «Если возьмёшься за съёмки заказной картины о трактористах, получишь «цвет», – предложила дирекция студии. Режиссёр отказался. Как потом выяснилось, не пожалел об этом. Обычная чёрно-белая плёнка впоследствии как нельзя лучше смонтировалась с военной кинохроникой, которой Быков планировал широко пользоваться в фильме, и давала особое «военное» настроение.
    
Выбор киноэкипажа

    В феврале 1973-го наконец-то начался отбор актёров. Режиссёру стоило немало нервов и сил утверждение на роль колоритного механика Макарыча своего давнего друга, актёра Алексея Смирнова. Более известному в амплуа комика, ему предстояло стать в фильме Быкова фронтовиком. Узнав об этом, руководство студии резко воспротивилось: «Не бывать этому! У него же тупое лицо!» Взбешённый Быков заявил чинушам, что актёр с «тупым лицом» – настоящий герой Великой Отечественной, полный кавалер орденов Славы. Лишь тогда сопротивление чиновников было сломлено.
    
    Лейтенантом Скворцовым мог стать Леонид Филатов, но роль ведомого Титаренко всё же досталась Владимиру Талашко («Капитан Немо» – гарпунёр Нед Лэнд, «Батальоны просят огня» – Стрельцов): режиссёр решил, что у него более подходящая «истребительная» внешность.
    
    Роль юного неунывающего Кузнечика примерил на себя… Павка Корчагин – Владимир Конкин. По мнению Быкова, у парня был талант к комическим ролям. Конкин прочитал сценарий, который ему очень понравился, как и персонаж Кузнечика. Однако 22-летний актёр был в это время занят на съёмках картины «Как закалялась сталь», а её режиссёр Николай Мащенко отпускать своего «Павку» сниматься где-то ещё категорически воспротивился. А вот другого персонажа «Стали» – друга Павки Серёжку Брузжука – 21-летнего актёра Сергея Иванова («Рождённая Революцией» – Афиноген Полюгаев, «Дни Турбиных» – Лариосик, «Дачная поездка сержанта Цыбули») – режиссёр отпустил, поскольку все сцены с его участием были сняты. В результате он и стал Кузнечиком.
    А вот режиссёр фильма «Мой добрый человек», где в это время снимался Рустам Сагдуллаев, оказался более покладистым и сразу дал добро молодому актёру без отрыва от производства первого фильма стать истребителем по прозвищу Ромео в картине Быкова. Парню и вправду пришлось постоянно «летать» как угорелому из Ташкента на Украину.
    Маленький секрет: в фильме «В бой идут одни «старики» Ромео в кадре большей частью ходит в шлемофоне или пилотке. Почему? Да просто у Рустама были длинные волосы, уже «задействованные» в узбекской картине, потому их и маскировали под армейскими головными уборами, дабы они не нарушали достоверности образа лётчика времён Великой Отечественной.
    Остальных молодых лётчиков поющей эскадрильи Быков нашёл на актёрском факультете ВГИКа. Джульетту – 17-летнюю Женечку Симонову, студентку театрального института – на съёмочную площадку вообще привела мама.
    Съёмки легендарной картины «В бой идут одни «старики» начались 22 мая 1973 года…
    Маршал и дефицит крылатых «актёров». Опасность ради реальности: дубли в полутора тысячах метрах над землёй. Двойная Смуглянка. Истреблённый «нотный» истребитель и юные техники. Когда Маэстро зеленеет. «Балаган, песни, амуры… А когда они Родину защищают?», или Ярость начальства. Во что обошлись «Старики». Суперблокбастер и армии зрителей в воздушных боях. История «раскраски» шедевра. Небо войны – чёрно-белое...
    Об этом – в следующей нашей встрече.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования