Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    Дом для рыб
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Обстановка на полях внушает надежду
УГОЛКИ ЗЕМЛИ РОДНОЙ
    Чикичей: притяжение воли и горечь паденья
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Сохранил коллектив – получил деньги
ДАТА
    Самый грустный юбилей
НАШЕ ДЕЛО
    Токарь от бога
    О могзонских путейцах расскажут музейные экспонаты
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО
    Их воспитала война
    Записки ветерана
ТелеМАНИЯ
    «Сражающиеся за Родину»
Я ПОМНЮ, Я ГОРЖУСЬ
    Дед молчал о подвиге…
ВЫХОД В СВЕТ
    Смотрим, учим, слушаем
ОТКЛИК
    Jestem byłym alkoholikiem
ОФИЦИАЛЬНО
    Без бумажки ты… работник!
ЧАДО газета для детей и молодежи
    Собери пазл Победы!
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Забайкальская поэзия
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Открывая жидкую воду
НУ И НУ
    Журавли летели на парад?
СОВЕТУЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ
    А у меня – газон!
ФАЗЕНДА
    Королевская ватрушка
    Совет специалиста
Выпуск № 25 от 23.06.2020 г.
«Сражающиеся за Родину»
Весенние и летние ветра... Ласковые, с запахами согревшейся земли, наполненные благоуханием свежей зелёной листвы. Строгие, почти холодные, с дождём. Пыльные и сумасшедше-весёлые. Но есть ещё один Ветер, грозный, жестокий и... прекрасный. С запахом пороха, огня и дыма. Он рождался в муках и ярости опалённой людской надежды и веры четыре долгих года, а затем, в один из майских дней, вырвался на свободу.
    
Ветер Победы

    Этот Ветер, в отличие от своих древних весенних собратьев, метнулся не в поля, леса, горы, моря и океаны, а в души и сердца своих создателей, людей, сжимавших оружие, штурвалы самолётов, крейсеров и субмарин. Он не утихает вот уже 75 лет, перенося из поколения в поколение своим животворным огненным дуновением героизм, бесстрашие, самопожертвование и любовь.
    Для слабых памятью и разумом, низких совестью и моралью, подобно правящим и живущим ныне в странах Балтии и «европеоидной» Украины, где глумятся над героями-ветеранами, над памятниками Победы, где запрещают вывешивать гордые краснозвёздные флаги – знаки великих лет, но с радостью вздёргивают знамёна с вражескими паучьими крестами и славят нацистских прихвостней, этот Ветер становится испепеляющим ураганом, от которого предатели корчатся в муках бессилия и злобы. Этот Ветер на фоне глобальной войны с невидимым глазу и опасным врагом, скрывающимся в микромире, срывает сегодня все овечьи шкуры и маски, обнажает сущность наших бывших союзников и «друзей», лживых, трусливых вороватых двурушников, перекраивающих историю войны, сносящих памятники её героям-освободителям.
    Этот Ветер несёт сметающую всё на своём пути обличающую правду, и ему нет преград…
    Совсем скоро, в юбилейный день исторического, великого и гордого Парада, вся страна, весь мир услышат оглушительный гром, увидит вспышки разноцветных букетов-салютов в небе. Это напомнит о себе он – этот бессмертный огневой Ветер Победы, выстраданный и сотворённый могучими героями, чьё Отечество – СССР. Низкий поклон за всё сделанное вами, уважаемые ветераны Великой Отечественной войны. Позвольте поздравить вас и всех наших читателей с наступающей 75-й годовщиной легендарного Парада Победы! Мира вам, синего неба, счастья и здоровья, дорогие друзья!
    …Но есть в нынешнем 2020 году, овеянном пламенем Великой Отечественной и памятью подвига её беззаветных героев – советских солдат, ещё одна юбилейно-победная дата – кинематографическая.
    45 лет назад с победным триумфом ворвался на все экраны СССР, а затем и десятков стран зарубежья шедевр мирового военно-исторического кинематографа, великая картина режиссёра Сергея Бондарчука – экранизация одноимённого романа Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». Сегодня, накануне 75-й годовщины Парада победителей, – об этом бессмертном кинополотне.
    
«Битва за Кавказ» или…

    Началась история этого классического кинопроизведения в 1974 году. Страна начала готовиться к празднованию 30-летия победы над фашистской Германией. Тогдашний министр обороны СССР, маршал Андрей Антонович Гречко, вызвал к себе Бондарчука.
    Главнокомандующий протянул режиссёру собственную книгу мемуаров «Битва за Кавказ» вместе с написанным им же самим сценарием, затем в ультимативной форме, по-военному заявил: «Надо сделать фильм». Прославленный на весь мир оскароносным эпическим циклом «Война и мир» (картина изобиловала масштабными батальными сценами, что особо заинтересовало Гречко. – Прим. автора) режиссёр оторопел. Тут же, в кабинете, пришлось знакомиться со сценарием. Если сами мемуары маршала читались интересно и достаточно легко, то сценарная версия, написанная на дилетантском уровне, оказалась настолько плохой и негодной к переводу на экран, что режиссёр сразу отказался. Гречко принялся уговаривать: «А ты, братец, сам всё перепиши, мне не жалко, но только сделай точно по книге... Технику, массовку и финансирование мы тебе обеспечим в любом нужном количестве...» Спорить с военным министром, да ещё с довольно нелёгким характером, было явно бесполезно. Бондарчук был вынужден согласиться и на «Мосфильме» приступил к запуску картины по… главам недописанного Шолоховым романа «Они сражались за Родину».
    Через неделю, узнав о своеволии режиссёра, Гречко, мягко говоря, был весьма недоволен его выходкой и комментировал действия ослушника, не особо стесняясь в выражениях, не предусмотренных уставом. Позже такое решение Бондарчука также вызвало бурю негодования и у остального высшего генералитета страны, из-за чего в своё время уже готовую картину даже не хотели пускать в прокат. Но Бондарчук нашёл в себе силы и пошёл «против течения». Причём масштабность «бунта» поразила многих. И режиссёр победил.
    Несмотря на сложившуюся обстановку с фильмом, маршал, надо отдать ему должное, всё же оказался человеком слова и в скором времени, как и обещал, щедро снабдил группу Бондарчука всей необходимой военной техникой, экипировкой, специалистами-консультантами.
    
Судьба романа

    История литературного первоисточника будущей кинокартины Сергея Бондарчука была непростой, если не сказать трагичной. Михаил Шолохов начал писать роман «Они сражались за Родину» в самое тяжёлое для нашей страны время – в 1942 году. Произведение создавалось автором в три этапа и было полностью закончено только в 1969 году. В печати были опубликованы лишь некоторые главы романа (первая часть), на основе которых Бондарчук и решил создать картину. Полностью написанное произведение никогда не публиковалось, его автор незадолго до смерти сжёг рукопись.
    Разрешение на экранизацию писатель дал режиссёру ещё в конце 1973 года, но с условием, что съёмки фильма будут происходить непосредственно на местах реальных событий, а именно на хуторе Мелологовском Волгоградской области. Бондарчук принял условие.
    
Подготовка. Актёры

    В конце февраля 1974-го начался поиск и подбор актёров. Ассистенты и помощники режиссёра мотались, не жалея сил, по всей стране: нужно было подобрать 57 актёров на значимые роли, более восьми десятков – на роли второго плана и к тому же найти огромную массовку. С последней решилось просто – как и во время съёмок картины «Судьба человека», и эпического кинополотна «Война и мир», режиссёру на помощь, несмотря ни на что, пришло Министерство обороны СССР во главе с Гречко.
    Что касается исполнителей главных ролей, Бондарчук уже знал заранее, кто воплотит на экране их образы: и Вячеслав Тихонов (Николай Стрельцов), и Георгий Бурков (Александр Копытовский) помнили войну не понаслышке. А Юрий Никулин и Пётр Лапиков воевали.
    Для Бондарчука это было крайне важно. Одного из центральных персонажей фильма, бронебойщика Петра Лопахина, режиссёр видел только в Василии Шукшине. На предложение сниматься Василий Макарович отказался наотрез – он начинал работу над своей творческой мечтой – историческим фильмом о Степане Разине, где собирался сняться в главной роли. На «Мосфильме» Шукшину сказали жёстко и по-военному прямо: «Снимаешься у Бондарчука, а затем можешь запускать в работу своего Стеньку, а если не снимаешься, то...» В конце концов Шукшин согласился и вскоре уже не жалел…
    
Прямо на месте сражения

    В мае киногруппа выехала на съёмки в Волгоградскую область. Перед этим Бондарчук получил официальное согласие местных властей на временное переселение немногочисленных жителей хутора Мелологовского, в непосредственной близости которого планировалось развернуть кинобоевые действия. Сами жители оказывали впоследствии всяческую помощь кинематографистам. В донской степи неподалёку от хутора ландшафт с войны остался почти нетронутым: руины и наполовину осыпавшиеся окопы. Солдаты специального полка из состава Северо-Кавказского военного округа, которых командировали в помощь киногруппе, готовя место для съёмок, каждый раз наталкивались на следы давних боёв – ржавые осколки, мины, снаряды. Их тут же обезвреживали.
    «Мы рыли окопы на полную глубину и находили человеческие кости. Их было очень много. Мы вынимали останки и отдавали на захоронение», – вспоминал главный оператор картины Владимир Юсов. Однажды, уже во время съёмок он едва не поплатился жизнью – в один из перерывов оператор прилёг отдохнуть рядом с... неразорвавшейся миной. Её тут же откопали и взорвали сапёры. И всё-таки выбранное место идеально подходило ещё и потому, что находилось вдалеке от крупных населенных пунктов. Это было крайне важно, ведь авторам предстояло фактически «воскресить» страшную войну...
    …Продолжение истории создания шедевра мирового «военного» кинематографа – картины «Они сражались за Родину» – в следующей нашей встрече.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования