Зубасто-серый за ушасто-белым: полвека погони и смеха. Часть 1 Ровно полсотни лет назад явилась на киносвет эта очень смешная парочка, заставляющая всякого зрителя сначала невольно растягивать рот в улыбке, а после хохотать... Обаятельный лохматый хулиган-неудачник серый + добрый, хитроумный симпатяга косой + погони, гонки, приключения = один из наших самых любимых мультиков. На нём выросли миллионы детей великой державы. Он сплачивал взрослых и малышей, политиков, рабочих, учёных, колхозников, космонавтов... В «Телемании» – шедевр отечественной анимации «Ну, погоди!»
«Ну, погоди!» Выпуск № 0
Начиналась вся эта знаменитая погоня Волка за Зайцем с забегом в 20 серий (не считая телевизионные выпуски и рекламу) общим «расстоянием» в 50 лет, как всё великое, – незаметно и вполне обыденно. В конце1966 года худсовет киностудии «Союзмультфильм» (кстати, созданной по личному указу Сталина ещё в 1945-м) предложил свои штатным режиссёрам создать новый детский мультжурнал с рабочим названием «Весёлые картинки» состоящий из небольших забавных рисованных историй. Режиссёры в свою очередь, потребовали сценаристов. «Союзмультфильм» внял требованиям и пригласил молодых Феликса Камова (настоящая фамилия – Кандель), совмещающего также работу редактором киножурнала «Фитиль», Аркадия Хайта и Александра Курляндского придумать что-нибудь короткое и смешное. Результатом стала забавная новелла хронометражем всего в 2 минуты 24 секунды режиссёра Геннадия Сокольского «Ну, погоди!», полностью готовая в первые дни января 1968 года. Маленького зайца, сидящего в детской коляске, похищает «жлобского» вида уморительный волчара. Однако длинноухий малолетка оказался настолько шустрым, что справился с серым и довёл хищника до такого состояния, что зубастый, лишившись дара речи (заяц напялил на морду волка связку баранок), начертал на стене углём надпись, ставшую эпохальной: «Ну, погоди!» «Злые» персонажи
Мультжурнал «Весёлые картинки» стал «Весёлой каруселью», и самый первый его выпуск, который составили мини-мультики «Мозаика», «Антошка», «Рассеянный Джованни» и «Ну, погоди!», вышел в первые дни нового 1968 года (ряд информационных источников называет другую дату – 1969-й). Успех «Карусели», особенно сюжета с волком и зайцем, превзошёл все ожидания и даже удивил самих создателей. Интересно, что известным режиссёрам-мультипликаторам он показался слишком... несерьёзным! Несмотря на успех мультфильма, никто не хотел снимать его продолжение, даже его «крёстный папа» – режиссёр Сокольский. Одной из причин был тот факт, что руководству «Союзмультфильма» показалось, что Волк и Заяц слишком… злые, а советским детям требуются герои добрые... В связи с этим авторам мини-короткометражки в дальнейшем предлагалось кардинально изменить внешний вид персонажей, а заодно и облагородить. Птица вместо зайца?
Несмотря на уход из «проекта» первого режиссёра, сценаристы Камов, Успенский, Курляндский и Хайт горели энтузиазмом продолжить «Ну, погоди!» и сделать из него фильм-погоню. На какой-то момент даже отказались от героев «нулевого» выпуска и думали, кто за кем будет гоняться в новой версии мультфильма. Сначала решили взять «бандитскую» лису, которая будет преследовать хитроумного петуха, потом – лису и зайца, и пришли к тем, с кого начали, – волку и зайцу. Но продолжить приключенческий «фильм-погоню», даже при условии изменения возраста и внешнего облика персонажей и дополнительного юмора в кадре, новых идей и желания сценаристов было мало – требовалось... Явление режиссёра
И он явился. Первым и единственным человеком, который, в конце концов, поверил в продолжение «Ну, погоди!», с персонажами, которых надо обновить, оказался 40-летний режиссёр с очень доброй, «мультяшной» фамилией – Вячеслав Котёночкин. Знаменитая встреча с неприкаянными авторами состоялась у лифта киностудии «Союзмультфильм» 30 марта 1968 года. Тогда-то Котёночкин и произнёс легендарную фразу: «А в этом что-то есть!» И это «что-то» стало его судьбой более чем на 30 лет, в течение которых вышли 18 серий мультфильма. Художник и режиссёр сходят с ума
Работа над первым самостоятельным выпуском «Ну, погоди!» шла особенно напряжённо – главные персонажи Волк и Заяц меняли облик. С положительным во всех отношениях Зайцем особых проблем не возникло, а вот с его непримиримым оппонентом пришлось изрядно повозиться. Так, главный художник мультфильма Святозар Русаков в течение многих недель изводил своих домашних часами, «кривляясь» возле зеркала, выбирая походку и мимику Волка. К Русакову ежедневно заглядывал Котёночкин, и тогда они напару «сходили с ума», корча смешные и страшные гримасы. Как-то утром, когда все домашние Русакова разошлись по делам, в дверь постучала соседка за какой-то «бытовой надобностью». Войдя в квартиру, она в шоке увидела хозяина жилища с каким-то худым высоким мужчиной. Оба взлохмаченные, с дикими перекошенными физиономиями, они то подпрыгивали, то делали вид, что куда-то бегут, размахивая при этом руками. Грозили кому-то кулаками, а также, зловеще рыча, требовали кого-то «погодить». Перепуганная женщина ринулась к себе звонить в «спецбольницу». Вовремя заметив улепётывавшую соседку, Русаков едва успел её остановить. Затем вместе с Котёночкиным женщину долго отпаивали чаем (а может, и не совсем чаем), объясняя причину их «сумасшествия». Соседка ушла, смеясь, напрочь забыв, зачем приходила... «Четвероличный» Серый и его папа
В результате художник «срисовал» черты серого и его мимику с самого себя и с режиссёра. Саму же внешность серого Котёночкин обнаружил, когда однажды вышел на улицу и увидел… парня с длинными волосами, с выпуклым животиком и прилипшей к толстым губищам сигаретой. Этот незнакомый тип и стал прототипом Волка. А был ещё случай задолго до волосатого уличного хипаря. Почти идеальную «копию» Волка Русаков, участник Великой Отечественной войны, встретил в 1941 году, в окопах – на глаза попался один из добровольцев. Молодой мужик, лохматый и в нижней части туловища довольно упитанный. Вместо пилотки у него была нелепая кепка-малокозырка, а с губы вечно свисала дымящая папироска-самокрутка. Даже смеялся похоже... Кстати, особо подчеркну одну историческо-нупогодишную деталь – отцом внешнего, неотразимого облика Волка стал именно художник Светозар Русаков (!), а не режиссёр мультика Вячеслав Котёночкин, как думает до сих пор большинство зрителей. О главной фразе
Самую знаменитую фразу мультфильма прекрасно знает уже не первое поколение россиян, а также жителей республик бывшего СССР и стран Европы. А в своё время, ещё в 1967 году, создатели приключений Волка и Зайца долго ломали головы, какой ей быть. Фраза должна была не только соответствовать сюжету, но и давать надежду зрителю на его продолжение. Вариантов было немало: «Ну, подожди!», «Я тебе покажу!», «Ну, погодите!»… Точку над «i» поставил в конечном итоге один из сценаристов – Феликс Камов, он просто озвучил то, что начертал Волк на стене в «нулевой» серии, произнеся коротко, мощно и ёмко: «Ну, погоди!» Волчара в моде
Следующим был вопрос, в каких костюмах будут действовать герои? Звери они городские, по-своему «интеллигентные» и, в отличие от лесных собратьев, бегать в естественных «одеждах» явно не собирались. Раз так, то Русаков с Котёночкиным «одели» Зайца в «положительные» спортивные шортики и водолазку. Хулигану Волку достались модные брюки-клёши, хипповатая рубаха навыпуск, растрёпанные патлы, кепарь и папироса – в общем, все признаки отрицательного типа. Волк – Владимир Семёнович?
Следующим стал вопрос озвучки персонажей. Если с Зайцем было решено без проблем – Клару Румянову утвердили сразу, то с Волком возникла проблема. Котёночкин долго и довольно упрямо настаивал на кандидатуре Владимира Высоцкого, который в тот момент некоторыми простыми советскими людьми воспринимался как некий представитель преступного мира благодаря своим стилизациям под «блатную песню». Кандидатуру Высоцкого отвергла цензура. Обидно! А ведь Владимир Семёнович для мультика даже написал песню... Однако голос Высоцкого упёртый Котёночкин, несмотря ни на что, всё же оставил в первом выпуске «Ну, погоди!» – Волк, поднимающийся по верёвке на пятиэтажку к Зайцу, устами опального Владимира Семёновича насвистывает мотив из популярного тогда фильма «Вертикаль». В конечном итоге озвучивать серого хулигана, хотя и с некоторыми опасениями, утвердили Анатолия Папанова. Уж больно Анатолий Дмитриевич был мощен и смачен своими тембром и голосовыми интонациями. Как Волк-Папанов в восторге утонул
В первой серии Волк после неудачной подводной погони за ушастым, тонет, захлёбывается и пускает пузыри. В тонзале «Союзмультфильма» для Папанова приготовили воду в стакане. Вполне достаточно, чтобы побулькать. Но он сказал, что всё надо делать с максимальной достоверностью, и потребовал большое ведро. Принесли Анатолию Дмитриевичу здоровенную лохань с водой. Он так увлёкся, что в какой-то момент... утонул. Потерял сознание на несколько секунд и упал возле микрофона. К счастью, упал удачно на мягкий звукоизолирующий пол тонировочного зала. От небольшого удара вода хлынула изо рта актёра, и он тут же, закашлявшись, пришёл в себя. Папанов вымок с головы до ног и, не выходя из образа Волка, слегка выругался. Но был страшно доволен. Этот дубль и вошёл в мультик. Премьера первого выпуска «Ну, погоди!» состоялась 1 января 1969 года на экранах ЦТ. ...Внимание, Нупогодимания! Космическая программа «Союз-Аполлон – Волк-Заяц». «Ну, погоди!» и диссиденты. Правда о том, сколько планировалось серий. Дипломатия, политика и Волк-провокатор. Щедрые «инвестиции» и сумасшедшие сборы. Perestroyka And Nu, Pogodi! Волк и Заяц – из СССР в Россию: финал, падение, возрождение и мировой мультперстиж... До встречи через неделю! Так что пока… Сергей Балахнин |