Сколько же им лет? В книге Кожиной А. Н. рассказана история села Алеур Чернышевского района. Альбина Николаевна сообщает, что в 1697 году из Тобольского Верхотурья (теперь – это Свердловская область) в Нерчинск было отправлено 100 беглых крестьян с женами и с детьми и со всем имением в ссылку на пашню на прокорм нерчинских служилых людей. Далее она сообщает, что вышли беглые из Тобольска в феврале 1697 года, а в Нерчинск пришли через три года – в 1700 году. Кожина нам рассказала о селе Алеур, а ту партию присланных крестьян разделили на поселение ещё и в слободах Ундинской и Городищенской да одну семью отправили в деревню Боты. Если сёла Унда (Балейский район) и Боты ещё существуют, то Городищенское поселение стало верхней окраиной села Казаново Шилкинского района. По причине слияния Казаново и Городища (так с 1920 по 1954 гг. село называлось в Администра-тивно-территориальном справочнике Читинской области) можно ли считать, что село Казаново ровесник Алеура и Унды? В учебном пособии «История Забайкалья», Чита, 2002 г., у Константиновой Н. Н. сообщается, что беглые в Нерчинск пришли в 1698 году, то есть в дороге были около двух лет, а не три года - как об этом сообщает Кожина.
Когда в Даурию пришли беглые? В книге под названием «Если б не было забыто - может, стало б знаменито», я сообщаю, что беглые в дороге были 10 месяцев: с февраля 1697 по ноябрь-декабрь 1698 гг. Так как беглые шли через Читинскую слободу, то первая часть крестьян остановилась на жительство в верховье реки Шилки в ноябре. А другие крестьяне проследовали до Нерчинска, где их разделили и откуда они дошли до своего места жительства уже в декабре. Время ноябрь-декабрь подтверждается тем, что в архивных документах их ежегодно приписывают «в пашню» в это время (так же, как автомобиль проходит техосмотр в одно и то же время). Отмечу, что самые первые сведения о беглых крестьянах в Нерчинске имеются в деле №3, 10 фонда, за 1705 год. Это получилось потому, что документы с 1696 и по 1704 гг. в Гос. архиве Читы не сохранились. Теперь о том, что они шли до Даурии 10 месяцев. Стоит вспомнить, что царь Пётр своим указом 7208 года отменил приход начала года с 1 сентября, а ввёл начало года с 1 января и год стал 1700-й. Верхотурские из Тобола вышли ранее 1700 года и до Городища шли с февраля по август в 1697 году, а с сентября по ноябрь - уже в 1698 году: это - те 10 месяцев. В доказательство того, что беглые верхотурские крестьяне пришли в Даурию в 7205 году, приведу документ, написанный по просьбе одного из участников того переселения. Челобитная городищенского Седельникова. «Державный Царь Государь, млстивейший. В прошлом, Великий гсдрь, Cs (206) году (*1698) по твоему, Великий гсдрь, указу, из-под Верхотурского уезду из слобод послан я, я раб твой, в Нерчинску в пашню. Ипо тому твоему, Великого гсдря, указу, посажен я в Нерчинском уезде в верху по Шипке реке в Городищенской слободе в пашню в пол десятины, (а) в поле и в дву по тому же. И ныне я, раб твой, стар и древен и увечен, твоей Великий гсдрь, десятинной пашни пахать не могу. А ныне Гсдрь, для моей старости той, твоей Великого гсдря десятинной пашни у меня, раба твоего, еметца половину полдесятины ссродник мойНикита, Иванов сын, Пакуловых в верху, по Ингоде, с Читинскими пашенными крстьяны смежно (*пашет). Всемилстивейший гсдрь, прошу Вашего Величества:пожалуй меня, раба своего, Свели) четь десятины пашни збавить, а другую четь десятины поверстать выше писаного сроднека моего Никиту, Вашего Величества нижайший раб, Городищенской слободы пашенный кретьянин Степан Седельников». (ГАЗК, ф.10, оп.1, д.6, л.484 об.). Степан в челобитной сообщает, что он послан из верхотурских слобод, а это значит, что он из партии белых, 1697 года - других партий верхотурских крестьян просто больше не было. О годе отправки этой партии в Нерчинск разногласий нет: все единодушно объявляют, что беглых отправили в 1697 году. Далее Степан ссылается на указ Великого государя, по которому он посажен в пашню, не разделяя года издания указа о его отправке в Даурию на пашню и года, когда он посажен в эту пашню. Но в челобитной, после обращения к царю, во вступительной части своего прошения Седельников сообщает год: Cs, то есть 206 от сотворения мира; в переводе на современное летосчисление - это сентябрь-декабрь 1697 года - январь-август 1698 года. К какому году относится месяц ноябрь, мы уже выяснили: к 1697-му году.
Как быть с датой появления села Казаново? Если отсчитывать от даты поселения части верхотурских беглых в верховье реки Шилки в Верхнем Городище, слободе (так вначале звалось то Городищенское поселение), то далее и разбираться незачем. А если найдутся возражения? Поищем аргументы. Продолжение следует… Станислав Пичуев, п. Дарасун
|