Курлыч – дикуша горькая Старинному селу Курлыч без малого будет вот уже почти триста лет, потому деревенька эта имеет уже свою довольно интересную историю. В давние времена росла в этих местах дикуша. Коренные жители Забайкалья, населявшие эти земли - эвенки называли её «курлыч», что в переводе на русский язык означает «дикая гречка». В старину женщины-тунгуски из нее очень здорово умели готовить хлеб. Гречку «курлыч» собирали, сушили и делали из нее дикушную муку, а потом стряпали из нее хлеб и национальные тунгусские лепешки. Правда, эта стряпня была зеленого цвета, в цвет самой курлычи, но в горячем виде все это было вкусно. Когда же остывали шедевры местных хозяюшек, то вкус терялся, придавая творениям стряпух своеобразную горечь во рту. Из-за этого изъяна со временем дикушное растение забыли. Именно благодаря этому полезному зеленому растению люди и дали название селу – Курлыч. А сегодня вместо зеленой горькой дикуши растут в округе деревеньки огромные поляны бело-розовых пионов и душистых лечебных трав. Здешние леса хранят прелестные запахи, в которых смешалось всё: дурман зарослей багульника, душистой хвои, гниль старых отмирающих деревьев, ароматы черемухи, терпкий запах белоствольных берез, покрытых интригующей дымкой неразгаданной тайны этих красивейших мест. Когда в Курлыче поселились русские переселенцы, давным-давно в далеком 1770 году построили тут деревянную церковь во имя святой мученицы Параскевы – покровительницы водной стихии. Когда церквушка пришла в негодность от длительного использования, на её месте в 1830 году была построена каменная часовня, и с тем же названием. Действительно, местность в округе села имеет много ручьев и речушек, что доказывает неслучайность выбранного места почитания этой святой мученицы, связанной еще и с культом плодородия. Часовню поставили слишком близко у воды реки Курлыч, от этого своды её очень рано дали трещины и использовать это здание стало опасно, поэтому её разобрали и было принято решение построить другую. Так, в начале 1900 годов появилась ныне стоящая красивейшая обитель с названием «Спас Нерукотворный». Один из трех приделов этой церкви также имеет прежнее название. Икона легендарной Параскевы Пятницы, однажды безвозвратно утерянная или тщательно кем-то спрятанная, очень почиталась среди казачества Забайкалья. Пожалуй, одним из небезынтересных фактов истории села Курлыч является то, что одна из дочерей последнего батюшки курлыченской Спасской церкви повторила практически в точности страшную мученическую судьбу биографии святой Параскевы Пятницы. Но самое интересное заключается в том, что если посмотреть на карту Забайкальского края, то можно заметить, что село Курлыч со всех сторон занимает самое центральное место земли забайкальской. Учитывая старинные каноны русских церковных заповедей, это даёт право называть эту землю святым местом Православия в Забайкальском крае. Недаром нашими предками это место было отмечено строительством необычно редкостной церковью. Курлыч отмечено и самой природой сказочной красоты и притягательным таинством. Исторический факт ритуальной святости подтверждается еще и тем, что поблизости за селом Курлыч очень хорошо сохранилась обихоженная реликтовая сопка Крестовка со всеми атрибутами почитания Святой Параскевы в народе. Это и наличие поклонного деревянного креста на сопке, и целая груда разновеликих камней на её вершине, и наличие больших голубых крестов («записов») прямо на стволах высоких старых сосен. Сопка Крестовка не забыта народом и сегодня. В Забайкалье был такой обычай: в дни почитания Святой Пятницы люди в глубоком молчании медленно поднимались на реликтовые сопки, неся с собой камни или образа, как того требовал ритуал старинных преданий, с прошениями у древней святой хорошего урожая, дождя в засушливое лето или здоровья себе и своим детям. Предполагалось, что, поднявшись на высоту возвышенности, человек становится ближе к Богам, а значит, наверняка должен быть услышан небесными святыми. Станица Курлыч была казачьим центром двенадцати казачьих поселков, она процветала и была в почете более семидесяти лет. А ведь это целая жизнь! Тут жили удалые мастера-ремесленники, кто передавал свои профессиональные навыки будущим наследникам. В наши дни начинается возрождение Забайкальского казачества. Из истории культуры казаков известно, что его основой всегда было православие, как первейшее правило жизненного уклада. Пятого декабря 2005 года был принят закон «О государственной службе российского казачества», но стоит ли говорить об этом, если без возрождения культуры и традиционных устоев это просто бессмысленно. В воздухе загадочной атмосферы села Курлыч живет история былых прожитых времён старинной казачьей станицы, отзываясь эхом в стенах белокаменной гордой красавицы, покорно хранящей молчание о вечности и о судьбах людских, уже почти стертых из памяти местных жителей. Говорят, что на восстановление уникального памятника духовной архитектуры у властей пока средств нет. Храм, который помогал людям не только по-христиански жить, торжественно проводить праздники, но и умирать с исповедью и соборованием, был однажды поруган и бесстыдно разграблен. Даже последнего священника и его дочерей здесь загубили жестоко и цинично, просто за веру в свои иные человеческие ценности. Курлыч – дикуша горькая, звучит как пророчество в судьбе исторической деревеньки, вызывая тоску по дням былым у раскаявшихся сегодня потомков былых героических казаков. Хотелось бы, чтобы и в этом Богом забытом местечке вопреки всему когда-нибудь, но возродились прежние добрые времена. А сколько ещё вот таких же бесценных церквей, опустошенных, одиноких и молчаливых стражей времен, достойных кисти художников, дремлют по бескрайним просторам удивительно красивой земли Забайкальской. И стоят они, раскинув высокие крылья крестов, напоминая людям: «Бог всё видит!». Ольга Малахова, директор Чернышевского краеведческого музея
|