Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ
    На защиту государства Российского
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Мы – эвенки!
ШТРИХИ НАШЕЙ ЖИЗНИ
    Как мы стали воровать у себя
ЗДОРОВЬЕ
    Точки над i
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Забайкалье приграничное: Мангут, Кыра, Верхний Ульхун
НАША ГОРДОСТЬ
    40 лет на ниве агрообразования
    Талантливый учёный-литературовед
ТелеМАНИЯ
    Забайкалье. Чита. Вторжение…
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Однажды в Благовещенске
ХОЧУ СКАЗАТЬ
    Каждому воздастся…
ВЫХОД В СВЕТ
    Пора звонить в колокола!
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
    Человек-легенда
ДОБРАЯ ВЕСТЬ
    Рождённая помогать
ПРОШУ СЛОВА!
    И мало, и не ко времени
    Нет больше сил терпеть!
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
Возвращаясь к публикации
    Иностранцы засомневались
СРОЧНО В НОМЕР
    Неужели мы с другой планеты?!
ФАЗЕНДА
    Худеем к Новому году
Выпуск № 46 от 12.11.2019 г.
Мы – эвенки!
Эвенкийский праздник первого снега Синилгэн прошёл в конце октября в с. Верх-Усугли Тунгокоченского района. На забайкальский север приехали гости из Читы, а сами эвенки, как уже писала «Земля», продемонстрировали традиционные обряды, угостили всех желающих блюдами национальной кухни. А ещё поделились рассказами о жизни и порассуждали, будет ли сохранён эвенкийский язык.
    Любовь Наумовна ПЛЯСКИНА:
    
    – По национальности я эвенк!
    Родилась 5 марта 1956 года в лесу, близ урочища у Тунгокочена, и жила в лесу до восьми лет. С родителями кочевали на оленях, а потом перед школой нас увезли и сдали в интернат. Вот мы плакали! Ни в какую не хотели учиться.
    До школы мы вообще не знали русского языка, знали только свой язык, и родители всегда говорили только на своём, по-русски не говорили.
    Жили мы в интернате в Тунгокочене. Родители на лето нас забирали. Я за сестрёнкой ухаживала или пасла оленей. Нас было четыре сестры и два брата, я предпоследняя. С родителями ездили добывать пушнину, дымокур разводили, помогали матери мять шкуры.
    Мамы не стало в 1969 году, папка умер в 1982-м. Из всех сестёр-братьев я осталась одна сейчас.
    В лесу хорошо. Я бы и сейчас могла жить в лесу.
    
    – Как считаете, есть перспектива, что эвенкийская народность будет сохранена?
    
    – Это уже остатки. Мы умрём, и всё, ничего не будет, ни языка, ничего. Нас осталось же совсем маленько. Мы разговариваем, а дети не хотят разговаривать. Муж мой тоже эвенк, двое детей у нас. Я внучат приучала, но теперь они укочевали в Якутию, работы же нет в Тунгокочене, никакой перспективы. Второй год пошёл, как уехали. А была бы работа, здесь бы жили. Так что мы остались одни.
    
Галина Фёдоровна АНТОНОВСКАЯ:
    
    – Я живу в с. Тупик Тунгиро-Олёкминского района, работаю директором районного Дома досуга, руковожу фольклорной группой «Нёрилик», что с эвенкийского переводится как «Надежда». Я эвенкийка, мама моя эвенкийка.
    Родилась я в Тупике в 1974 году. Муж у меня приезжий, не захотел ехать в Балейский район, и моё село стало для него домом.
    
    – Что для вас ваш народ?
    
    – Самые яркие воспоминания связаны с дедушкой и бабушкой – эвенками. Их звали Евдокимова Аграфена Семёновна и Абрамов Василий Семёнович, она – амурская эвенкийка, он – якутский эвенк. Восемь детей родили, сейчас из них живы только трое, все жили и живут в Тупике.
    Бабушка выучилась грамоте, окончила потом ещё какие-то курсы, занималась домом. А дед во время войны был председателем колхоза, потом работал по партийной линии, а потом был просто охотником, и до последнего они с бабушкой и двумя сыновьями охотились, уходили пешком, зимой на лыжах, летом на лодке.
    Помню, как к ним приезжали старики, говорили по-эвенкийски, но у моих родителей в доме разговорного языка уже не было: моя мама и её братья понимали язык, но не разговаривали на нём, все были обучены русскому.
    Бабушка всю жизнь шила меха, все тётки мои и мама занимались вязанием и шитьём, и я шью. Меха бабушка выделывала сама. Помню, как их сушили, стирали, зашивали – для сдачи. Однажды мы с сестрой не пошли в детский сад, почему-то остались у бабушки, и вдруг затихли. «Где-то чего-то пакостят», – решила бабушка, пошла искать. Оказалось, мы закрылись в шифоньере, утащив по собольей шкурке и баночку воды, и выделывали их, подражая бабушке.
    
    – Как сегодня живёт Тунгиро-Олёкминский район?
    
    – Всё у нас стабильно, никакие организации не закрываются, бережём свой рабочий потенциал. Радует, что с августа нынешнего года с мёртвой точки сдвинулся вопрос по оформлению территорий традиционного природопользования. В нашем районе собрали 77 заявлений от охотников и их семей, отправили в министерство природных ресурсов. Пока рассмотрено 22; затянуто это всё, конечно, но хоть что-то.
    Проблема в том, что расширяются золотодобывающие компании. Мы понимаем, что это государственная политика, но всё равно большинство – это частные монополии, которые копают на нашей территории, на охотничьих участках, а мы ничего от этого не получаем. Ну, в год, может, подкидывают по 500 тысяч, какие-то мероприятия спонсируют, но это же мизер в сравнении с их доходами. Самое больное – это Моклаканская сторона, совсем север, там всё перекопано, дикие животные уходят, птицы улетают, рыба дохнет в речках...

    – Насколько потуги по сохранению эвенков могут изменить ситуацию?
    
    – Оленеводство из двух районов ушло безвозвратно, только в Каларском осталось. В начале двухтысячных годов при главе нашего района Селезнёве было куплено в Чаре стадо оленей, но разве может оленевод, которому больше 70 лет, вложить в молодых, что надо жить вне цивилизации? Нет, конечно, специально оленеводству не научишь. Это надо там родиться и на ноги встать с этими оленями, чтобы это было в душе, а современные люди о другом думают. Поэтому у нас этого уже не возродить.
    Я думаю, нужно сохранить язык и культуру, показывать зрелищно, чтобы люди привыкали, запоминали, ведь забыть можно очень быстро, а возобновить тяжело. И если каждый будет в душе энтузиастом, то это сделать можно! Не хвалюсь, но в нашем районе есть люди, пусть всего несколько человек, на которых всё и держится…
    
Любовь Дмитриевна ГАРПАНЕЕВА:
    
    – Я с 1962 года. Родилась в с. Зелёное Озеро, на берегу Нерчи. Сейчас село наше захирело, а раньше в каждой семье было по 5–6 ребятишек, и все мы дружно жили, невзирая на то, русский или эвенок.
    Родителей наших воспитывали в интернате, мама окончила 7 классов, а бабушка обучалась в «красной палатке», так назывались кочующие школы для эвенков. Бабушка окончила только первый класс, но такая умная была, что до третьего класса помогала нам и задачки решать, и писать по-русски без ошибок.
    А говорить по-русски меня учила подружка Надя Эпова. Когда я в школу пошла, то только два слова знала: «мама» и «солнце». Мы дома разговаривали всегда на своём. В интернат нас забрали только с четвёртого класса, а первые три у себя в сёлах учились. Это сейчас из маленьких деревень детишек с первого класса от семьи отрывают, отправляют учиться в интернат просто потому, что школы нет.
    В семье нас было шестеро детей, я – самая старшая. Родители перекочевали оттуда в Тунгокочен, когда шестому пришло время в школу идти.
    В моей родной деревушке нет сейчас ни школы, ни ФАПа, вообще ничего нет. А раньше были и клуб, и библиотека.
    
    – То есть уезжают люди, и всё закрывают?
    
    – Да нет, наоборот! Всё сокращают, всё убирают, а куда людям деваться? Вот они и уезжают!
    У нас эвенкийская семья, два сына, взрослые уже. У старшего Вячеслава, который живёт в Нерчинске, такая метисочка растёт, внучка наша, прелесть! Эвенкийская кровь преодолела: разрез глаз мой, носик мой, маленький. Глаза вообще необыкновенные – и серые, и голубоватые.
    Скажу с гордостью, что наши дети всё умеют делать: и в лесу поохотиться, и по дому – постирать, погладить, сшить, сварить. Я всю жизнь проработала медсестрой: сначала в садике, а когда его по ликвидации закрыли, пошла в школу и там до пенсии работала.
    Мы держим хозяйство – коров, кур, оседлый образ жизни ведём, мы же современные эвенки!
    
    – В будущем как себя видите: уедете или будете на этой земле жить?
    
    – Конечно, здесь останемся, а куда нам теперь, пенсионерам? Дом у нас хороший, хозяйство, машина. Мы лучше здесь будем внучек и внуков встречать. Я, между прочим, своих детей всё-таки немножко обучила бытовому эвенкийскому, и внучка моя некоторые слова знает. Её мама скачала с интернета словарь эвенкийского языка, учит её понемножку, та приезжает в гости и меня радует. По любви они поженились, хорошая невестка у меня! Не сглазить бы…
    
    – У эвенков есть свои суеверия?
    
    – Да мы же все православные, как и вы (смеётся). А поверья, конечно, есть. Вот, например, поехали мы с мужем в лес, на охоту или на рыбалку. Я разжигаю огонь, и как только вскипел чай или что-то там сварилось, угощаю костёр, кладу ему самое вкусное.
    И ещё – в лесу нельзя громко кричать. Мы там гости, не хозяева, нужно говорить тихо. Эвенки никогда не кричали в лесу.
    
Татьяна ЦЫМПИЛОВА, министр культуры Забайкальского края:
    – Носителей языка осталось всего 43 человека, и это страшно, ведь если язык будет утрачен, и культура будет утрачена, а этого нельзя допустить. Сегодня на федеральном уровне существует нормативно-правовая база, позволяющая поддерживать, сохранять и развивать культуру малочисленных народов, на это выделяются бюджетные средства. Но сколько бы государство ни вкладывало в это денег, инициатива должна идти от общественности. Народ – носитель языка, должен сам захотеть его сохранить. А механизмы поддержки, я повторю, есть, и министерство культуры готово поддержать грантами проекты инициативной общественности.
    Сейчас на государственном уровне в общеобразовательную программу ввели предмет «Родной язык и родная литература» как возможность углубиться в изучение культуры родного языка, речи. Мне бы хотелось, чтобы органы власти трёх наших северных районов объединились и решили, какой предмет они будут преподавать, и было бы здорово, если бы это был именно эвенкийский язык. Тогда бы носители языка в своей традиционной родной среде могли бы обучать ему подрастающее поколение.
    
    Беседовала Мария ВЫРУПАЕВА
Яндекс цитирования