Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Новости недели
    Акцент недели
ГЛАС НАРОДА
    Услышьте нас…
АКТУАЛЬНО
    Всё тайное становится явным
О ВАЖНОМ
    Печи без дров
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    «Восстание машин»
    Поезда-самолёты страны, «которой нет»
И Я ТАМ БЫЛ...
    Посвятили героям Отечества
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Посвящается всем комсомольцам XX века
ТелеМАНИЯ
    Быль о сказке дивной, звёздно-войновой
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    Если заглянуть в Болотово
ВЫХОД В СВЕТ
    Бегом на лёд!
ЗНАЙ НАШИХ!
    Казак из рода харгана
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    «Давайте от мамы, давайте от печки…»
ДУМЫ НА МЕЖЕ
    Ой, да не подшиты, стареньки!
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    «Городок здоровья»
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ФАЗЕНДА
    Прошу к столу
Выпуск № 49 от 12.12.2017 г.
Казак из рода харгана
Передовик совхозного производства Красной Ималки, 92-летний фронтовик и казак Забайкальского казачьего войска Ухим Раднаевич Раднаев родился неподалёку от Кулусутая – в казачьем хуторе, относящемся ранее к местному караулу, примерно в 6–7 верстах от нынешнего расположения села. Встречаться со старым солдатом надо было для того, чтобы узнать, почему боевой ветеран, уже давно находясь на заслуженном отдыхе, вдруг перешёл в казачьи ряды и облачился в казачью, с известными на весь мир жёлтыми лампасами, форму.
    К категории ряженых, какие в 90-е годы иногда встречались, серьёзного мужчину, казака и воина Раднаева никак не отнесёшь. К тому же несколько лет назад по некоторые сведениям я обнаружил, что Ухим Раднаевич является потомственным, а не просто казаком новых времён! Тогда я предположил, что казак этот должен быть, скорее всего, из рода торейских либо ононских хамниган, среди которых было много служивых из казачьего сословия, но следы их сейчас находятся очень редко.
    У родственников старого казака удалось узнать номер телефона и напроситься на встречу с ним в селе Нижний Цасучей, где проживает он в настоящее время. Живёт ветеран в своей старой квартире, потолок в зале поддерживается деревянной подпоркой. Государство давало фронтовику благоустроенное жильё в городе, но поздно: в глубоких летах ветерану со своей бабушкой Бадмой не получилось привыкнуть к городской жизни на этажах. Помаявшись в читинских каменных стенах, степняки вернулись к привычной сельской жизни, поближе к дочерям.
    В 2014 году, сильно заболев, супруга ушла из жизни. Сейчас ветеран, хоть и немного жалуется на болячки, но по старой солдатской привычке не поддаётся жизненным невзгодам, бодр и не прочь пошутить. Надо сказать, что в доме у воина поддерживается образцовый порядок, только ограда с калиткой требуют некоторого ремонта.
    Беседа наша состоялась накануне 7 ноября. Правда, прерывалась – хозяина приходили звать на праздничное торжество, а он, гостеприимный, извинялся, что не может пригласить неожиданных визитёров почаевать.
    Вопреки моим ожиданиям, выяснилось, что старый казак и воин является представителем рода харгана – одного из 11 родов хоринских бурят. Зато на все сто подтвердилось предположение, что ветеран является потомственным казаком. Действительно, отец его, Сандуев Радна Одонович, 1887 года рождения, поначалу был обыкновенным кочевником-скотоводом, пасшим свой скот в обширных торейских окрестностях. Но кулусутайскому караулу потребовались работники для обучения казачьих коней. Отец стал ухаживать за строевыми лошадьми, а через некоторое время караульское начальство предложило ему встать в казачьи ряды на охрану границы, выдав положенное боевое оружие. Видимо, набор новых казаков был связан с отправкой забайкальских казаков на войну с Японией в 1904 году.
    Про службу отца в казачестве ветеран знает со слов своей матери, сказанных ею ещё в то время, когда любое упоминание о казачьем прошлом семьи могло обернуться большими неприятностями. Особенно в конце 30-х годов. Бывший казак Раднаев, избежав кровавой междоусобицы Гражданской войны, умер в 1932 году, когда сыну было всего 6 лет.
    Из многих свидетельств следует, что Кулусутай дал очень много людей в первые семёновские казачьи отряды, ушедшие в конце Гражданской войны за границу, а оставшееся казачье потомство подверглось репрессиям конца 30-х годов. Конечно, и местное буддийское казачество не избежало той же участи. Вот потому-то и не находятся следы многих казачьих фамилий из Кулусутая, кроме известных Золотухиных и других, совсем немногих. Всё это требует глубоких поисков и исследований.
    Ну, а наш герой рассказа, казачий потомок Ухим Раднаев, через много времени, отдавая дань памяти отца-казака, в 2002 году вступил в ряды забайкальских казаков. Толчком для этого послужила беседа с войсковым атаманом Богдановым на встрече с ветеранами Великой Отечественной. Узнав, что ветеран имеет отношение к казачеству, тот сказал, что если отец был казаком, то и сын должен стать им.
    Зная, что и у нынешних казаков должно быть оружие, я попросил Ухима Раднаевича показать казачью саблю. Действительно, шашка, довольно тяжёлая и блестящая, подарок генерала Богданова, оказалась, как и должно, при казаке.
    Звание у рядового Советской армии Раднаева в казаках оказалось высоким – есаул, что по старым меркам равно майору русской армии. Понятно, что 17-летнему забайкальскому пареньку с двумя классами образования выше рядового на фронте не могли дать. Но сегодняшнее высокое казачье звание заработано именно участием в Великой Отечественной войне, семью годами службы в военное и послевоенное время – таков порядок присвоения чинов в сегодняшних казачьих войсках. Его воинский стаж не очень отличается от долгой реестровой казачьей службы на благо Отечества.
    И ещё рассказал Ухим Раднаевич, что его отец не был крещёным казаком, а придерживался традиционной буддийской религии. Рассказал также, что знал известного казака из буддистов Илью Намдаковича Эрдынеева, также ветерана Великой Отечественной войны. А недавно другой его годок-ровесник, фронтовик из Нижнего Цасучея, много лет проработавший в животноводстве в той же Красной Ималке, Михаил Петрович Малый, приглашал на день своего рождения, да приболел тогда Ухим Раднаевич, не поехал.
    Вот такая встреча произошла у меня с казаком-фронтовиком. Признаюсь: одно удовольствие было пообщаться с замечательным человеком высоких годов практически из другой эпохи, не потерявшим ни бодрости, ни ясного ума, ни памяти.
    На прощание я спросил мнение старого казака о путях сегодняшнего забайкальского казачества, на что ветеран мудро заметил, что это дело уже более молодых, но сам он-де твёрдо знает, что звание казака даётся пожизненно, и ронять нельзя его ни при каких обстоятельствах. Этой заповеди и следует потомственный забайкальский казак и воин из бурятского рода харгана Ухим Раднаев.
    
    Геннадий Болотов
Яндекс цитирования