Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    К каменному веку возвращаться нельзя!
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    20 лет в обороне
СИТУАЦИЯ
    Тарифы двойных стандартов
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    Горячие будни в хозяйстве Стерликовых
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
    В разгар уборочной поры
ЮБИЛЕЙ
    Плугом добрых перемен
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    100 лет и 100 дней…
    «Вдохновение» для Маккавеево
    Как вернуть землю?
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Будёновка, папаха и крейсер «Аврора»…
Возвращаясь к публикации
    Мы заслужили правду и нормальную жизнь
ТелеМАНИЯ
    Путешествие на планету бурь. Часть 2
ДАТА
    С Днём рождения, «земляне»!
ЗНАЙ НАШИХ!
    Забайкалье – вторая Родина
ВЫХОД В СВЕТ
    «Свет и Тьма» в наших краях
МЫ ЖИВЫ, ПОКА ЖИВА ПРИРОДА
    Забайкальская антилопа
НАШИ ЛЮДИ
    «За уши тащи, за уши!»
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Два чемодана волшебства
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
ЗДОРОВЬЕ
    Что такое осенняя депрессия?
Выпуск № 41 от 17.10.2017 г.
Путешествие на планету бурь. Часть 2
55 лет назад, спустя всего год после исторического полёта Юрия Гагарина, первая советская космическая экспедиция высадилась на поверхность планеты бурь – Венеры! Пока что посредством чудес кинематографа, сверхреальных комбинированных съёмок, оптических спецэффектов. Сегодня «Телемания» вновь уходит в «полёт» к картине «Планета бурь». Полетели...
Экипаж кинокосмонавтов

    Незадолго до исторического события, когда полёт человека в космос внезапно из фантастики стал реальностью, режиссёр Павел Клушанцев со своими коллегами произвёл свой набор кинокосмонавтов. На роль командира экспедиции и космического корабля «Сириус» Ильи Васильевича Вершинина был утверждён актёр Владимир Емельянов, имевший, кстати опыт работы в четырёх фантастических фильмах, но более известный зрителю тех лет по картинам «Педагогическая поэма», 1955 (Макаренко) и «Матрос Чижик», 1955 (Чижик). Бортинженером Романом Бобровым стал Георгий Жжёнов. Юрий Саранцев стал профессором, геологом и командиром корабля «Вега» Иваном Щербой. В роли американского космонавта, инженера и робототехника Алана Керна оказался опытный актёр Георгий Тейх.
    В «экипаж» фильма вошли также молодой актёр-дебютант Геннадий Вернов, ставший в «Планете бурь» радистом «Сириуса», и уже известная актриса Кюнна Игнатова. Совершенно экзотическая и специфическая роль досталась Борису Прудовскому – спортсмену и мастеру спорта. Его персонаж был не человеком и имел кодовое имя...
    
Железный Джон

    Да. В состав экспедиции на Венеру входил и экспериментальный универсальный робот-андроид с функциями трансформера, предназначенный для эксплуатации в условиях чужих планет. Внешний вид Джона придумал сам Павел Клушанцев при участии художников-постановщиков группы М. Цыбасова и В. Александрова. Мастера студии «Леннаучфильм» и инженеры одного из «закрытых» ленинградских машиностроительных заводов воплотили Джона в железную «плоть и кровь», причём не только в полный размер, но и в пять его копий разного масштаба. «Главный» робот имел рост более двух метров и весил свыше 100 кг. «Управлять» им должен был человек, помещённый внутрь машины. Быть носителем такой махины никто из актёров не мог, а потому кинематографисты обратились к мастеру спорта, силачу-тяжёлоатлету Борису Прудовскому.
    
Четыре «Волги» на «антигравитации»

    Для экспедиции на планету бурь было построено ещё одно, первое в истории фантастического «космического» кинематографа транспортное средство для путешествий по чужим планетам – универсальный шестиместный низколетающий планетоход с функциями подводной лодки – надёжный, с закрытой кабиной и даже с бортовым оружием. Планетоход вызывал восхищение зрителей, а у зарубежных ещё и стал затем порождением фантастических слухов, что у русских уже имеются экспериментальные двигатели, работающие на принципе «антигравитации» – так убедительна была «комбинированная» реальность в фильме.
    На самом деле планетоход «летал» над поверхностью Венеры, благодаря хитро замаскированной платформе, прикреплённой на стреле съёмочного крана, и снимался под такими же «хитрыми» ракурсами.
    Создание эффектного транспортного средства обошлось кинематографистам в сумму стоимости четырёх автомобилей «Волга» – порядка 32 000 рублей, что составило шестую часть бюджета картины.
    
На Венере

    В конце апреля съёмочная группа во главе с режиссёром выехала «на Венеру» – в Крым, где была найдена подходящая натура чужой планеты. Съёмки велись на протяжении четырёх месяцев и были наполнены огромным количеством комбинированных и трюковых кадров. В фильме есть и погибшая экспедиция, и загадка древней венерианской цивилизации, и цветок- каннибал, едва не сожравший одного из участников экспедиции, и сражение с ящероподобными болотными тварями. Наконец, весьма впечатляющие бронтозавр и гигантский птеродактиль, а также удивительно правдоподобно снятая сцена извержения венерианского вулкана и путешествие по дну инопланетного океана. Разумеется, ни кинематографисты (включая Клушанцева), ни учёные тогда, в 1961 году, даже и не предполагали, что окутанная вечным облачным покровом Венера представляет собой выжженный парниковым эффектом пустынный каменный, без капли воды, ад, с температурой около +5000 С на поверхности и с таким же адским давлением в сотню атмосфер да ещё сверхгустой ядовитой атмосферой. На заре космонавтики верилось в лучшее, романтическое...
    
Живой «синтезатор»

    В сюжете фильма, когда его герои переживают приключения и исследуют Венеру, они время от времени слышат странный звук – «голос Венеры», предупреждающий об опасности – необычный, «переливающийся», прекрасный и жутковатый. В финале картины один из космонавтов обнаруживает скульптурный мини-барельеф с необычным и прекрасным лицом венерианки. После старта корабля «Сириус» на орбиту в отражениях воды, оставленной бурей, зрители видят женщину в белых одеждах, воздевшую руки вслед улетевшим землянам, и слышат её голос, поражающий внеземным звучанием и переливами... Конечно, синтезаторов, способных обработать голос человека, тогда не было, впрочем и первый в мире музыкальный синтезатор АНС, созданный в СССР, появился только в 1958 году и к моменту работы над фильмом делал лишь первые музыкально-экспериментальные «шаги». Но Клушанцев нашёл выход – пригласил на запись знаменитую американскую певицу перуанского происхождения Соилу Аугусту Императрис Чаварри дель Кастильо, более известную как Има Сумак, обладающую уникальным голосом, способным охватить более четырёх октав (от баса до колоратурного сопрано почти на грани ультразвука)!
    
Космонавты не плачут!

    В канун годовщины полёта Юрия Гагагрина картина была показана министру культуры СССР Екатерине Фурцевой. Екатерина Алексеевна в целом фильм одобрила, но возмутилась сценой, в которой героиня Маша Иванова, оставшись одна на орбите и думая, что вся разведэкспедиция погибла, плакала. Гнев министерши был убийственным: «Советская женщина-космонавт не может плакать!» Но всё-таки Фурцеву удалось убедить в том, что демонстрация человечности, женственность не навредит гранитному образу советских покорителей космоса, и сцена была спасена.
    
Все – в космос! А критики…

    Премьера «Планеты бурь» состоялась 14 апреля 1962 года и произвела настоящий фурор у зрительской аудитории СССР, едва ли не поголовно в те времена рвущейся в космос. С утра до вечера во всех кинотеатрах были аншлаги. Однако, несмотря на огромные, просто «космические» кассовые сборы и большую популярность у зрителей, «Планету» нещадно ругала отечественная критика. Так что в истории нашего кино «Планета бурь» осталась, мягко говоря, недооценённой.
    
А американцы…

    Чего не скажешь о «загранице» – фильм закупили 30 стран мира. На одном из международных кинофестивалей фильм увидел знаменитый тогда «киномонстр» Голливуда, продюсер и режиссёр Роджер Кормен и… Далее этот деятель вполне легально закупил советскую сенсацию «Планета бурь» для проката в США, где подобной кинопродукции в то время не было и в помине, а затем устроил по отношению к ней сплошной «кинокосмический гоп-стоп» – фильм был перемонтирован. Дважды! И выдан за… американский! А значит, был бессовестно, нагло и цинично украден. Дважды! С добавками некоторых дополнительно снятых сцен. «Путешествие на доисторическую планету» (1965) и «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968). Последняя «американская» картина снискала немалый успех у заокеанского зрителя и «зелёные» рекой потекли в карманы киножулику Кормену и его подельникам. (К теме похищения и эксплуатации советских картин американцами мы ещё как-нибудь вернёмся. – Прим. автора)
    
55 лет спустя: Венера говорит по-русски

    К сожалению, после нападок критики Павел Владимирович Клушанцев навсегда ушёл из художественного кино. С приходом 1970-х годов «скандальную», но такую притягательную для зрителя «Планету бурь» перестали даже упоминать в прессе. Её не пускали повторным прокатом, хотя в то время это частенько практиковалось для кассовых кинолент. Ныне, в XXI веке, на многочисленных спутниковых телеканалах сквозь зеркало DVD-диска или через «мировую паутину» мы вновь видим, несмотря на препятствия прошлого, «Планету бурь» – фильм и эту фантастическую, опасную планету с живым прекрасным внеземным разумом и мужественными советскими космонавтами. Планета Венера и по сей день говорит по-русски.
    P.S. «Планету бурь» любил пересматривать заядлый любитель кино Л.И. Брежнев. Не случайно в картину «Время первых» (2017) о первом выходе человека в открытый космос и героическом полёте П. Беляева и А. Леонова на корабле «Восход-2» авторы фильма включили эпизод, где генсек СССР смотрит именно эту киноленту.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования