Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
К ДНЮ ПОБЕДЫ
    Навечно в строю. Радиоповерка
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Читали чаще, смотрели больше
НАКИПЕЛО
    Улица Героя выглядит – хоть плачь…
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
    Село лишь в песнях остаётся
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
    «Мы интегрированы в региональную систему здравоохранения»
И Я ТАМ БЫЛ...
    На земле ильдиканской
СИТУАЦИЯ
    Утром дали, вечером забрали
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    У истоков Новопавловки
КАК ЭТО БЫЛО
    Первая перепись СССР
ТелеМАНИЯ
    Сквозь время и пространство… к Иоанну Васильевичу!
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Кормим с умом
ОХОТА НА ОХОТУ
    Волчий след
ВЫХОД В СВЕТ
    Увеличенные люди
ЧАДО газета для детей и молодежи
    Сказка о трёх зимних братьях и сестрёнке Весне
ТВОИ ЛЮДИ, ЗАБАЙКАЛЬЕ!
    Какие учителя, такие ученики
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
ЗАПОВЕДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    Сказ о Скале Любви
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Ещё раз о Ленине
ПРОШУ СЛОВА!
    Руки прочь от нашей памяти
Выпуск № 3 от 21.01.2020 г.
Сквозь время и пространство… к Иоанну Васильевичу!
Окончательно пролетели снежно-бешеным вихрем новогодние праздники, битком набитые ёлками, смехом и приключениями. Телезритель и вовсе терял чувство времени и пространства и мог лишь восклицать словами одного из персонажей киноприключений: «Видел чудеса техники, но такого!..»
    Сегодня «Телемания» тоже продемонстрирует «чудеса техники», отправившись в хроно-исследовательскую миссию по изучению удивительного фантастическо-хохмического феномена, автором которого является гений отечественного комического кинематографа Леонид Гайдай, – картины «Иван Васильевич меняет профессию».
    Как и в фильме, начнём с того, что пронзим пространство и время и увидим Москву, но 1930-х годов XX века...
    
Вперёд в прошлое будущее. Михаил Булгаков

    В 1934 году известный писатель и драматург Михаил Булгаков решил попробовать себя в фантастике, необычном её поджанре. Отчасти вдохновившись серьёзным произведением Г. Уэллса «Машина времени» и некоторыми другими, на тот момент довольно редкими рассказами о путешествиях в хронопространстве, Булгаков написал оригинальную пьесу-комедию «Иван Васильевич». Сюжет пьесы, или, как тогда говорили, фабула, являла собой комические приключения жулика Жоржа Милославского и управдома Бунши-Корецкого, отправленных машиной времени московского инженера Тимофеева во времена царя Ивана Грозного, где склочный управдом оказался двойником легендарного русского монарха. А сам Иван Грозный попадает в будущее того времени – современную Москву 1934 года.
    Булгаков остался доволен своей работой – получилось оригинально, интересно и очень смешно. Да вот беда – пьеса на сцене шла довольно коряво: сказывались технические сложности (требовалась зримая машина времени и показ её работы), но главное – театральные режиссёры явно опасались очевидного сходства между личностями Иоанна Васильевича и Иосифа Виссарионовича, считавшего к тому же Грозного своим духовным учителем. Булгакова замучили бесконечными просьбами и указаниями об изменениях различных сцен пьесы и переделками. В конечном итоге пьеса была почти забыта, как во времени, так и в «пространстве» – легла на театральную «полку».
    
Ещё раз в будущее. Серьёзный Гайдай

    Спустя 38 лет в Москве после той истории, не в театре, но на самой большой киностудии страны – «Мосфильме» – творил свои смехошедевры самый знаменитый комедиограф СССР, за плечами которого были «Пёс Барбос и необычный кросс», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев».
    В конце 1971 года Леонид Гайдай решил расстаться с комедийно-эксцентрическим жанром и обратиться к серьёзным темам. В мечтах и планах мэтра ещё до съёмок «Кавказской пленницы» была экранизация пьесы М. Булгакова «Бег». Надо заметить, что Гайдай, вопреки сложившемуся «имиджу», начинал свой путь в большом кинематографе не как комедиограф – его первой большой работой была драма «Долгий путь» – экранизация рассказов классика русской литературы В. Короленко. Но на пути Гайдая в «серьёзный» жанр встало Госкино (Государственный комитет по кинематографии) – в его самых высших сферах режиссёру было сделано предложение, от которого было невозможно отказаться, – продолжать творить комедии, которые получались не только шедевральными, но и собирали мега-сверх-кассовые доходы, нередко затмевающие суперблокбастеры Голливуда.
    Кстати, по мотивам пьесы Булгакова «Бег», а также романа «Белая гвардия» и либретто оперы «Чёрное море» в 1970 году режиссёры А. Алов и В. Наумов сняли картину «Бег». И очень успешно.
    
Соблазнение Италией

    Творческо-профессионального упрямства Леониду Иовичу было не занимать. Даже идя навстречу высшему киноруководству страны, режиссёр остался верен идее поработать на литературных первоисточниках великого писателя М. Булгакова, для чего режиссёром и писателем-сценаристом Владленом Бахновым была выбрана «крамольная» и необычная своим сюжетом пьеса «Иван Васильевич». К началу 1972 года, 48 лет назад, из сырой, технически тяжёлой для постановки в театре пьесы получился шикарный, остроумный, фантастический, сатирический киносценарий «Иван Васильевич меняет профессию». Госкино, руководство «Мосфильма» и худсовет киностудии поняли, что и в этот раз не ошиблись в Гайдае. Сценарий был подписан в производство с первого же раза (в будущем выяснилось, что лёгкость подписания сценария обернулась массой проблем идеологического характера, но об этом позже).
    С 24 мая Гайдай со своей группой занялись отбором актёров для необычной комедии. Интересно, что за неделю до этого к Леониду Иовичу подошёл его коллега Эльдар Рязанов и начал горячо предлагать заняться проектом «Спагетти по-русски». «Лёня, это же по твоей части – комедия, гэги, погони по типу «Бриллиантовой руки»... Я-то не спец по эксцентрической хохме... И сценарий готов полностью. И можно поработать за границей – в Италии...» Гайдай, немного подумав, отказался, сохраняя верность собственному детищу, в одну из сцен которого вошла фраза: «Меня царицей (Италией) соблазняли, но не поддался я!»
    Рязанов ушёл расстроенный, и в конце концов, как бы он ни открещивался заниматься «эксцентрикой и авантюрами», ему пришлось стать режиссёром совместного советско-итальянского проекта «Невероятные приключения итальянцев в России». Ныне остаётся только фантазировать о том, каким был бы фильм, сними его Гайдай, а не Рязанов...
    Но вернёмся к «Ивану Васильевичу»...
    
О царях, жуликах, инженерах и жёнах

    Итак, с 24 мая начались кинопробы. Самых главных персонажей-двойников – Ивана Грозного и управдома Буншу – режиссёр видел прежде всего в лице проверенного и надёжного Юрия Никулина. Сценарий писался специально под него. Но время планируемых съёмок совпадало с гастролями цирка, в котором работал актёр, да не где-нибудь, а в далёкой Австралии. И Никулин отказался от съёмок. Правда, есть мнение, что это была «официальная» причина, а на самом деле актёр не захотел сниматься в фильме, который явно претендовал «на полку» – ещё до съёмок первых сцен цензуру действительно начало многое не устраивать в сценарии картины...
    Ничего поделать было уже нельзя, и крайне огорчённый Гайдай стал искать нового управдома и монарха. На почётную должность царя метило восемь человек. Среди них – талантливейший Евгений Евстигнеев, пробы которого не удовлетворили худсовет. Георгия Вицина не взяли, потому что он ассоциировался со знаменитой гайдаевской троицей. Евгений Лебедев, по мнению Гайдая, был прекрасным грозным самодержцем, но не убеждал как управдом. А Юрий Яковлев на первых же кинопробах смог блестяще «раздвоиться» на великого царя и мелкого склочного Буншу.
    С утверждением Яковлева появились проблемы с Андреем Мироновым, одобренным на роль жулика Жоржа Милославского: дуэта у них не получалось. На фоне «солидной» игры Яковлева проходимец Миронова показался худсовету слишком артистичным и излишне утончённым. Не устроили и пробы на Милославского известных актёров: Юматова, Никоненко, Буркова, Невинного. Актёры были слишком узнаваемы и успели ярко «наследить» в кино. Предпочтение было отдано Леониду Куравлёву.
    На роль изобретателя Тимофеева, который сконструировал машину времени, пробовались два актёра – уже известный по двум популярным картинам Гайдая Александр Демьяненко и Олег Видов. Возможно, Гайдай хотел «забыть» про Шурика из «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» и ввести нового героя, но потом всё же отказался от участия Видова, остановился на любимом актёре, дав ему новую фамилию и должность – инженер Тимофеев.
    Роль Зиночки, жены изобретателя, примеряли три Натальи: Гундарева, Гвоздикова и Селезнёва. Гундаревой (возможно, из-за её эффектных форм) предложили попробоваться на царицу Марфу Васильевну, но и там она не прошла. Женой Шурика вновь утвердили уже известную зрителю «хорошую девочку Лиду» – Селезнёву. Кстати, о царице!
    
«Марфа Васильевна я...»

    Скромницу Марфу Васильевну сыграла Нина Маслова (она-то и отбила роль у Гундаревой). Маслова, впоследствии исполнившая роль женщины-мечты Афони в фильме Данелии, и в жизни пользовалась мужским вниманием. Отчего, случалось, и страдала.
    В «Иване Васильевиче», в первых эпизодах с участием Масловой царица Марфа Васильевна всё время смотрит в пол вовсе не от скромности, просто актриса пришла на съёмку с огромным фонарём под глазом – постарался второй муж, руководитель оркестра...
    Любопытно, что всей женской половине съёмочной группы во время подготовки и на съёмках было интересно вдвойне – Гайдай привлёк к работе модельера – Славу Зайцева.
    Съёмки фильма начались, как и полагается необычным шедеврам, шиворот навыворот – где-то с середины действия картины. Однако ещё до съёмок у Гайдая и его соратников-кино-хронопутешественников камнем преткновения стала главная техническая героиня проекта – сама машина времени...
    «Космический ужас» – тайна пролога фильма. Царская жертва Ю. Яковлева. «Каков он, аромат XVI века?» – откровения дворников. Страдания париковые половины Бунши… «Вкусно, красиво, криминально» – о преступной трапезе царской с икрой заморской. Назад в прошлое, или Гениальный инженер машины времени и её стоимость. Стрельцы, белогвардейцы и революция. Как «Ивана Васильевича» дважды закрывали. В общем…
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования