Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    Не надо бороться за чистоту, надо подметать!
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    «Горят рябины…»
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Быть ли бойне?
АКТУАЛЬНО
    Своя война полковника Мосякина
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Хрупкие надежды брошенного Арбагара
МЕСТА ЗАПОВЕДНЫЕ
    На краю Забайкалья
1941-1945
    Память о павших нужна живым
О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ
    Золотая свадьба семьи Ярченко
ТелеМАНИЯ
    Осенний кинозабег плута на длинную дистанцию
ЗНАЙ НАШИХ!
    Селфи в будёновке,
У ВСЕХ НА УСТАХ
    «321-я, сибирская»
НУ И НУ
    Онон-Борзя – Берлин – Амстердам
И Я ТАМ БЫЛ...
    Музей – хранитель образа Отчизны…
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
    Вольная забайкальская поэзия
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Когда поплыл по селу колокольный звон
ПРОШУ СЛОВА!
    Сытый голодного не разумеет
Выпуск № 42 от 18.10.2016 г.
«Горят рябины…»
Баллотируйся в президенты страны братья Заволокины Геннадий и Александр – с явкой на выборы не было бы проблем и результат очевиден: любил народ баянистов, частушечников, горько откликнулся на их уход. Но гармонь любимая по-прежнему жарит частушки на Первом канале (сколько ни пыталось руководство закрыть передачу – ей всё нипочём!), творческие коллективы гастролируют по стране. 16 октября ансамбль «Вечёрка», основанный 17 лет назад Александром Заволокиным, дал концерт в Забайкальской краевой филармонии.
Как это было 
    Своему основателю посвятила «Вечёрка» выступление – 70 лет исполнилось бы Александру Дмитриевичу нынешней осенью. Его нет. Но песни (больше 500 написал) звучат и очень даже «по-заволокински». 
    Сын Антон, один из лучших гармонистов России, руководит коллективом. Сам на сцене. За плечами – школа двух знаменитых Заволокиных, а кроме того – Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки. 
    Давайте и с другими познакомимся тоже. Солистка Александра Тушина, которую всякий раз мои соседи по залу провожали восхищённым: «Умница! Молодец!» Сергей Козубенко – баянист-виртуоз. Иван Нагибнев (домра, контрабас) – «съедает 120 пельменей за завтраком». Самый хулиганистый из всех Андрей Киреев (вокал, тамбурин, гармонь); меж собой артисты (а за ними и зрители) зовут Андрея «Агрономом» – песня у него такая коронная – «Молодой агроном». 
    – В Соликамске были в начале октября, – рассказывает ведущий (он же руководитель ансамбля). – Зрительница выскочила на сцену с частушкой: 
    «Агроном, дорогой, 
    Ты постой, постой со мной! 
    Но не вздумай уходить –
    От тебя хочу родить».
    Вы уже поняли, что концерт-праздник был пересыпан шутками, байками, и это рождало домашнюю дружескую атмосферу – совсем, как на вечёрках…
    Не сразу, но подхватили читинцы и частушечную эстафету – микрофон пошёл в зал. 
    Гости и про Читу «залп» заготовили (это ещё «Играй гармонь» в 1999 году в Чите шутила):
    Чита – наш красивый город,
    У Читы стоит реки.
    Здесь работают бабёнки
    И сачкуют мужики.
    Похохотав забайкальцы, легко переключились на лирическую волну, подпевая: «Когда весна придёт – не знаю», «Каким ты был», «Горят рябины». Её, к слову, Александр написал на 50-летие брату. И пусть «На два голоса» им уже не спеть. Но «Я не хочу, чтобы эта песня замолчала…». И верится, что ещё долго-долго не замолчит.
    
    После концерта зрители толпились у столов со сборниками песен (артисты привезли диски и книги), просили Антона сфотографироваться на память; фотосессия развернулась прямо в фойе. А после мы немного поговорили.

«Отец им купил по баянчику…»
    – Когда до этого приезжали в Забайкалье? Часто ли бываете?
    – В апреле 2015 года. Нечасто, но бываем.

    – Зрителей от концерта к концерту больше и больше становится? 
    – Меньше и меньше. В прошлом году, например, был полный зал. 

    – Только в Чите так?
    – Всюду. Небольшой спад. Но мы понимаем, что обусловлено социальными причинами. Время трудное, и люди, конечно же, поставят в приоритет пакет молока, чем зрелище. Тем более наш сегмент аудитории – простые люди, далеко небогатые, чаще пенсионеры, на которых кризис сказался наиболее ощутимо.
    Не унываем (и зрителя стараемся подбодрить), надо всегда верить в лучшее.  

    – И правильно. Тем более идёт к вам не случайный зритель, а тот, кто любит.
    – Ну конечно. А если и случайный зайдёт, надеемся, что и он когда-нибудь станет нашим! Вы же смотрели концерт? Ну вот. Мы такие, какие есть. Может, не так много коллективов в таком амплуа работает… Без пафоса, без лишней помпы, без накачки.

    – Да-да. Например, вот это: «Предупреждаем! Отключите сотовые телефоны. Снимать запрещено». А у вас на сайте и ноты, и слова песен – всё есть. Щедрые. 
    – Есть такое. От отца, наверное, пошло: что отдал – то приобрёл. И наоборот. Чисто сибирский момент, мне кажется. 

    – Отец и дядя родом из села были или горожане?
    – Селяне. В Томской области родились. Потом переехали в Сузун (рабочий посёлок в Новосибирской области). А началось всё с вечёрок (раньше же так молодёжь вечера коротала), отец им купил по баянчику. 

    – А вы ребёнок городской?
    – Да. Вечёрки не застал (смеётся). Но видел, как отец работает. Ещё когда он в «Частушке» работал («Частушка» – ансамбль Геннадия Заволокина; также братья были очень популярным дуэтом частушечников в 80-х годах – прим. авт.), меня с собой прихватывал. Оттуда впитал.

    – Когда «Играй, гармонь» в 1999-м приезжала в Читу, Вы с ними были?
    – Не был. 

    – Больше передача в Забайкалье не заглядывала? Творческие коллективы, основанные Геннадием и Александром Дмитриевичами теперь идут отдельными руслами?
    – Да. 

    – Два двоюродных брата Заволокиных, как отцы, вместе не поёте?
    – На 20 лет «Играй, гармонь» пели в Кремле. На 25… А так, да, отдельно.

    – Читала: есть семейный символ Заволокиных – лира и перо. У Вас пока только лира?
    – Лира. С пером пока сложно. Лира и телефон (смеётся).
    Мне кажется, это либо есть и приходит сразу, либо нет. Анализировал, конечно: возможно где-то в чём-то вакуум есть. Но высасывать из пальца, если, как говорится, не прёт, – к чему?
    Потом, академическое образование. Да воспитывался на таких образцах, как песни отца и дяди… Немножко комплекс есть, довлеет авторитетность фамилии. А если честно, то просто не требуется: столько песен отца не спетых ещё дома лежит.   

    – Люди присылать наверняка что-нибудь пытаются. На сайт в основном? 
    – Да всяко. И на почту, и так подходят. Но очень много самодеятельности. Зёрнышки правда тоже бывают.
    Нюанс в том, что всё талантливое, оно, как правило, скромное. Возле стеночки стоит где-то там, вдалеке. В нём и есть глубина. А пустое колесо, как водится, гремит громче. 
    «Играй, гармонь», к сожалению, стала немножко похожа на это, потому что сами люди другие. Посмотрите записи 90-х годов – народ был скромный, даже лица другие. А сейчас все хотят в камеру залезть. Этот момент – Первого канала, медийности... Не про всех говорю, но есть такое. 

    – Концерт в зале от формата знаменитой передачи отличается – уже не вскочишь с места, чтоб в пляс. 
    – Согласен. Филармонический зал зрителя дисциплинирует, что ли. Зажим чувствовался. Но частушки потом запели: сначала одна, потом подхватили-подхватили… Бывает что и плясать выходят. Но всё равно, да, не так, как в круге. 
    Мы же немножко всё-таки академические, не разбитные. Кредо такое – даже в этом народном мы более строгие. Даже по одежде (заметили, наверное) приверженцы в большей степени сценической культуры такой.
    Хотя можем и в косоворотках выйти. То и хорошо.
 
    – Гастролируйте, поняла, не только по Сибири?
    – В этом году были в Иваново, Владивостоке, Сахалине. Вся Сибирь. Тюмень, Иркутск – вообще, как дома. В Читу пореже забираемся. В начале октября в Перми.
    190 концертов нынче уже дали. 

    – Нашла частушку про вас: 
    Заволокины – ребята,
    Вас недаром так зовут.
    Или вы заволокёте,
    Или вас заволокут.
    Куда после Читы «заволокут»?
    – Улан-Удэ, Иркутск и – домой. Берём отпуск – ноябрь отдыхаем. От гастролей. Немножко песен, может, попишем.
 
    – То есть, «отдыхаем» – просто смена деятельности?
    – Да. Ну и надо дома с домашними побыть: у меня пятеро ребятишек...

    – И все поют?!
    – Пока не поют. В музыкальную школу ходим.

    – Завершая концерт, сказали: «До новых встреч». А когда она, новая? 
    – Немножко этот приезд «переварится» – должна быть здоровая пауза. А вообще, мы всегда готовы. 
    Есть мысль: хотелось бы по краю проехать. Но кто бы это всё организовал… Сейчас немножко такая апатия у руководителей (в целом) из-за экономических накладок.
    В 2015 году рискнули – в Петровске дали концерт. 

    – Ну?
    – Глуховато (смеётся). Но без обид. Для опыта нормально. Поняли, что надо приезжать в рамках, может, фестиваля какого. Под какой-то эгидой – не просто так.
    Знаете, в чём суть? Люди-то везде одинаковые и у них всё, по большому счёту одинаково: мама, папа, хлебушек, детишки, песня… В любой народности. Будь то Казахстан (там домбра звучит круглосуточно – национальный инструмент), в Белоруссии – народные песни. В России с этим посложнее – Россия многоконфессиональная, «тяжёлая» в этом плане – очень много народностей; если будем только русское культивировать – станут другие обижаться. 
    В музыкальных стилях и направлениях тоже, на мой взгляд, должен быть баланс, дозировано. Пусть будет 10 процентов народного, 10 процентов рэп, 10 – шансон и т.д. А по телевизору всё больше зарубежные песни и шансон… Перекос.

    – А вы, «Вечёрка», себя к народникам относите?
    – Наверное, всё-таки к народникам. 

    – Но очень качественно.
    – Это уж вам судить. Стараемся. Видимо, образование даёт своё, традиции и всё-таки 40 лет уже династии – понимаем, что есть хорошо, что можно сказать со сцены, что не корректно. Шуточки какие там… Сформировано уже. Планка есть. По крайней мере, хочется думать, что так.

    – Частушки в этом плане – жанр опасный. Цензура есть?
    – Всё должно быть к месту. Солёное – в узком кругу. А когда это на широкую аудиторию, или когда девочка поёт: «Усики, усики…» – это уже, конечно, перебор, невоспитанность. Хотя, понимаете, бывает, что подтекст пошлый, но так подано красиво – не подкопаешься. Всегда поражает: понимаешь, о чём поёт, но так оно завуалировано, такой художественный образ поэтичный – ух!
    А вообще, есть такое выражение: чего бы ты от частушки ни ждал, она всё равно тебя обманет – четыре строчки всего, а завернуть могут куда угодно! Уникальный жанр. Только в России такой есть. 
    – Спасибо, Антон. За концерт и за разговор. Почаще в Читу заглядывайте. Может, и в районы получится. Будем  ждать.
    Материалы подготовила Елена Сластина
Яндекс цитирования