Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    Не надо бороться за чистоту, надо подметать!
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    «Горят рябины…»
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Быть ли бойне?
АКТУАЛЬНО
    Своя война полковника Мосякина
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Хрупкие надежды брошенного Арбагара
МЕСТА ЗАПОВЕДНЫЕ
    На краю Забайкалья
1941-1945
    Память о павших нужна живым
О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ
    Золотая свадьба семьи Ярченко
ТелеМАНИЯ
    Осенний кинозабег плута на длинную дистанцию
ЗНАЙ НАШИХ!
    Селфи в будёновке,
У ВСЕХ НА УСТАХ
    «321-я, сибирская»
НУ И НУ
    Онон-Борзя – Берлин – Амстердам
И Я ТАМ БЫЛ...
    Музей – хранитель образа Отчизны…
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
    Вольная забайкальская поэзия
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Когда поплыл по селу колокольный звон
ПРОШУ СЛОВА!
    Сытый голодного не разумеет
Выпуск № 42 от 18.10.2016 г.
Осенний кинозабег плута на длинную дистанцию. Часть 1
Октябрь. Пронзительная синева неба, сменяемая зябкой серостью ненастья, и безнадёжно жухлая листва под ногами. Утром мы бежим на работу, тёмным вечером – по магазинам, домой, к семьям, телевизорам, компьютерам, «интернетам»... А завтра будет то же самое... И послезавтра... И за послезавтра... Марафон... Чувствуете, уважаемые друзья, о чём я? Верно. Сегодня самый подходящий сезон, самое подходящее время рассказать историю появления самой знаменитой «осенней» и любимой уже не первым поколением зрителей, картины «Осенний марафон»... Побежали!
В авангарде «бега»
    Первый, кто ударился в «забег», был его автор, Александр Володин, штатный драматург и сценарист студии «Мосфильм», уже отметившийся фильмами, ставшими впоследствии классикой отечественного кинематографа: «Звонят, откройте дверь», «Дочки-матери», «Смятение чувств». В 1978 году Володин написал новый сценарий и носился по всей студии, предлагая «драматическим» режиссёрам его поставить. Но едва прочтя странную историю доброго, талантливого, но совершенно «бесхребетного» 46-летнего мужика, который разрывается между двумя женщинами, с не менее странными второстепенными персонажами: русским и датским «алкачами», прокуренной, «закладывающей» переводчицей и прочими, сразу отказывались... И жанр был какой-то непонятный: то ли комедия, то ли мелодрама, в которой ко всему прочему ещё и обличается пагубное пристрастие к высокоградусным напиткам... В общем, не разбери чего. Да и название сценария тоже не способствовало творческому энтузиазму.
    
«Горестная жизнь плута»
    ...именно так именовалась новая работа Володина, а её главного героя сценарист писал отчасти с себя, поскольку находился в этот период жизни в похожей ситуации, что и он. Кроме личной творческой незаинтересованности режиссёров, была ещё одна причина не желания снимать кино по такому сценарию – во второй половине 1970-х «Мосфильму» требовались приключения, фантастика, боевики про «голубые береты». Короче, что-нибудь остросюжетно-динамическое, но никак не «не разбери чего»– мелодраматическое. В конце концов, окончательно забегавшийся и расстроенный Володин «докатился» до мосфильмовского отделения комедийных фильмов. «Шабаш! Хватит! Пусть будет вместо мелодрамы комедия. Хоть работа не пропадёт...» – решил сценарист и толкнул дверь кабинета «комического» начальника. Начальником творческого объединения комедийных фильмов уже третью неделю был самый неунывающий, весёлый человек «Мосфильма», режиссёр Георгий Данелия. С опаской писатель подал «Плута» и... сценарий понравился!
    Режиссёр подумал: «Почему бы и нет?» И решился. Правда, тексту сценария не поздоровилось. Многое пришлось переписывать, делать из мелодрамы нечто комическое. Но Данелия уже увлёкся новым проектом окончательно и бесповоротно.
    В начале сентября 1978 года на обложке сценария «сияла» печать «Утверждён к запуску в производство».
    
Требуется интеллигентный бабник!
    Отбор актёров начался ещё во время работы над сценарием. На главную роль доброго, слабохарактерного любвеобильного эгоиста Андрея Павловича Бузыкина претендовали: Александр Калягин, Леонид Куравлёв, Николай Губенко, Станислав Любшин и ещё около полусотни человек – как выразился позже сам Данелия, «вся актёрская сборная СССР». И хотя каждый «Бузыкин» был хорош по-своему, но требовался, прежде всего, «интеллигентный бабник». В конечном итоге окончательный выбор был совершён благодаря... нахальному самоуправству. Ассистент режиссёра Елена Судакова самовольно, на свой страх и риск пригласила из Ленинграда Олега Басилашвили, даже не предупредив своего шефа, хитро решив, что он добрый человек и не откажет актёру. Ситуация вышла, по словам Данелии, просто идиотская. Он сидел в своём кабинете, работал. Тут внезапно заходит Басилашвили: «Здравствуйте, я приехал на пробы». Сильно удивившись, Данелия, чтобы не обидеть актёра, попавшего не по своей вине в такое дурацкое положение, растерянно произнёс: «Да-да, пожалуйста...» И обращаясь к ассистентке: «У нас камера есть?» незаметно, но с явной угрозой, погрозил ей кулаком. Камеру достали, включили свет и актёр сказал несколько фраз… После этой пробы грузин Данелия хотел решительно отказать грузину Басилашвили – уж больно Олег Валерианович казался вальяжным, самодовольным и пафосным.
    «На машине я подвёз Олега до Покровских ворот, – позже воспоминал Данелия. – Распрощались, он вышел из машины, а я по привычке посмотрел в зеркало заднего вида и просто обомлел: Олег совсем другим человеком стал! Кепка у него как-то набок съехала. Грустный такой, нерешительный, дорогу перейти не может: рыпнется вперёд – и тут же назад. Ну Бузыкин же натуральный! Я позвонил Судаковой: Всё. Берём Басилашвили. «Я так и знала», – ответила она. Оказывается, Лена сказала Олегу, что я обязательно посмотрю на него, как только он выйдет из машины. В этот момент Басилашвили и сыграл Бузыкина. Так они меня и надули. Но к счастью...»
    
Эн.Е., Варвара, алкоголик-патриот и Алла
    Н.Е. – Нина Евлампиевна Бузыкина, а в жизни актриса Наталья Гундарева, на съёмочную площадку явилась со сценарием, который весь был исчёркан точными оценками и замечаниями. На что Данелия ядовито отреагировал: «Если вы захотите снять фильм, я вам эту возможность предоставлю в своём объединении. Вы же законченный, закоренелый режиссёр».
    Галине Волчек, утверждённой на роль бездарно-хамовитой, прокуренной в доску, явно «поддающей» переводчицы Варвары, Георгий Данелия позволил даже произносить в картине текст «от себя» (знаменитое прокуренно-хрипатое: «Бузыкин, хочешь рюмашку?»). Такие вольности позволялись Волчек: во-первых потому, что Георгий Михайлович знал её с детства – его мама работала на «Мосфильме» вторым режиссёром, а отец Галинки был известным мосфильмовским оператором. Во-вторых, она была его самой первой актрисой, которую он снял в своей первой вгиковской курсовой работе. В 1956 году в отрывке из «Золотого телёнка» («Васисуалий Лоханкин») у начинающего режиссёра Данелии играли Евгений Евстигнеев и Галина Волчек.
    Уже после выхода «Марафона» на экраны к Галине Борисовне подходили зрители и говорили: «В жизни вы такая приятная. Что же этот режиссёр в кино из вас такое страшилище сделал?»
    Евгений Леонов был «прикреплён» к фильму ещё на стадии написания сценария. Правда, по первоначальной задумке режиссёра Леонов должен был сыграть соседа Аллы (впоследствии эта роль досталась Николаю Крючкову), но потом Данелия передумал и предложил актёру воплотить более выигрышный и колоритный образ романтического алкоголика-патриота Харитонова.
    Марину Неёлову Данелия увидел случайно в режиссёрской дипломной работе одного из своих студентов, который, как выяснилось, был её мужем. Играла Марина работницу метрополитена. «Девчонку надо обязательно снимать», – подумал тогда Данелия. К моменту съёмок «Осеннего марафона» актриса переживала точно такую же ситуацию, как и её героиня в фильме – машинистка Алла. Поэтому ей хотелось в первой же сцене сразу сыграть всю несчастную судьбу своей героини, показать, как ей тяжело приходится. Режиссёр пытался всеми силами её сдерживать. По этому поводу наметился конфликт. Дело дошло до того, что общаться им приходилось через сценариста Володина: «Скажи этой артистке играть так, как мне надо, а не так, как она хочет». – «Я попробую выполнить дурацкие требования режиссёра, раз у нас в съёмочной группе такая диктатура», – отвечала через Володина Неёлова. Так они проработали месяц. Потом, правда, подружились.
    
Немец в порядке бреда
    Сплошным курьёзом и проблемами обернулись поиски кандидатуры на роль коллеги Бузыкина – иностранного переводчика Хансена. Своего знакомого журналиста из ФРГ Норберта Кухинке предложил Данелии, как он выразился, «в порядке бреда» его приятель Юрий Кушнерёв. Он привёз немца на машине к «Мосфильму» и вытащил на улицу, якобы курнуть. Данелия издалека внимательно рассмотрел волосатого иностранца и в восторге чуть ли не бегом подошёл к машине: «Юра, познакомь меня с твоим другом». Так господин Кухнике, корреспондент престижных журналов «Шпигель», «Штерн» и попал в съёмочную группу «Марафона». Однако, проблемы с «интуристом» (и какие!) только начинались…
    Сенсация: негр в «Марафоне», грибы и фильм ужасов! «Хорошо сидим!» – правда об «алкачах», «трезвиватэлях» и «ходоках». Антибузыкин Басилашвили: прозрение. Как Данелия был «фашистом», «подлецом» и новый жанр изобретал. Марафон плута: правда о названии картины. Этот страшный забег-побег в Швецию! Другой финал: не вошедшая в фильм запрещённая сцена. «Марафон» и... Нобелевская премия! Об этом и не только – во второй части осеннего телемано-марафон-забега по истории хронически-популярной, классической картины отечественного кинематографа.
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования