Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ЭКОНОМИКА И МЫ
    Парадоксы в цифрах
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    «Нам надо немного – тепла и воды
ПРОБЛЕМА
    Районка: один на один с реальностью
И Я ТАМ БЫЛ...
    Победа улыбнулась сильнейшим
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
    Она детей от смерти заслонила
ПИСЬМО В НОМЕР
    И память вечная тревожит…
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Дар Божий Сергея Баженова
ТАЛАНТЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ
    И хилогосонцы не лыком шиты!
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Друг познаётся в беде
    Не дают нам скучать и хворать
ТелеМАНИЯ
    Морские приключения по-полосатому
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Автостопом по всему миру
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    По открытой воде
ВЫХОД В СВЕТ
    Тайны книжного подземелья
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    «Династия» – гордое слово
    Вольная забайкальская поэзия
ЗНАЙ НАШИХ!
    Быть со всеми наравне
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Памяти учителя
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    Дом, который построил сам
Выпуск № 20 от 15.05.2018 г.
Морские приключения по-полосатому
Поездки, командировки, рейсы… Автомобили, поезда, корабли… С грузами, пассажирами и… грузопассажирами. Иногда милыми и красивыми, иногда зверски-опасными (но всё ж прекрасными), рычаще-мохнатыми и усато-полосатыми… Как вы уже догадались, уважаемые друзья, сегодня в «Телемании» мы отправляемся в один из самых необычных, самых весёлых, самых невиданных и самых кассовых рейсов в истории отечественного кинематографа – знаменитый «Полосатый рейс»! И  начнём его словами главного персонажа этой усато-хвостатой кутерьмы, «укротителя»-буфетчика товарища Шулейкина:
«Хочешь – верь, хочешь – не верь, а дело было так...»

    ...В 1959 году главный «рулевой» СССР Никита Сергеевич Хрущёв пригласил бывшего тогда в нашей стране с официальным визитом императора Эфиопии Хайле Селассие в московский цирк на Цветном бульваре. В то время там блистала дрессировщица хищников Маргарита Назарова. После выступления артистку позвали в правительственную ложу. Она вошла с тигрёнком, которого кормила из соски. Видя, какое впечатление красивая дрессировщица произвела на императора, Хрущёв не без гордости заметил: «Только в нашей стране работают такие изумительные женщины. Про них надо кино снимать», – и поцеловал звезду цирка. Кто-то из приближённых немедленно взял эти слова генсека «на вооружение», и в 1960 году картина уже стояла в плане «Ленфильма».
    
Идея есть – сюжета нет

    Случай в отечественном кинопроизводстве был уникальный и отчасти курьёзный: сценария и даже какого-либо вразумительного сюжета не было вообще, а съёмочные дни были уже расписаны по графику. Была утверждена и актриса на неизвестную главную роль несуществующего кинопроекта – виновница тигриного переполоха, дрессировщица Маргарита Назарова вместе со своим помощником и мужем Константином Константиновским (мужа, правда, оставили в конечном итоге «за кадром»).
    
Тигры в совхозе, дворник и милиционер

    Со сценарием сразу возникли проблемы. Дело в том, что уже существовал один «хищно-кошачий» хит – картина «Укротительница тигров». От сценариста будущей комедии требовали ни в коем случае не повторяться. Дирекции «Ленфильма» начало «полосатого» проекта принесло массу головной боли, особенно когда приходилось отвечать на требовательные многочисленные звонки партначальников: когда, мол, приступите?
    Руководство студии объявило творческий аврал. К поискам оригинального сюжета подключились лучшие драматурги страны. На «Ленфильм» обрушилась лавина сценариев. В сюжете одного из них фигурировал совхоз-миллионер, организовавший у себя зоопарк, где трудилась героиня Назаровой. В другом дрессировщицу представляли работницей фабрики, покорившей в будущем опасных хищников (этакий «Светлый путь» с «хищным» уклоном).
    В других сюжетах укротительница тигров была зоотехником, дворником, воспитателем детсада и даже милиционером... Однако все были отвергнуты, пока на горизонте не появилась «морская душа» – молодой Виктор Конецкий, работавший над своим первым сценарием фильма о героях моря «Путь к причалу».
    
Медвежий рейс

    Узнав о замысле снять забавную комедию с дрессировщицей и тиграми, он предложил руководству сюжет про тигров на корабле. Директор студии усомнился. Тогда сценарист поведал ему историю, как он, будучи матросом, перевозил в Мурманск из полярных широт белых медведей. Поначалу всё было мирно: звери в клетках, матросы в каютах. Но потом после кормежки кто-то забыл закрыть щеколду, и медведи вышли на палубу. Убивать дорогостоящих хищников нельзя – пришлось пугать… Директор распорядился немедленно приступить к работе.
    
Член партии в иллюминатор?!

    Вскоре готовый сценарий с рабочим названием «Тигры в море» ушёл на утверждение в Госкино. А потом туда пригласили автора. Состоялся примерно следующий диалог: «Молодой человек, вы же моряк, скажите, советские капитаны являются членами партии?» – «А как же? Обязательно». – «А у вас советский капитан, член партии, от тигров удирает через иллюминатор». – «Ну и что? Если сейчас сюда, в кабинет, зайдёт тигр или медведь, вы куда сиганёте?» Ошалев от неожиданной постановки вопроса, чиновник не смог ответить.
    
Сценарист требует любви!

    Консультант и второй сценарист, «пострадавший от Сталина» Алексей Каплер, автор сюжетов к лентам «Ленин в октябре» и «Ленин в 1918 году», тоже остался недоволен сценарием и потребовал от Конецкого ввести любовную линию. Пришлось пойти навстречу маститому коллеге и создать «отношения» для экзотической парочки: Марианны и старпома судна.
    Название проекта «Тигры в море» поменяли на более оригинальное – «Полосатый рейс».
    
Капитан, команда и вкусненький укротитель

    Капитаном (режиссёром) «Рейса» чиновники, недолго думая, назначили молодого выпускника ВГИКА Владимира Фетина, в прошлом лётчика, успевшего уже снять картину «Жеребёнок» по Шолохову. Поскольку над Фетиным не довлели авторитеты, режиссёр принялся отбирать актёров, каких ему вздумается. Большинство, прочитав сценарий и поняв с какими «звёздами» цирка им предстоит сниматься, немедленно отказывались. Даже до кинопроб дело не доходило. В конце концов всё же удалось набрать команду самых храбрых актёров, куда вошли: Алексей Грибов, Иван Дмитриев, Алексей Смирнов, Николай Трофимов, Василий Лановой и т.д.
    И всё же сниматься с хищниками боялись все, кроме, конечно, Маргариты Назаровой.
    Дольше всех Фетину пришлось уговаривать Евгения Леонова на роль горе-укротителя Шулейкина. А окружающие ещё и не к месту острили: «Женя, тебя-то самого первого тигры сожрут! Ты такой полненький, сдобненький, вкусненький». От этих острот Леонов сам начала постепенно «звереть». В конце концов договор на съёмки подписал и он.
    
«Сделаем весёлый фильм, если останемся живы...»

    Отдельно стоит упомянуть о самих кинопробах, которые были далеки от традиционных. В них участвовала комиссия по охране жизни и здоровья артиста. Кроме договора, все участники проекта подписали специальное обязательство, разработанное этой комиссией и предписывающее, как себя вести в целях безопасности. Был там и такой пункт: «Если к тебе в каюту неожиданно войдёт тигр и, предположим, возьмёт твою ногу в пасть, ни в коем случае не нужно вырываться, ибо тигр может подумать, что с ним играют, и сожмёт челюсти; нужно просто небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в морду, ему станет неинтересно, и он уйдёт».
    Приступая к работе, режиссёр на собрании худсовета «Ленфильма» мрачно пошутил: «Постараемся сделать весёлый интересный фильм, если останемся живы...»
    
Суперкоты, Васька, Пират и невеста

    ...К середине мая 1960 года весь «человеческий» состав актёров был подобран и утверждён. Теперь дело встало за мохнатыми партнёрами. Из четвероногих артистов были «приглашены» из московского цирка 10 полосатых «суперкотов» – тигров, включая любимца Назаровой умницу Пурша. Ваську – пожилого, но ещё представительного льва, в прошлом циркача, за плеча… нет, скорее, за гривой которого были уже роли в кино, – купили в зоопарке Херсона. Долго искали умную и легко обучаемую обезьяну. В итоге нашли в Киевском зоопарке сообразительного шимпанзе по кличке Пират. В Ленинград, поскольку павильонные съёмки проводились на «Ленфильме», его доставили самолётом. Причём не одного, а с невестой Чилитой: Пират без неё никак не мог. Так что знакомиться исполнителю роли старпома актёру Ивану Дмитриеву пришлось с обоими. Пират вроде бы принял человека сразу. Наметилась дружба. А вот Чилита посмотрела зло и даже укусила. Но во время кинопроб и впоследствии съёмок она обязательно должна была присутствовать на площадке. Стелили тряпочку в уголочке, покупали ей коробку зефира (она его очень любила), и Чилита смотрела, как возлюбленный работает. Тигров что сам Пират, что его подруга особо не боялись и даже дразнили громадных кошек.
    …Тигры по системе Станиславского. Вилка, поросёнок, Леонов и «гад дрессировщик». Звериный плавучий отель. Усато-полосатая самоволка. Как эротику зажигали. Группа в полосатых купальниках и волосы дыбом. Первая вертолётная роль. Зачем пивко хищнику? Триумф.
    Продолжение истории появления самых знаменитых полосато-морских приключений отечественного кинематографа – в следующем рейсе не менее полосатой «Телемании».
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования