Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    Выручают железно
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    «Экспромт» не для медицины
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Война, которую «не замечают»
ГЛАС НАРОДА
    На выборы не идём всем селом
ПРОШУ СЛОВА!
    Зелёное вместо горячего
И Я ТАМ БЫЛ...
    В гостях у страуса
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    В поисках утраченного времени
КРИК ДУШИ
    Смута в Шелопугинской ЦРБ
НАБОЛЕЛО
    Быть или не быть новой школе в забайкальском посёлке?
1941-1945
    Помним твой подвиг, солдат
    Да ведают потомки православных…
ТелеМАНИЯ
    33 года или, Приключения хвостатых пенсионеров
КОНСУЛЬТАЦИЯ
    Инструкция по использованию ОСАГО
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
    Литературная гостиная
ФАЗЕНДА
    Кухни мира
Выпуск № 44 от 27.10.2015 г.
33 года или, Приключения хвостатых пенсионеров
Вот уже целую «сказочную» дату: тридцать лет и три года чертовски колоритные герои пенсионного возраста: пёс и волк дарят нам улыбку, хорошее настроение и напоминают, что доброта и дружба выше любой вражды. Шедевр отечественной анимации, а ныне для кого-то – опасное, растлевающее зрелище. И то и другое – «Жил-был пёс»! 
Этот «опасный» шедевр
    После его премьеры, летом 1982 года, мультфильм, длящийся всего 10 минут 36 секунд, восторженные зрители могучей сплочённой советской киноимперии буквально растащили на фразы. Летом 2012 высокопоставленные чинуши вдруг решили, как и в случае с «Ну, погоди!», что это зрелище является «вредным и опасным для здоровья юных зрителей», поскольку на лицо – «пропаганда алкоголя и табакокурения». На Украине националистически настроенные чиновники вообще запретили широкий показ мультфильма, признав его оскорбительным по отношению к «незалэжной и самостийной». Игнорируя чиновничий бред, и в связи со «сказочным» юбилеем картины режиссёра Эдуарда Назарова, признанной критиками, членами различных киноакадемий и маститыми режиссёрами в 2012 году на фестивале в Суздале посвящённом 100-летию отечественной анимации «лучшим мультфильмом века», начнём историю рождения одного из наших любимых мультиков. 
    
Принцесса, людоед и автор в опале
    ...К 1981 году за спиной 40-летнего штатного художника-постановщика и режиссёра студии «Союзмультфильм» Эдуарда Васильевича Назарова насчитывалось не более десятка рисованных фильмов, но при незначительном количестве они все, так, или иначе, стали представлять собой классику отечественной анимации: трилогия о Винни-пухе, «Фильм. Фильм. Фильм», «Остров», «Икар и мудрецы», «Принцесса и людоед» и т.д. С последней короткометражкой из мультсборника «Весёлая карусель», представляющей собой мини-рок-оперу про Принцессу прекрасную и ужасную с озвучкой певца и композитора Александра Градского, у режиссёра появились крупные проблемы. Прошла информация, что Градский собирался выехать на постоянное жительство в США. Этого хватило, чтобы весёлый оригинальный мультик «Принцесса и людоед» запретили к показу аж на целых восемь лет!
    Расстроенный Назаров спустя два года только и смог, что выпустить довольно среднюю короткометражку «Охота». Режиссёр задумался, что снимать дальше и стоит ли снимать вообще? А руководство «Союзмультфильма» начало уже давить – «Долго ли будете ещё простаивать?» Кое-кто даже стал предлагать сменить режиссёру работу. К Назарову «прикрепили» сценариста Сергея Иванова. Сценарий тот написал, однако режиссёру он категорически не понравился – ему не хотелось снимать ни про пионеров, ни про покорение вселенной, ни про борьбу с империализмом. Душа требовала иного.
    
Идея! «Щас спою!»
    Летом 1980 года Назарова пригласил погостить к себе на Украину его давний друг, с которым он проходил службу в армии. Покинув душную Москву, режиссёр прибыл в Цурюпинск. Насмотрелся на людей, которые гуляют по улице и поют, на застолья, увидел днепровские пейзажи. Как-то вечером, отдыхая после прогулки, Эдуард Васильевич наткнулся в домашней библиотечке своего друга на сборник произведений украинского фольклора и увидел знакомую с детства, всего в полстранички, сказку «Серко». О том, как встретились в лесу старый волк и старый пёс: «Ты мне поможешь, а я помогу тебе» – вспоминал сам Назаров. – В голове тогда почему-то крутилась невесть откуда взявшаяся единственная фраза – «Щас спою!». Окрылённый новой идеей Эдуард Васильевич тут же забыл про отдых и примчался в Москву, и заявил руководству «Союзмультфильм», что сценарий новой картины напишет сам. Начальники поморщились – на студии такое «смешение» профессий не приветствовали, тем более, что Назарова, как драматурга, вообще не признавали. Но потом махнули рукой – работай, только не простаивай...
    
Просто, сложно и по-украински
    Несмотря на короткий метраж и кажущуюся простоту, режиссёр работал над сценарием целый год. Многие отечественные мультипликаторы отмечают, что если бы сценарий мультфильма «Жил-был пёс» написал профессиональный автор, а не сам Назаров, фильм получился бы менее выразительным и лаконичным. А, может, и не получился бы вообще. Назаров размышлял: Собака и серый волк. Они же всю жизнь были врагами, а как это показать? В конце концов, всё свелось к гениальному лаконичному диалогу в лесу: «А помнишь, как ты меня гонял?» И оказалось, что больше ничего и не надо!
    Весь оставшийся 1980 год разъезжал по украинским музеям, по деревням. Зарисовал хаты, национальные костюмы, посуду, орудия труда, телеги, рушники, печи, ковры. Будучи в Киеве попал в Институт этнографии Академии наук Украины, где познакомился с двумя колоритными мужиками из отдела фольклора и попросил содействия на предмет народных песен. Они приволокли здоровенную магнитофонную бобину с километром намотанной плёнки. Режиссёр что-то промямлил про финансовую сторону дела, мол, заплатить получиться не известно когда... Но мужики оборвали: «Да ты шо? Сдурел?!». Несколько песен с этой бобины вошли потом в фильм.
    
Хрущёв и Эдик в кадре!
    Образы героев будущего мультшедевра рождались спонтанно и даже обретали в конечном итоге неожиданные черты. Так, уже в самом конце работы над фильмом, режиссёр обнаружил, что жертва «сепаратного киднэпинга» лысый малыш, которого умыкнул Волк, «вылитый... Никита Сергеевич Хрущёв... только в детстве».
    Любопытно, что выражением «лица» Волк неуловимо похож на самого Назарова. И Пёс… тоже похож. И усы белые, как у Назарова. «А глаза, – как сказал один из коллег Эдуарда Васильевича, – грустные ...режиссёрские. Вылитый Эдик перед озвучкой картины...»
    
Как Назаров «фанеру» записывал
    Работа над фонограммой «Пса» – отдельная история… Назаров всегда озвучивал свои картины сам – причём не только ради искусства и уж тем более не от собственного желания прославиться, как актёр. Причина была банальная – от безысходности и острой нехватки денег. В то время студия «Союзмультфильм» обычно давала четыре месяца на производство картины. Не уложился режиссёр – его проблемы. Фильма не будет. В этом причина того, что именно Назаров читает в «Жил-был пёс» текст от автора. Все шумы и крики в фильме производили исключительно энтузиасты – участники съёмочной группы. Бабьи причитания-вопли, когда волк ворует ребёнка, – исполнила жена Назарова – Татьяна. Деньги же, сэкономленные на актёрах, позволяли аниматорам лишний месяц рисовать. И кстати, о деньгах. Эдуард Назаров известен ещё и как «папа» – создатель образов Винни Пуха, Пятачка, Иа, кролика и совы. Но за 46 лет существования на экране мультфильма, кроме полученных им много лет назад 90 рублей, он ни копейки за героев «Винни-Пуха» так и не получил.
    
Пёс Георгий и Армен волчара 
    Для озвучки главных героев режиссёр пригласил Георгия Буркова и Михаила Ульянова. 
    Последний отказался по причине постоянной занятости (актёр снимался в 1982 году в трёх фильмах одновременно + спектакль на телевидении). Тогда Назаров рискнул позвать Армена Джигарханяна. Звёзды отечественного кино, ни тот, ни другой, до этого никогда мультфильмы не озвучивали, но, прочитав коротенький сценарий, всё же решили попробовать. Сама история им понравилась. Единственное, что долго объяснял мультипликатор, характер самого фильма: это не фарс, не карикатура, а нормальная, жизненная история. Никакого детского сюсюканья. Нельзя было, чтобы они кривлялись и выдавливали лишний смех из зрителя. И если с Псом – Бурковым, человеком весёлым и компанейским, проблем, судя по всему, не предвиделось, то, глядя на серьёзного Армена Борисовича, Назарова вдруг одолели сомнения.
    «Помню, когда Джигарханян впервые вошёл в тон-зал (специально оборудованное помещение для озвучивания фильмов – прим. автора), меня прошиб холодный пот. Совпадение было невероятным, почти мистическим, – вспоминал режиссёр. – На рояле были разложены эскизы персонажей мультфильма. Когда я увидел сутулого Армена Борисовича – ну вылитый Горбатый из сериала «Место встречи изменить нельзя» – и посмотрел на точно такого же нарисованного мною волка. Ну, думаю, всё... хана! Сейчас Джигарханян узнает в таком же сутулом, «ревматическо-радикулитном» волке себя, обидится и попросту меня убьёт. А тот глянул, довольно ухмыльнулся и говорит: «А ничего, ничего! Хороший такой волчара!»
    
Режиссёр многоголосый 
    Любопытно, что кроме озвучки своих мультфильмов Назаров с удовольствием всегда помогал коллегам по цеху. В итоге мультяшных аудио-ролей у Эдуарда Васильевича набралась масса – профессиональный актёр позавидует. Многолюдные «Шпионские страсти» и «Ограбление по…» озвучил Назаров. И капитана «Чёрной каракатицы» во «Врунгеле» – тоже он. А помните в «Возвращении блудного попугая» батонообразного кота: «Таити, Таити! Не были мы ни на каких Таити. Нас и здесь неплохо кормят?» То же, Назаров!
    «Жил-был пёс» прочно вошёл в первую десятку ста самых лучших мультфильмов мира, оставив на многие пункты позади работы знаменитого Диснея. Мне же в финале осталось добавить всем читателям «Телемании» за внимание фразу счастливого послезастольного Волка: «С-спасиыба!.. Ну, вы звоните, если шо...»
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования