Благодаря племяннице на днях я впервые побывал на концерте Александра Розенбаума в Чите. Слушаю этого яркого поэта, автора и исполнителя уже давно, а увидев и послушав воочию, не разочаровался.
Мне, старому «высоцкоману» с огромным стажем, легко угодить хорошей песней и талантливо написанным стихотворением. Народному артисту России Александру Розенбауму с лёгкостью удаётся делать это уже не одно десятилетие. В чём причина?
Она, по моему, в цельности творчества известного петербуржца, в высоте той планки, которую он ставит сам для себя в свои 64 года, и в мужестве певца и автора.
Совсем недавно Розенбаум был госпитализирован в Петербурге после поездки в Сирию. Его доставили в больницу из-за проблем с сердцем. Розенбауму стало плохо сразу после предпремьерного показа спектакля «Неужели это было», который поставлен по мотивам песен артиста. Певец принимал в нём участие 29 февраля. 1 марта состоявшаяся премьера прошла без Александра.
Он проболел все первые дни марта и вот 24 числа он энергично выходит на сцену читинского театра драмы, берёт аккорды «Одинокого волка» и два часа не отпускает внимания публики песнями, стихами и композициями, исполнять которые ему помогает старая гвардия известных в Питере музыкантов.
Он то и дело делает глоток воды из бутылки – всё ещё на препаратах, медикаменты сушат губы, но кто сказал, что для бойца это преграда? Читинцы, полностью заполнившие зал в наше финансово трудное время, рукоплещут. Вот это – настоящее! Правдивое.
Я не хочу никого ни с кем сравнивать. Но когда иные, даже именитые российские артисты, начинают как рыбы открывать рот под фонограмму, запас печатных слов исчезает. Сегодня наше «родимое» телевидение является главным поставщиком этой бездарной дребедени, которой, к счастью, подвержены не все.
А Розенбаум тем и отличается от расфуфыренных паяцев, что поёт горлом, глоткой, сердцем и нервами и при этом поёт вживую – будь то Чита, Чечня, Афганистан или Сирия.
Некурортные маршруты выбирает для себя этот человек. Точнее он, скорее, нисколько не обманывает своё призвание, ведущее его этими сложными тропами. Судьба-вещунья.
Особо впечатляет то, что Александр Яковлевич на 65 году жизни легко оперирует всем периодом своего творчества, исполняя песни совершенно разных периодов, жанров и при этом отлично помнит слова, а не подменяет их на ходу.
Кто-то может сказать – чего не сделаешь за деньги. Деньги Александр Яковлевич, как советский и российский автор-исполнитель, актёр и писатель, заслуженный артист РФ, народный артист России, давно заработал.
Всё дело в отношении, которое зиждется, я считаю, на воспитании. Артист понимает народ, когда поёт, что в наше подлое время «прикован к батарее честный труд». Но он, тем не менее, личным примером показывает своим слушателям, что только труд, в конечном итоге, и та польза, которую ты можешь принести людям, имеют в этой жизни вес.
…Надо раздобыть где-нибудь новый сборник его стихов!
Фёдор Шаманов