Народ в Забайкалье удивлён поступком казаков края. Почему они едут в село Куранжа Ононского района, устанавливают в месте рождения Крест в увековечение памяти атамана Семёнова, возлагают венок от имени казачества? И потом в Интернете выставляют фотографии об этом событии…
Простим потомку, в неизвестно каком колене, который желает сохранения памяти своего предка, а может однофамильца. Но пусть хранит эту память в своём родовом склепе. А нам, живущим в крае, где не понаслышке помнят кровавого атамана, нельзя прощать, ради наших потомков то, что творил здесь этот человек. Если мы забудем, то нас ждёт участь сегодняшней Украины. В Интернете много разного написано о Семёнове. Но не надо забывать, что Гитлер сам лично тоже никого не убивал, но пол-мира залил кровью.
Мутная волна вседозволенности в 90-х подняла такую смуту, что долго надо выискивать крупицы правды в нашей истории. Поэтому надо читать документы в подлинниках, читать протоколы допросов, показания свидетелей, рассказывающих о зверствах семёновцев в гражданскую войну. Сейчас на трагические события той войны уже другой взгляд, но нельзя прощать истребление мирного населения, издевательства и убийства пленных и раненых.
Даже сподвижники атамана отрекались от него. Генерал Колчак, наслышанный о зверствах, отказался брать семёновцев под своё начало, хотя войска омского правителя тоже не отличались гуманностью. Генерал Врангель, у которого служил Семёнов до 1914-го, свидетельствует, что Григорий Михайлович не отличался грамотностью, что ему не хватало кругозора, выручала природная сметливость. Был интриганом, карьеристом, для достижений своих целей ничего не чурался. Сейчас пишут, что Семёнов, знавший с детства монгольский и бурятский языки, перевёл воинский Устав царской армии, стихи Пушкина и Лермонтова на монгольский язык, но доказательств этому нет. Пусть перевёл устав воинской службы, но представьте высокий слог великих поэтов и сухой военный язык?
Тот же Врангель отзывается о Семёнове, что тот был храбр и выслуживался только на глазах у начальства. Нам подают, что Семёнов – полный Георгиевский кавалер, но он имел Георгия четвёртой степени и георгиевское оружие. Один из авторов пишет, что отец Семёнова был казачий полковник. На самом деле отец был зажиточный казак, землепашец.
Учился будущий атаман в станице Могойтуй в церковноприходской школе. Это село сейчас в Акшинском районе, раньше было богатое, не менее 300 дворов. Кое-кто делает ссылку на станцию Могойтуй, которая в 200 км от Куранжи находится и во время учёбы Григория в школе ещё не появилась. Берут интервью у дочери атамана, спрашивают, какой он был отец. Но любой хищник любит своё дитя. К тому же, дочери мало жили со своим отцом, выросли они в Европе с отчимом. Во время Второй Мировой вынуждены были вернуться к отцу в Китай, уже взрослые. Славянскую кровь нельзя было смешивать с чистой арийской при Гитлере. Арестовали бы вместе с отчимом и в лагерь смерти отправили. Но об этом в интервью не говорят. На какие деньги построил большой дом и жил изгнанник-атаман? Дочь уверяет, что отцу помогло знание лошадей, делал ставки на бегах. Говорит, что если и были у Семёнова царские слитки, то он истратил их на поддержку семей казаков. Но нет доказательств об этом ни в одном опросном протоколе сподвижников атамана. О том, что отца содержали японцы за осведомительство и прислуживание, что доказано японскими документами, дочь будто не знает.
Такие факты и опровержения говорят о необъективном исследовании тех, кто желает обелить атамана Семёнова.
В те же 90-е подали в Верховный военный суд на реабилитацию атамана. Суд отказал. Простили атаману всю кровь, пролитую в гражданскую войну, но не простили измену Отечеству. Семёнов посылал хвалебные письма Гитлеру, в которых высказывал свою поддержку в войне против СССР. Не только словами, но и делом помогал Семёнов японцам, союзникам фашистской Германии. В это тяжёлое для Родины время русские эмигранты по всему миру собирали деньги, драгоценности, чтобы помочь своему народу, шли воевать в партизаны, подпольщики. А Семёнов собирал казаков на войну со своим народом на деньги японцев, союзников фашистской Германии.
Хочется привести ещё один пример характера «геройского» атамана. Когда войска Семёнова окружили в Чите, храбрый атаман бежал из города на аэроплане, бросив своих солдат отступать без него. Этого предательства солдаты не простили своему атаману. При встрече на Дальнем Востоке они отказались воевать под началом Семёнова. Стоит вспомнить здесь генерала Каппеля, отступавшего вместе со своей армией в лютую сибирскую зиму, с раненой ногой, во время той же гражданской войны.
Забайкалье открыли и осваивали казаки. Они же охраняли границу по всей Забайкальской территории. Почти все сёла вдоль границы, появившиеся до 1917 года, основаны казаками. Поэтому мы можем смело сказать, что Забайкалье обязано своей историей казачеству. Во все времена казаки забайкальские ценились, как смелые и отважные воины. После искоренения казачества в СССР, забайкальские юноши, исполняя долг, неся службу в Армии, тоже были востребованы во всех родах войск. Офицеры, набиравшие команды призывников, в первую очередь, отбирали себе наших земляков. Это проверенный и доказанный факт. Так было и в Великую Отечественную, так было в Афгане, Чечне, и сейчас так же. Славная история казачества возрождается и продолжается сейчас. Беречь и хранить её чистой и незапятнанной наш с вами долг, земляки.
Прежде чем совершать поступки, которые влияют на окружающих, надо хорошо подумать, не идти на поводу сиюминутных порывов, выгоды. Ради наших детей, потомков надо знать историю Отечества, изучать её, чтобы не ставились памятники предателям и изменникам Родины, таким как Бандера, генерал Власов, атаман Семёнов.
Человеческие ценности, как любовь к матери, Отчизне, честь и достоинство, уважение и любовь к ближним, всегда стоят на первом месте. Если этого не впитать с молоком матери, не воспитать в детях своих, то придут раззор и фашизм на нашу землю.
Бальжит Цыденова, библиотекарь ООШ, с. Красная Ималка