Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Новости недели
    Акцент недели
    Итоги лотерей
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Сельское хозяйство: кадровый вопрос
МНЕНИЕ
    Мы – в Москву, а к нам – негры?!
НАШЕ ДЕЛО
    Год по новым правилам
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Маралья ферма
ПОДРОБНОСТИ
    Ну, наконец-то!
НУ И НУ
    Аутсорсинг по-нашенски
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Первое поселение по реке Унда
ТелеМАНИЯ
    Жеглов, Шарапов… Вайнеры: Место встречи изменить нельзя
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Памяти Николая Баранова
Возвращаясь к публикации
    Земля требует порядка
ВЫХОД В СВЕТ
    Музей восковых фигур в Чите!
ЖИВЕТ ГЛУБИНКА
    «Ямкун» – здравница. Это бесспорно!
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ПОТРЕБИТЕЛЬ
    Хлебушко!
ФАЗЕНДА
    Маленькие хитрости рассады
Выпуск № 6 от 06.02.2018 г.
Первое поселение по реке Унда
Для снабжения хлебом служивых Нерчинского края воевода Иван Остафьевич Власов (1684–1689 гг.) писал в Москву, что если в Нерчинском воеводстве поселить пятьсот крестьян, то можно посеять и собрать столько хлеба, что его вполне хватит для обеспечения всех Даурских острогов своим зерном и создания определённых запасов…
Живота ради

    Хлеб, поставляемый из Сибири по рекам, обходился очень дорого, привозился не всегда регулярно и нередко подмоченным. По распоряжению московского правительства в Верхотурском воеводстве в 1695 году составили списки беглых крестьян, которые появились в уезде с 1687 по 1695 годы. По закону их нужно было вернуть хозяину. Но решили иначе: отправить беглых – cто семей «с жёнами и с детьми и со всем имением в ссылку на пашню в Дауры в Нерчинское воеводство». Дали время на подготовку телег, саней, сбора всего необходимого, выдали на обзаведение подмогу деньгами. Со всех слобод Верхотурского уезда крестьян с семьями в количестве 626 душ собрали в Тобольске и в феврале 1697 года отправили в Даурию. Через 10 месяцев, в конце ноября или начале декабря, в сопровождении отряда охраны во главе с Тобольским сыном боярским Петром Мелешкиным привели беглых в Нерчинский край, в верховья реки Шилки, и оказалось их 423 человека.
    С той поры минуло ровно 320 лет.
    Крестьян расселили с образованием слобод Алеурской, Ундинской, Городищенской и в деревню Боты. В Ундинской слободе поселили 20 семей.
    Пришли беглые выращивать хлеб, разводить скот – снабжать продовольствием нерчинских служилых людей. Сколько дали на льготу для обзаведения своим хозяйством – три или пять лет сведений нет. Первые обнаруженные сведения начинаются с 1705 года, когда уже приходилось сдавать хлеб с государевой десятины. Первожители слободы – пашенные крестьяне: Ефим Кочнев, Иван Екимов, Фёдор Колобов, Иван Федотов, Данило Фомин, Фёдор Позняков, Иван Медведев, Иван Исаков, Игнатей Блинов, Перьфирей Димов, Михайло Ваулин, Иван Титов, Гурей Кирилов, Ефтифей Семёнов, Григорей Ленков, Леонтей Морозков, Артемей Пельменев, Сава Матафонов, Антип Дроздов, Иван Бочиеров, Козма Магиев, Василей Чернозыпецкой (Чернозипунников), Тимофей Пьянков, Фёдор Черепанов, Павел Коровин, Ларион Жаравлёв, Пётр Пешков. Этим дали по полдесятины. Сава Кирилов, Андрей Карташов, Ларион Карташов, Степан Ушаков, Алексей Соколов (в 1705 году сбежал) получили каждый четь (четверть) десятины. Всего в Ундинской слободе пахали двадцать десятин с четью.
    По сведениям за 1719-й, в слободе проживало 76 семей. Кроме пашенных крестьян также были: хлебный обротчик, три бобыля, «житель безтяглый», приказчик слободы, Нерчинский сын боярский, имел дом в слободе. Выборный староста слободы – пашенный крестьянин Иван Кочев – родился в 1669 году.
    Сведения из списков поселений, которые приводят в своих трудах участники Великой Сибирской экспедиции за 1735 год: «Ундинская слобода <...> находится на дороге, которая идёт от Нерчинска на Аргунские серебряные заводы, <...> и в 210 верстах от этих заводов. Имеет церковь, посвящённую святому Николаю, и восемь дворов жителей». К Ундинской слободе относились: Димова, Колобова, Лукина, Казакова, Теленгуйские Нижняя, Средняя и Верхняя, Лескова, ещё одна Лескова, в другом месте (четыре двора), Ёлкина, Бочкарёва, Подойницына, Буторина, Каменка Монастырская, Кибирева, Галгатайская, Екимова, Шуругинская Монастырская, Мысовая.
    
Тягло непосильное

    Крестьяне слободы были приписаны к сереброплавильным заводам. По императорскому указу от 31 мая 1762 г. из канцелярии Нерчинского начальства поступила Промемория о причислении казаков Ундинской слободы и Амурского острога в заводское ведомство.
    Работы на Нерчинских заводах были чрезвычайно тяжелы. Гористая местность делала возку дров, угля и руд изнурительными. По указу 10 февраля 1788 года рабочие должны были помогать в работах крестьянам, если последних было недостаточно. А на самом деле наоборот – нерчинские приписные крестьяне помогали рабочим. Сверх установленных работ они принуждены были заниматься дернением угольных куч и жжением угля.
    Ещё нерчинско-заводские приписные крестьяне, вопреки законам, обязаны были почти даром доставлять хлеб для всех заводских чиновников, солдат и рабочих. Вносили ежегодно до 70000 пудов хлеба за ничтожные 1882 рубля. Крестьяне получали за пуд хлеба 2 ½ копейки, а самим он иногда обходился от 2 до 6 рублей.
    Отягощали положение и общие земские повинности. В 1736 г. издаётся указ об учреждении почтовой связи, которой осуществлялись все перевозки от Нерчинска до Нерзавода (так называемый Нерчинский тракт). По записям и отчётам Ундинского волостного правления от 22 сентября 1827 года, крестьяне принимают и перевозят декабристов, затратив на это 117 лошадей, 15 конных и 18 пеших провожатых (посменно). «…Рязановым привезены в Читинский острог государственных преступников 8 человек». Это были А.И. и П.И. Борисовы, С.Г. Волконский, В.Л. Давыдов, А.З. Муравьёв, Е.П. Оболенский, С.П. Трубецкой и А.И. Якубович.
    В 1851 году была образована станица Ундинская, в которую входили два селения и 14 деревень. В станице находился штаб 7-го пешего батальона, батальон входил в состав 2-й пешей бригады, штаб которой располагался в селении Шелопугинском, бригада, в свою очередь, входила в состав 3-го военного отдела, штаб которого располагался в Нерчинске.
    
Трудились и молились…

    Ундинская Преображенская церковь, по счёту – третья, начала строиться усердием прихожан и разных боголюбителей в 1832 году вместо сгоревшей в 1811 году. Когда были построены первая и вторая церкви, неизвестно, так как документы о них сгорели в 1811 году. Наиболее вероятно, что первая церковь была построена с заселением крестьян, так как в слободе эта постройка должна быть в обязательном порядке. Здание построенной в 1832 году церкви каменное, с такой же колокольнею, покрыто кровельным железом, окрашено зелёной краской, снаружи церковь оштукатурена и выбелена известью, с решётчатой оградой с каменными столбами, прясла проволочные, окрашенные зелёной краской. Внутри потолки небесного цвета, стены – розового. Первый престол, в холодном храме, освящён в память события Преображения Господня; другие два, в тёплых приделах: по правую сторону – во имя Святителя и Чудотворца Николая, а по левую сторону – в честь Иконы Божия Матери Казанской.
    В 1936 г. с церкви сбросили колокола, купола разобрали. После открыли клуб, затем разместили склад сельпо. В последующем сняли кровлю, перекрытие, пытались разобрать стены на кирпич. Не получилось: кирпич с трудом ломался, а раствор держался намертво. Когда-то от красивой белокаменной церкви остались одни стены.
    С 2013 года силами жителей началось восстановление. В сентябре около 50 человек с привлечением техники провели субботник по очистке от мусора, грунта и скопившегося навоза слоем около метра. Организатором и вдохновителем всей работы по восстановлению является Григорий Филиппович Акулов. Он же открыл расчётный счёт.
    Богослужебное здание сейчас имеет название Свято-Преображенский храм, этапы его восстановления и уже практической работы отражены в группе «Возрождение» в «Одноклассниках». Практически полностью восстановлен главный придел. 5 августа 2017 года в храме совершилось таинство крещения, в котором приняли участие 40 человек. 19 августа, в праздник Преображения Господня (престольный праздник храма с. Унда), была отслужена Божественная литургия – первая за почти 90 лет со дня закрытия церкви. Поздравить сельчан приехали гости из Нерчинска, Балея, Барановска, Приисковой. Предстоит работа по восстановлению ещё двух приделов храма, наружная отделка. Необходимы материалы и денежные средства…
    
От «Ундинской крепости» до коммуны

    Казаки Ундинской станицы принимали участие в событиях бухты Де-Кастри 1855 г., среди первых пяти Георгиевских кавалеров – наш Федот Журавлёв. В Китайском походе 1900–1902 гг., русско-японской войне 1904–1905 гг., Первой мировой войне 1914–1918 гг. 150 казаков из станицы получили Георгиевские кресты. Погибли в боях и сражениях 28 казаков, 21 был ранен. Имена и подробности известны.
    В станице было организовано три училища: в 1880 г. – одноклассное (казачье), в 1886 г. – одноклассное (крестьянское), в 1881 г. – двухклассное с пансионом, в нём в 1899 году обучалось 57 мальчиков и 4 девочки. В 1904 году оно стало называться «Училище Августейшего Атамана Цесаревича Алексея». В Забайкальском казачьем войске имелось только два пансиона: Ундинский при училище (на 1 января 1919 г. в нём находилось 39 мальчиков) и Читинский – при Войсковом хозяйственном правлении ЗКВ.
    В станице также имелись больница, общество вспомоществования, сельский банк.
    «Ундинская крепость» – так назвали Ундинскую станицу то ли сами казаки, то ли красные партизаны. Последние практически всю Гражданскую войну, как ни старались, не смогли завладеть станицей, которую защищала станичная добровольческая дружина под командой атамана Перебоева. Впоследствии дружину переформировали в 7-й Забайкальский казачий полк, который в полном составе с боями отступил в Маньчжурию, а потом продолжил борьбу с красными уже в Приморье. Полного списка, кто состоял в полку, пока нет.
    На событиях Гражданской войны не останавливаюсь, эта тема очень болезненная и неоднозначная. 6 июня 1923 г. состоялись выборы в первый Ундинский сельский Совет рабочих и крестьянских депутатов Ундинской волости. Был составлен список членов и кандидатов, которые выбирались в количестве 33-х человек, практически все проходили службу в НРА или партизанили, и отдельный список на 80 человек, которые не имели права избираться и быть избранными в Ундинский сельский Совет. Список этот не окончательный, в него добавлялись фамилии (видно по разному почерку), без окончательной подписи. В голосовании приняло участие 65 человек.
    После Гражданской войны система образования строилась на новых принципах: школы подразделялись на 1-ю и 2-ю ступени, в начальных классах вводилась непременная характеристика неуспевающих. В двух последних классах 2-й ступени вводилась трёхзначная оценка по успеваемости «удовлетворительно», «весьма удовлетворительно» и «неудовлетворительно». На заседании Ундинского ВИКа от 7 сентября 1923 г. принимается решение о создании опорных пунктов ликвидации неграмотности. В феврале 1925 г. в селе имелась школа-четырёхлетка и ШКМ (школа крестьянской молодёжи), в ней 2 учителя с 117 учениками, из которых бедняков – 55, середняков – 59, зажиточных – 3; приезжих – 23, местных – 94. В последующие годы отмечено, что в ней 4 учителя.
    Кредитное товарищество образовано 15 февраля 1925 г. Два года спустя его обслуживало 886 человек в 28 населённых пунктах.
    В 1928 году в сёлах Унда, Ёлкино, Лесково создаются коммуны. Всех тружеников села разделили на бедняков, середняков и кулаков. Хозяйство коммун, сельхозартелей создавалось в основном за счёт середняков и кулаков, которые подлежали выселению. В Забайкалье произошло семь крупных восстаний против коллективизации. В самом крупном выступлении крестьян – Жидкинском (началось 9 июня 1930 г.) – принимали участие – 1121 житель: кулаков – 76, середняков – 723, бедняков – 190, батраков – 69, рабочих – 57. Восстание было подавлено, состоялся суд, несколько человек подлежало расстрелу, часть осуждена к различным срокам.
    Сельхозартели и коллективные хозяйства всё-таки были образованы: в с. Унда – «Имени Лазо», в Лесково – «Красный пахарь» (затем осталось одно слово «Пахарь»), в Ёлкино – «Забой». В 1931 г. в Унде создана Бочкарёвская машинно-тракторная станция, которая располагалась между сёлами Унда и Ёлкино, обслуживала колхозы от с. Жидка до с. Ложниково. В МТС также были женские тракторные бригады, которые возглавляли Капитолина Александровна Щербакова и Агафья Алексеевна Матафонова. В 1939 г. в Москве на ВСХВ они получили большие золотые медали.
    Годы 1937–1938-е – самые чёрные в истории России. До сих пор не дана чёткая формулировка тем злодеяниям, «политическим репрессиям» (так называют их). Возьмите все тома «Книги памяти жертв политических репрессий в Восточном Забайкалье» и пролистайте страницы. По-моему, слово «политические» должно уйти или быть заменено на действительно описывающее, что происходило тогда. Взять село Унда, из которого 75 взрослых, здоровых, трудоспособных человек были приговорены к ВМН. Какую «политику» могли проводить бывшие казаки и колхозники?
    В 2009 г. в селе поставили памятник с табличками, где указаны фамилии расстрелянных.
    На базе колхозов и 11 сёл в 1960 г. был организован Ундинский совхоз мясомолочного направления. Все помним 90-е годы прошлого столетия. О совхозе остались одни воспоминания. 300 лет крестьяне и труженики сельского хозяйства выращивали хлеб, производили продукты питания, и в один момент всё это стало ненужным. В последнее время изменения к лучшему наметились, только происходит уж очень медленно.
    
    Николай Георгиевич Казаков, г. Чита
Яндекс цитирования