Жеглов, Шарапов… Вайнеры: Место встречи изменить нельзя «Угрюм-река», «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Адъютант его превосходительства», «Семнадцать мгновений весны» и ещё десятки подобных картин – золотой фонд телевидения и кинематографа, проверенный временем и поколениями зрителей. Сегодня – об одном из них. Культовом. Особо знаменитом. Тем более что недавно мы отмечали 80-летие исполнителя одной из главных ролей – Владимира Семёновича Высоцкого. Сегодня в «Телемании» он, братья Вайнеры и пятисерийная телевизионная художественная картина под названием «Место встречи изменить нельзя».
«Чёрная кошка», Горбатый, Жеглов, Шарапов в реальности
Началась вся эта захватывающая детективная история 6 марта 1946 года. Сотни ограбленных квартир, магазины, склады. Порой и кровавые убийства горожан. «Не советуем искать нас. Здесь была «Чёрная кошка». Одноимённая статья из милицейской хроники появилась в тот стылый мартовский день в газете «Вечерняя Москва». Зловещая неуловимая банда (вернее, несколько банд) вовсю орудовали в послевоенной столице. Под этим чёрным мяукающим «брендом» стали «работать» подобные криминальные группировки во многих городах СССР, в том числе и в Чите. В начале 50-х была схвачена банда некого Митина по прозвищу Горбатый, длительное время грабившая московские магазины. Члены бандитской группировки из подмосковного города Красногорска, являющейся наиболее «настоящей» «Чёрной кошкой», днём прилежно... трудились в цехах механического завода, а в свободное время «брали» сберкассы! Оперативник с фамилией Жеглов действительно существовал. Работал в МУРе, ловил преступников, но в конце 1950-го у него вышел конфликт с начальством и он застрелился. В то же период в МУРе работал и почти тёзка Володи Шарапова – молодой Владимир Арапов. Помимо оперской рутины – ловли обычных преступников – он прославился тем, что арестовал собственную невесту. Красавица оказалась воровкой. Вначале была «Эра»
В августе 1975 года в журнале «Смена», опираясь в основном на реальные факты, прототипы и, конечно же, на свою авторскую фантазию, Аркадий и Георгий Вайнеры вынесли на суд читателей свою новую детективно-приключенческую повесть «Место встречи изменить нельзя». Тепло принятая публикой журнальная версия через год вышла в полном объёме отдельной книгой (уже романом) под названием «Эра милосердия». Согласно своей творческой традиции, Вайнеры раздали первые десять экземпляров книги близким друзьям, среди которых был Владимир Семёнович Высоцкий. На таком же традиционном застолье, посвящённом выходу романа, Высоцкий даже не стал задерживаться: «Побегу лучше книгу читать». Как Высоцкий Жеглова «столбил»
На следующее утро он едва добудился Вайнеров. «Ребята, книга превосходная! – сказал с порога Высоцкий. – Но я прибежал для того, чтобы «застолбить» для себя Жеглова». «В каком смысле?» – не поняли писатели. «Ну, только не делайте вид, что это не сценарий большого многосерийного фильма. И вообще, так, как я, вам Жеглова никто не сыграет». Вайнеры решили подколоть друга: «А что, Сергей Шакуров сыграет хуже тебя? Или Николай Губенко?» Высоцкий серьёзно задумался: «Да. Серёжка сыграет не хуже, а Коля даже лучше». Затем поэт, певец и актёр хитро посмотрел на друзей и сказал: «Да вам-то, мужики, я же знаю, лучше не надо Вам надо, как я его сыграю!» Сценарий «под Высоцкого»
Уже на следующий день Вайнеры окончательно решили писать киноверсию романа, тем более успешный опыт работы в кино у них уже был – многосерийная картина «Рождённая революцией». В ноябре 1977 года Аркадий и Георгий плотно засели за сценарий, который изначально создавался с прицелом на Высоцкого. Рослый плечистый красавец Жеглов из романа для фильма стал среднего роста, жилистым, настырным оперативником, обрёл типаж и характер Владимира Семёновича. Интересно, что, несмотря на то, что кандидатура Высоцкого на роль Жеглова была решённой для сценаристов, для руководства Одесской киностудии (именно на её базе велись съёмки всего фильма) в недалёком будущем вопрос стоял иначе. На роль Жеглова пробовали других актёров (см. фото), но в конечном итоге круг поиска замкнулся на том же Высоцком. В конце января 1978-го сценарий телевизионного кинопроекта под рабочим названием «Место встречи изменить нельзя» был утверждён руководством Гостелерадио СССР. Останкино заключило договор о съёмках на базе Одесской киностудии. И тут возникла проблема: кто будет снимать картину? Как Вайнеры режиссёра выбирали
Дело в том, что Вайнеры ещё во время работы над сценарием поставили руководству условие: режиссёра-постановщика выбирают сами! Для телевидения и кинематографа случай просто небывалый. Сценаристов обычно никогда не спрашивают, кто будет воплощать написанное ими на экран. Но поскольку «Эра милосердия» стала самым настоящим советским бестселлером, писателям впервые пошли навстречу. (Таких прецедентов в кинематографе больше не было и нет до сих пор.) Вайнеры хотели, чтобы за съёмки взялся талантливый актёр Алексей Баталов, имевший удачный режиссёрский опыт в постановке фильмов «Шинель», «Игрок» и «Три толстяка». Баталов хотел и ставить сценарий Вайнеров, и сниматься в главной роли Жеглова. Делать одновременно и то, и другое при таком большом объёме работы было просто невозможно. Баталов отпал, как и ещё ряд режиссёров. Время шло, подготовительный период, не говоря уже о самих съёмках, так и не начинались. Руководство Останкино стало роптать: «Отличный материал пропадает. Не найдёте сами – дадим первого попавшегося». Клятва режиссёра
Выручил Высоцкий. Как-то он встретился со своим давним другом Станиславом Говорухиным: «Слушай, Слава, мне Вайнеры сказали, что у них для меня есть хорошая роль. Ты почитай их последний роман». Режиссёр прочитал и, по его словам, «просто обалдел». Вскоре состоялась встреча с писателями. Они придирчиво изучили его творческую биографию, в багаже которой были успешные фильмы приключенческого жанра: «Вертикаль», «День ангела», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Контрабанда» и «Ветер «Надежды». Резюме сценаристов было однозначным – подойдёт! «Клянусь, что ни одной фразы, ни одной строчки, ни одного слова в вашем сценарии без вашего согласия я не изменю. Клянусь публично в присутствии Володи», – эту клятву на полном серьёзе заставили произнести Говорухина авторы романа. Говорухин сдержал слово... до определённого времени. Производство фильма было, наконец, запущено. О «Шараповых»
С февраля 1978 года начался подготовительный период и отбор актёров. С Высоцким, несмотря на его одиозность и дебют на телевидении, да ещё в главной роли, проблем не возникло. Говорухин провёл формальные пробы, отсняв вместе с Владимиром Семёновичем десяток заранее нехарактерных актёров. Высоцкого утвердили с первого раза. А вот образ друга и напарника Жеглова – Володи Шарапова – поставил киношников в тупик. Аркадий Вайнер видел Шарапова в актёре Евгении Герасимове, но он, занятый в другой картине, отказался, о чём потом серьёзно пожалел; или Евгения Леонова-Гладышева, но его пробы забраковал худсовет (актёру досталась в фильме эпизодическая роль Васи Векшина). Георгию Вайнеру Шарапов представлялся в облике Николая Губенко, а ещё лучше – Леонида Филатова. Высоцкий говорил, что самый лучший Шарапов – это Иван Бортник (в итоге блестяще исполнил роль Промокашки). Режиссёр настаивал на Сергее Шакурове. Сценаристы негодуют
Прибыв на Одесскую киностудию, руководство предложило Говорухину кандидатуру Владимира Конкина. Говорухин воспринял её настороженно: Павка Корчагин – оперативник? Но сделав пробу, понял, что интеллигентный Конкин являет собой превосходную антитезу нахрапистому Жеглову. Вайнеры восприняли это в штыки: «Ну какой из него, к чёрту, фронтовик, да ещё матёрый разведчик?!» И даже прибавили совсем уж непечатное. Пришлось Говорухину прибегнуть к испытанному способу: одновременно с пробами Конкина он сделал и пробы заведомо неподходящих на роль Шарапова актёров: Ивана Бортника и Станислава Садальского (будущий Сапрыкин, он же Кирпич). Увидев результат, Вайнеры плюнули и отступили… «Облигация» в погонах? Сценаристы меняют фамилию. «Предатель» Конкин. Фокс-огородник. «Горбатые» страдания. Укушение оперативника и вкусная кровь. Песни в фильме: «Если Жеглов откроет хавальник, то...» Правда о Лёле и «косэльке». Постановление главы Гостелерадио СССР: «Смерть запрещаю!» Продолжение истории появления легенды советского кинематографа – в следующей нашей встрече. Сергей Балахнин |