Камера! Мотор! Хлопушка… 2 часть О съёмках застольно-кинематографических и тайнах кино-гастрономических Ура! Первая «Телемания» в этом новеньком 2020 году сразу после Старенького Нового года приветствует всех своих читателей, желает всего самого замечательно-наилучшего, горячо-горячительного, а также закусочно-помрачительного! Продолжаем наш кинобанкет.
Голуби и… «поилки»
Не каждому известно, но любимый народом фильм «Любовь и голуби» мог оказаться «на полке». В стране тогда начиналась свирепая антиалкогольная кампания, развязанная последним советским генсеком М.С. Горбачёвым, а в фильме Владимира Меньшова главный герой Василий (А. Михайлов), его сосед дядя Митя (С. Юрский) лихо глушили сорокоградусную, да и женщины не отставали. Баба Саша в сцене «На причале», где появилась внезапно вместо дяди Мити, на глазах перепуганного Васи с удовольствием осушает трёхлитровую банку пива (за три дубля все девять литров!). И всё, может, и обошлось бы, кабы до киночиновников и блюстителей морали не дошли слухи, что актёры «подогревались» по-настоящему, в кадре пили самую что ни на есть взаправдашнюю водку и прочие алкогольные напитки! Скандалище на «Мосфильме» был жуткий, и даже хотели уволить режиссёра, но, в конце концов, как это нередко случалось, дело спустили на тормозах, фильм всё-таки вышел на экраны и стал классикой, а Александр Михайлов нет-нет да и вспомнит, как в эпизоде «Речное свидание с женой» открывал пробку чекушки с более чем реальным содержимым, выпивал и плакал пьяненькими жалостливыми слезами. Ослабим градус
Кроме водки, изредка натурально «работающей» в кадре, особой любовью в кинематографе пользуется пиво. Чаще – настоящее. Впрочем, бывали случаи, когда актёры на дух не переносили пенный напиток. Так, 10 июля 1967 года в Алуште Гайдай снимал знаменитый эпизод «Кавказской пленницы» «Троица у пивной бочки», где Трус произносит своё сакраментальное: «Жить, как говорится, хорошо!» Перед съёмкой Вицин, который принципиально не употреблял горячительного во всех видах, сразу отрезал: «Пиво пить не буду». Решили налить актёру вместо пенного напитка отвар шиповника. Отсняли несколько дублей – вроде бы всё отлично. Пока Бывалый-Моргунов, великий ценитель ячменного хмельного, вдруг не рявкнул: «А чего это у Гошки пивьё не пенится?» «Пиво пить всё равно не буду. Ну вас к бесу!» – опять упёрся актёр. Кто-то предложил в кружку с отваром накидать ваты – вроде как пена. Этот вариант Вицину тоже не понравился. В итоге непьющему актёру Гайдай в приказном порядке велел хлебать настоящее пиво. К счастью, справились за один дубль. Впрочем, этого хватило, чтобы Вицин маялся животом почти неделю. «Всё это от вашего дурацкого пива», – в сердцах говорил Георгий Михайлович. Ну а теперь самое время «съесть» чего-нибудь существенного. Как насчёт жареного поросёнка или, может, паюсной икры? Чёрненькая многодублевая
Несмотря на то, что в начале 1970-х паюсная икра была дефицитом «умеренным», стоила она и тогда ого-го, потому киношники старались разными путями сократить расходы на эту роскошную чёрную съедобную «актрису», если она была «занята» в фильме. Шли на самые разные ухищрения. Своеобразный рекорд поставила знаменитая картина А. Мкртчяна «Земля Санникова». 15 июня 1972 года съёмочная группа работала в павильоне «Ленфильма», где была построена декорация «Ресторация». Ильин (В Дворжецкий) знакомился с авантюристом Крестовским (О. Даль). Заведение было обставлено с полным шиком. Столы ломились от шикарной закуски и в первую очередь – от чёрной икры. Зрители фильма и по сей день не догадываются, что баснословно дорогой продукт... нет, он был не бутафорским и даже частично съедобным. Чёрная икра была сварена реквизитором группы из... перловой каши, которую затем подкрасили чёрной тушью! А единственный бутерброд с настоящей икрой был только на тарелке у Владислава Дворжецкого. Надкусывая его, актёр умудрился растянуть деликатес на восемь дублей! Помните одну из вкуснейших, возбуждающе-аппетитных сцен за всю историю отечественного кинематографа – сцену царского пира из комедии Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»? Ещё до съёмок фильма была составлена расходная смета, и оказалось, что дешевле приобрести настоящие продукты, а не бутафорию. Повара-мастера приготовили здоровенное блюдо с осетром, зажарили поросят с яблоками, наготовили много всяческих яств по высшему, истинно царскому разряду. Гайдай распорядился поставить салатницы с красной, чёрной и баклажанной икрой. В общей сложности царский стол обошёлся в сумму, привышающую триста советских рублей! Съёмки планировались на 2 января. Но произошло ЧП. Когда киношники явились в съёмочный павильон, то увидели... пустые столы и посуду. Кто встретил Новый год за счёт государства, так и осталось загадкой. Не помогла и милиция с собакой. Только банка «икры заморской» осталась нетронутой. В итоге все продукты Гайдаю пришлось закупать за свой счёт, а кулинарам – готовить всё заново. Однажды в Алма-Ате
На студию «Казахфильм» в 1970 году после окончания ВГИКа был направлен режиссёр-дебютант Юрий Андреевич Шиллер. Вскоре он приступил к съёмкам своего первого полнометражного художественного фильма. Картина была весьма среднебюджетной, но в ней присутствовали массовки, причём с застольями. Молодой режиссёр решил прибегнуть к реализму и распорядился использовать в кадре настоящие закуски и различную вкуснотищу в виде гусей с яблоками, чёрной и красной икры, крабов, дорогих салатов, колбас, ветчины... Массовка с превеликим удовольствием употребляла съёмочно-кулинарный «реквизит», да так, что после каждого дубля на столах почти ничего не оставалось (даже для главных героев картины). После трёх дублей режиссёр понял, что бюджет картины начинает шататься. Шиллер серьёзно задумался и... Далее было снято ещё несколько дублей застольных сцен без каких-либо продуктовых потерь. Думаете, массовка устала и наелась смачных деликатесов? Ничего подобного. Просто молодой режиссёр проявил находчивость. К четвёртому дублю весь вкусный реквизит он опрыскал из пульверизатора... керосином! Все яства мгновенно стали несъедобными (за исключением тех, которые употреблялись на крупных планах), но визуально смотрелись отлично. Сцены застолий были сняты, а режиссёр-дебютант получил благодарность от руководства студии за работу. Недовольна осталась только массовка. Роботом и… звездолётом!
Настоящие мастера-кулинары способны сделать из продуктов совершенно невероятные вещи, которые зритель принимает за неудобоваримые: съедобные микрофоны, шляпы, ботинки и т.д. Но всё это было сугубо «земным». В 1979 году киношная еда вырвалась в космос! Ныне мало кому известно, но в одной из знаменитых сцен фантастического триллера «Чужой» Ридли Скотта, где из надреза сустава инопланетной твари потекла сильнейшая кислота и начала разъедать и прожигать металлическое покрытие палуб космического корабля «Ностромо», использовались крупные... кондитерские изделия! Металлический пол был изготовлен из... вафель! На него текла подкрашенная газировка, и вафли эффектно разъедались. Продукты использовались и в известной сцене, где у коварного Эша отлетала голова и становилось ясно, что он робот, вместо крови у которого белая «технологическая» жидкость. Актёр Йен Хольм щедро лил изо рта… молоко. На протяжении съёмок эпизода ему пришлось употребить более 12 литров. Зритель даже не подозревает о таких гастрономических «спецэффектах». Так, муляж головы Эша был нашпигован кроме пластмассовых трубок... варёными спагетти и кольцами репчатого лука! Каша «по-джентльменски»
Привычные съедобные продукты, как я уже отмечал, на экране могут исполнять роли абсолютно несъедобных вещей и даже жидкостей. Доцент, Хмырь, Косой и Василий Алибабаевич в «Джентльменах удачи» бегут из тюрьмы в цистернах, наполняемых раствором цемента, но погружать знаменитых артистов в настоящий стройматериал режиссёр А. Серый побоялся, и тогда цементом стала подкрашенная… манная каша. Однако она оказалась хороша только в горячем виде, а когда остывала, превращалась в комки. Поэтому консультанты картины придумали новый состав и смешали кашу с мукой и пивом. Получившийся «цемент» смотрелся как настоящий. Актёры спокойно в нём искупались, за исключением Савелия Крамарова – его долго уговаривали, поскольку он категорически отказывался залезать в цистерну из-за клаустрофобии. В киношной среде упорно ходил (и ходит поныне) слух о том, что режиссёр Гайдай выдавал за каждый придуманный смешной гэг или трюк по бутылке шампанского. Оказалось, что это чистая выдумка. Но! Бывалый – Евгений Моргунов – всю жизнь это оспаривал. «Для Гайдая было главное, чтобы мы придумывали трюки. За каждый он предлагал нам по одной «противотанковой» с «шипучкой», – любил вспоминать Евгений Александрович. – Никулин заработал в «Кавказской пленнице» 24 штуки. Я – 18. А Вицин – лишь одни «пузырь». Потому что он страшно не любил шампанское, как и пиво, и винцо, и водяру. Гоша любил сдавать посуду...» Сергей БАЛАХНИН |