Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Крик души
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Мир вашему дому!
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Карикатуризм и цинизм
АКТУАЛЬНО
    Безработица. Мифы и реалии
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Преодолевая границы
РЕПОРТАЖ НЕДЕЛИ
    Отчитались и выбрали
Возвращаясь к публикации
    Ямкун отстояли!
МИЛОСЕРДИЕ
    Глеб – значит «охраняемый Богом»
    Протяни руку помощи!
1941-1945
    Возмездие
ТелеМАНИЯ
    Индеец №1 по имени Гойко
РОДНАЯ СТОРОНКА
    Земля для казаков, тунгусов, бурят!
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
ФАЗЕНДА
    Кухни мира
    Хозяйке на заметку
Выпуск № 48 от 24.11.2015 г.
Земля для казаков, тунгусов, бурят!
Сёла Курунзулай, Олдонда находятся недалеко друг от друга среди вековых гор причудливой красоты, приглядевшись к которым, невольно взираешь на склоны, балки, распадки, поросшие в низинах тальником, ёрником, лесом. Природа, кажется, исполнив чей-то заказ, создала это великолепие.
Аптека в поле и зимовья для кур…
    Ранней весной кругом появляются подснежники среди весенних проталин, дополняя красоту гор. И невольная радость наполняет душу и, приходит мысль: до чего же красивы здешние места. Среди горных ложбин в редколесье растут цветы Иван-чай, зверобой – целебные.
    Несравненно красив в здешних местах – рододендрон, покрывающий склоны гор, ложбины, несёт радость, восхищение своими светло-лиловыми, пурпурными бутонами цветов. Чуть дальше от Курунзулая в сторону Алек-Завода, растут ещё прекраснее цветы – пионы (Марьины коренья). Цветы крупные белые с фиолетовым оттенком наполняют сады в Курунзулае.
    Народ здешних курунзулайских мест издавна строил добротные дома, в большинстве пятистенки. Старые люди знали, что строевой лес надо было брать с северной стороны: дома будут долговечнее, добротнее, никакого грибка в доме не будет.
    Брёвна для полов, потолка пилили пополам. В домах были большие погреба. Особенностью быта было то, что под домами делали специальные помещения, где зимовали мелкие животные, птица, пчёлы. Рядом с домами строили двухъярусные амбары с встроенной лестницей. Изгородь была добротная, ворота, ставни, наличники окон резные. Дома строили на века. И сейчас ещё в наше время сохранились многие дома, которым более ста лет.
    
Быль и легенда
    Сёла Курунзулай, Олдонда были казачьими. Казаки несли службу в сёлах, на сторожевых постах. Станица Курунзулай – казачья, примерно с 1739 года, село, как и некоторые сёла округи, носит название связанное с бурятско-монгольским языком. А в давние времена здесь проживали семьи тунгусов, дауров, бурят. Они занимались скотоводством, охотой, собиранием лекарственных трав, даров леса: ягод, грибов. Название села связано с рядом легенд. Одна легенда гласит: бурятско-монгольская девушка Бальженим Хатан скакала на диком кауром (хурын) коне среди пади густого леса, где было много глухарей (хуры). Хуры устраивали залан (токовали). Возможно, Курунзулай произошло от названия Хурын-Залан.
    В продолжении легенды есть и то, что в той пади бы убит каурый жеребец Крин-Заран, на котором девушка спасалась от погони мужа – деспота.
    Красивая природа села Курунзулай! Ещё красивее в совсем недалеко находящемся селе Олдонда. Селения окружают вековые деревья, раскинув вширь ветви, берёзы, как девушки-красавицы в сарафанах, с нарядными серёжками. С дерева на дерево перелетают дятлы, кукушки отсчитывают годы... Звенят трели птиц. И всё это оживает с восходом солнца, хотя лучи солнца едва проникают сквозь заросли деревьев, кустарников. Лес таит в себе много неожиданностей: в глубокой чаще проносится стая диких кабанов, вздрагивая, пробегает грациозная косуля, стремительно проскакивает перепуганный заяц. Сердце замирает, видя пасущихся в глубине леса на поляне изюбриху с телёнком. А какая радость увидеть взметающихся в небо даурских журавлей.
    По преданиям, в средние века со стороны Кондуя (раньше селение называлось Конуй), через лесной массив, напрямую тропами мимо «Волчьей пади» в наше селение нередко наведывались лазутчики баскаки, но добыча не представляла для них особого интереса, убирались прочь в Конуй (Узкую падь). Позже здесь жили тунгусы. У них был медный рудник, и в сопке, недалеко от Курунзулая, сохранились остатки этой шахты. К сожалению, доменная печь была разрушена. 
    В пади Курени тунгусы добывали древесный уголь. Рудник со временем истощился, тунгусы покинули эти места, хотя в горах на большой глубине много меди. В наше время геологи обнаружили крупные месторождения полезных ископаемых. В округе тоже немало. Хотелось бы акцентировать внимание на селе Конуй (Кондуй). Здесь в давние-давние времена был красивый дворец, позднее появилось городище. Кондуйский городок – остатки усадьбы монгольских ореадалов. Археологи вскрыли остатки дворца, площадь которого около трёх тысяч квадратных километров. Дворец возвышался на двухметровой насыпной платформе, окружённый двухъярусной террасой и пандусами. На нижней террасе брусья балюстрады опирались на каменные изваяния драконов. В центральном зале, большом площадью, стояли деревянные колонны на гранитных базах. Кровля дворца была многоярусной и покрывалась черепицей, украшение было рельефное с фигурами драконов, птиц и зверей – всё было окрашено светло-красной, бордовой охрой.
    В районе с. Цаган-Олуй (в переводе «Белое облако») есть тоже исторический памятник – древний живописный скальный массив. Здесь находится древнее святилище копчил. Археологами обнаружено захоронение человека, с останками которого найдены наконечник, железный нож и каменные орудия труда.
    
Сёла от начала и до…
    Село Кондуй возникло примерно в 1773 году, Шоноктуй в 1764 году, Цаган-Олуй основано примерно в 1720 году, как пограничный пост, населено было казаками и тунгусами, а село Шоноктуй стоит на месте бурятского и тунгусского поселений.
    В 1806 году в Кондуе построили каменный казанский храм в центре села. У храма лежат железные плиты с надписями. По всей вероятности могилы.
    Стены храма привезли с развалин Кондуйского городка. Церковь украсили декорациями гранитных драконов. Храм освятили во имя казанской иконы Божьей матери и святых мучеников Кирилла и Улиты. К радости селян, церковь в наше время в плане реставрации. С этой надеждой живут все люди края. Конечно, мы, курунзулайцы. 
    Церковь – достопримечательность, символ села. Само село Кондуй ухожено, большое, как и село Цаган-Олуй, находится в живописном месте.
    У нас также есть деревянная церковь. Старожилы говорили, что построена она без единого гвоздя в 1895 году, от времени полуразрушена внутри, а крепко ещё стоит на высоком фундаменте. Она привлекает внимание проезжающих мимо села людей. Но мало кто знает, что этот Спасско-Преображенский храм терпеливо ждёт уже десятки лет реставрации. Каждый курунзулаец скажет, что наша церковь тоже достопримечательность, символ села.
    Сельчане мечтают о её восстановлении. Реально ли это? Возможно. Разрушается не только церковь, но и всё село и происходит это буквально на глазах. Не в лучшем состоянии с. Шоноктуй, Олдонда. И это не удивительно. Уже с карты нашего края исчезли многие сёла. Очень грустно видеть, как уходили и уходят люди из Курунзулая, Олдонды, живут на чужбине, оставив могилы предков.
    Не стоит удивляться, если через десятки лет село Курунзулай уйдёт в историю, в воспоминания. Здания села превращены в руины.
    А ведь Курунзулай – оплот партизанского движения в Забайкалье (1918-1920 гг). Здесь была организована когда-то Алтагачанская коммуна, отсюда родом и прославленный герой Гражданской войны Макар Якимов, памятник которому стоит у разваленного бывшего сельского Дома культуры, но ухожен сельчанами. 
    
Лихолетье гражданской 
    Каждый приезжающий в Курунзулай обращает внимание на обилие памятников в селе в память о событиях, происходивших здесь во времена лихолетья гражданской войны.
    И, если бы церковь заговорила, она бы рассказала о тех страшных временах, когда партизаны сражались против бандитов-семёновцев. Победили! Но какой ценой?
    В 1918 году семёновцы бесчинствовали в с. Курунзулай, глумились бандиты над жителями станицы, сочувствовавшим партизанам, издевались, расстреливали, сжигали дома. Приговор о сожжении большевистских домов приводили в исполнение на глазах у всех жителей станицы. Пылали, как костры, избы, амбары, дворы. Народ охватил ужас, когда бандиты, с диким криком размахивая плётками, носились по станице, заставляя людей сжигать хлеб. Это был произвол атамановщины. Командующий амурским и забайкальским фронтами. Дмитрий Шилов призвал весь народ к борьбе с семёновцами. Появляться стали в крае «Лесные коммуны», одна коммуна появилась в с. Курунзулай в пади «Алтагачан». Начало этой коммуне положила группа из восемнадцати борзинских и шахтаминских рабочих, в последствии выросшей в многочисленный отряд повстанцев. В отряд вступил Макар Якимов, казаки Онон-Борзи, Нижнего Гирюнино. Отряд был назван первым кавалерийским партизанским полком. Вот так начался путь прославленного полководца Макара Якимова. В боях за Курунзулай 29.03.1919 года он командовал взводом коммунаров. Позже отряд возглавил Павел Николаевич Журавлёв, уроженец с. Алек-Завод. В апреле 1919 года Журавлёв был избран командиром партизанского соединения в составе четырёх полков, а к осени на базе этого соединения под командованием Журавлёва развернулась партизанская армия. 
    В июне 1919 года один из полков, возглавляемый Макаром Якимовым начал свой рейд по глубоким тылам противника в полном составе или отдельными небольшими отрядами в самых неожиданных местах, наводя на семёновцев панический страх, показав командирскую закалку и настоящий полководческий талант. Был  такой случай в с. Александровский Завод. Здесь находился большой отряд вооружённых семёновских егерей, выбить который партизаны не смогли. Семёновцы бесчинствовали в селе, грабили, убивали жителей, пороли шомполами и нагайками, даже стариков и подростков. Разведчики и партизаны доложили об этом Якимову. Полк командира пришёл на помощь, арестовали на рассвете егерей, большую часть семёновцев уничтожили, остальные бандиты бежали. Партизанам достались большие трофеи: лошади, обозы с военным снаряжением и боеприпасами.
    Во время установления Советской власти (а её восстановление началось именно здесь, в Курунзулае-авт.) Макар Якимов был активным борцом, имел полководческие и воинские способности. Причиной гибели героя стали репрессии. В 1937 году он был арестован и погиб «как враг народа» в застенках тюрьмы от рук палачей. Ещё в 1929 году он принимал участие на КЦЖД. Где палачи закопали героя Макара Якимова? Никто не знает. Но все будут знать, что родился, вырос, возмужал в старинной станице Курунзулай в семье бедного казака. Имена героев останутся в памяти потомков. Жаль, что никогда не встанут из братских могил партизаны-алтаганцы полюбоваться природой родного края….
    Удивиться тому, что имеют сейчас их потомки. За это ли они боролись? «Казачье село Курунзулай должно быть золотыми буквами записано в книге истории Гражданской войны на Дальнем Востоке, - писал когда-то Д.С. Шилов. Село Курунзулай отдало этой героической борьбе 2,5 года (1918-1920 гг.). Дома сожжены, люди в большей части погибли в боях или под пытками палачей».
    Погибли за что?!
    
С надеждой на лучшее
    А всем людям села хотелось бы надеяться на лучшее. Главное, уделить большое внимание селу, людям села. Провели ведь железную дорогу от Борзи до Газимурского Завода, далее до Лугокана к месторождениям полезных ископаемых, и проходит она в 18 км. от Курунзулая.
    Обидно, в былые времена, в 60-е годы в селе был детский дом, интернат, средняя школа, в которой учились и жили дети окрестных сёл, т.к. здесь была единственная средняя школа. В эти же годы была и участковая больница, роддом. В 1992 году построили современную трёхэтажную школу, которую долгие годы ждали. В 2007 году провели реструктуризацию, закрыли. И стоит теперь бывшая средняя школа, как памятник, стоит сиротливо, медленно разрушаясь. А в двухквартирном доме, рядом за этой школой, обучаются дети начальной школы. Значит, село ещё дышит. Если бы в современном здании средней школы открыли соц.центр, люди бы вздохнули, были бы рабочие места. Народ, глядя на это здание, живёт в надежде на перемены к лучшему. Какое это было бы счастье!
    Пётр ГОРКОВЕНКО, с. Курунзулай Борзинского района
Яндекс цитирования