Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ХОЧУ СКАЗАТЬ
    Нам жизнь дана на добрые дела
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО
    Они сражались за Родину!
УГОЛКИ ЗЕМЛИ РОДНОЙ
    Унда
ЗДОРОВЬЕ
    Хороший врач – всегда исследователь
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Виктор ЯКИМОВ: «Задача – увеличить экспорт!»
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Быть или не быть России?
ТелеМАНИЯ
    Кинокриминал. Часть 2
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    От костяных гарпунов к браконьерской остроге
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Помой посуду!
ВЫХОД В СВЕТ
    «Фокусы-покусы» на читинской сцене
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    «Наша жизнь – сплошная философия»
ПРОШУ СЛОВА!
    К 90-летию учёного
ЖИВУТ ЖЕ ЛЮДИ
    В доме своей мечты
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    Плакать некогда, помогать надо!
ФАЗЕНДА
    Литературная гостиная
    Дачнику на заметку
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
ПОТРЕБИТЕЛЬ
    Вкусно пахнет колбасой
Выпуск № 5 от 29.01.2019 г.
Кинокриминал. Часть 2
Как «фабрика грёз» воровала всерьёз, а СССР не принимал мер
Нелицеприятные страницы истории мировой «фабрики грёз», о которых за океаном лишний раз предпочитают помалкивать. Сегодня мы продолжаем расследовать преступления Голливуда против могучей кино-супердержавы – СССР.
Дело №3: «Похищение «Неба»
(Том 1-й. «Русский Марс»)

    В 1959 году студия им. Довженко во главе с командирами-режиссёрами Александром Козыревым и Михаилом Карюковым осуществило первый серьёзный пилотируемый полёт к планете Марс в новейшей научно-фантастической картине «Небо зовёт».
    Вкратце сюжет фильма. Экипаж советских космонавтов, находясь на орбитальной станции, где собран и пристыкован их корабль «Родина», ожидают команды к старту. На эту же станцию прибывает корабль США «Тайфун», имеющий такие же планы насчёт покорения красной планеты. Пытаясь опередить Советы, американцы стартуют раньше и вскоре терпят крушение. Стартовавшая к тому времени «Родина» меняет курс, чтобы спасти их. Им это удаётся, но теперь запасов горючего на корабле не хватит, чтобы добраться до Марса, и поэтому космонавтам приходится совершить вынужденную посадку на астероид Икар. Земля выручает своих героев, отправляя им сначала грузовой танкер-беспилотник с запасом топлива, а потом ещё одного космонавта...
    Блестящие комбинированные съёмки, реалистические макеты и декорации космических кораблей (включая массу различной бортовой аппаратуры) и станций, скафандры, пейзажи космоса и планет... Да и сам сюжет был динамичным и напряжённым – отчасти этакий «Аполлон-13» Р. Ховарда (1995), но от 1959 года и гораздо более зрелищный. Картина «Небо зовёт» с восторгом принималась зрителями и жюри различных международных фестивалей.
    
Дело №3 «Похищение «Неба»
(Том 2-й. «Нерусский Марс»)

    На следующий год после премьерных показов в СССР, а затем в целом ряде европейских стран лента «Небо зовёт» была куплена для проката в США нашим старым знакомым – американским продюсером, режиссёром и киножуликом Роджером У. Корманом. Дальше с советским фильмом произошло то, что и с его зрелищными «земляками» – картинами «Садко» и «Илья Муромец»: его безжалостно «американизировали». Киновивисектором был вновь назначен уже поднаторевший в варварских и в общем-то преступных перемонтажах чужой кинопродукции, будущий знаменитый режиссёр («Крёстный отец», «Апокалипсис сегодня»), молодой Фрэнсис Форд Коппола. На пару с Корманом они безжалостно удалили всю «антиамериканскую пропаганду», посадили уже не космонавтов, а астронавтов на Марс, досняв эпизоды битвы марсианских монстров (ну не могли американцы не показать на других планетах каких-нибудь чудовищ). Действие фильма перенесли в более отдалённое будущее, где после ядерной войны Земля разделена на две части: «Север» и «Юг». О Советском Союзе в новой «адаптации» «Неба зовёт» и речи не было.
    Дав новоиспечённой картине «вылежаться» ещё год, её с помпой выпустила в 1962-м кинокомпания American International Pictures под названием «Битва за пределами Солнца» (англ. Battle Beyond the Sun – см. иллюстрацию справа внизу) и собрала немалую кассу. Простодушный американский зритель так и не догадался, что космическую «Битву» с захватывающими спецэффектами сняли «проклятые Советы».
    Пострадавшая сторона – СССР – на откровенное воровство фильма отреагировала... никак!
    Последствия для преступной стороны – никаких последствий.
    
    Приложение к Делу №3
    В 1968 году в США вышла легендарная «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика. В целом ряде сцен с интерьерами, макетами космических кораблей и пейзажами Луны были использованы рисунки и графические решения из фильмов «Небо зовёт» и «Дорога к звёздам» (1957, реж. П. Клушанцев), созданные советским художником-фантастом Юрием Швецом. К чести великого киномэтра Кубрика, он никогда не скрывал того факта, что вдохновлялся работами советских кинематографистов, восхищаясь их невероятной фантазией и техникой комбинированных съёмок.
    
Дело №4. Космическо-планетарный гоп-стоп
(Том 1-й. «Десант на планету Бурь»)

    Пока американские киноделяги в 1962 году стремительно выкачивали из ворованного импортного «Неба» доллары, советские кинематографисты 14 апреля преподнесли всему миру новую киносенсацию – великолепную, с ещё более крутым сюжетом и «спецэффектами», научно-фантастическую картину «Планета бурь», поставленную в 1961 году на «Леннаучфильме» великим мастером космических комбинированных съёмок и космического научно-популярного кино Павлом Клушанцевым.
    В этом фильме экспедиция на кораблях «Капелла», «Сириус» и «Вега» отправляются к Венере. На подходе к планете от метеорита гибнет «Капелла». Оставшиеся в живых на «Сириусе» готовят высадку на Венеру на «шаттле», неприспособленном к такой нагрузке (русский космонавт и американец со своим роботом – Железным Джоном). Третий человек – девушка, остаётся на борту. Космодесантники высаживаются на планету – и там исчезают. На выручку спешит корабль «Вега» с тремя космонавтами и садится на Венеру…
    Раскупленная десятками стран мира «Планета» имела грандиозный успех не только у зрителей, западно-европейской критики, но и у кинематографистов дальнего зарубежья. Фильм Клушанцева заставлял восторгаться и озадачивал одновременно, поскольку большинство спецэффектов и присутствие «космической» техники, невесомости в кадре ставило в полный тупик зарубежных киноспециалистов, заставляя их изрядно мучиться: «Как это сделано?»
    Голливуд с чёрной завистью смотрел на новую советскую космическую киносенсацию – повторить такое ему было явно не под силу. «Фабрика грёз» безнадёжно отставала. Выход был один. Проверенный... Украсть!
    
Дело №4. Космическо-планетарный гоп-стоп
(Том 2-й. «Как Венера стала доисторической»)

    На «дело» опять привлекли проверенного киножульмана «в законе» мистера Кормана и отправили на кинофестиваль в Югославию, где он впервые увидел «Планету бурь». Пройдоха убедился лично, что Голливуду снять подобное просто не под силу. Чтобы лишний раз не светить фамилию Кормана, договор на право проката фильма осуществило подставное лицо.
    Когда картина оказалась за океаном, Корман вновь хотел использовать «творчество» своего молодого подельника – Копполы. Однако советская «Планета» представляла собой уже не просто фильм, а настоящий «блокбастер», и силы для превращения её в «американскую» требовались куда более серьёзные. В «дело» взяли режиссёра Кёртиса Харрингтона («Мата Хари», 1995). Тот отснял несколько дополнительных сцен с американскими актёрами и заменил ими некоторые сцены фильма так, чтобы казалось, что фильм был сделан в Голливуде.
    В 1965 году «новая» картина «производства» США под названием «Путешествие на доисторическую планету» вышла на экраны. «Адаптация» советского фильма смотрелась уже по-американски (см. заставку-иллюстрацию).
    
Дело №4. Космическо-планетарный гоп-стоп
(Том 3-й. «Венера – женская планета»)

    Хитроумный «пахан» Р. Корман твёрдо знал, что с «Планеты бурь» Советов можно отхватить ещё один лакомый финансовый и престижный кусок. И опытный киновор-рецидивист решил рискнуть ещё! Но на этот раз он сделал ставку на знаменитость – режиссёра Питера Богдановича. И Богданович взялся довести «до ума» советский фильм и его недавнюю американскую «адаптацию». Первое, что он сделал, – внял замечанию Кормана: «У русских в фильме мало женщин!» (всего одна девушка-космонавт).
    Богданович нанял стайку актрис, нарядил их в микроскопические бикини и снял несколько сцен с ними на морском берегу. Все эти дамочки изображали женщин-венерианок, а так как невозможно было их вставить в сцены оригинального фильма, то предполагалось, что венерианки будут «взаимодействовать» с космонавтами телепатически.
    И вот, уже спустя три года (это чтобы зритель успел слегка подзабыть первую «адаптацию»), в 1968-м на экраны США вышел «новый» «американский» блокбастер «Путешествие на планету доисторических женщин». Фильм рассказывал о полёте трех космических кораблей на планету Венера. На пути к опасной планете один из кораблей проводил чертовски реалистично выглядящую дозаправку горючим на орбитальной станции. Сия сцена была «стараниями» Богдановича полностью позаимствована из другого фантастического советского фильма, о котором мы уже сегодня упоминали, – «Небо зовёт». В боевике Богдановича станция приобрела название «Космическая станция Соединённых Штатов «Техас».
    Если русские надписи на борту станции ещё смогли искусно заретушировать, то красные звёзды на стабилизаторах космических кораблей стереть голливудским мошенникам не удалось. Так и бороздили просторы американского кинокосмоса краснозвёздные космолёты. Денежки потекли рекой Корману и его подельникам, а престиж американского зрелищного кино явно укрепился.
    В следующей «Телемании» – заключительная часть нашего расследования преступных действий (кражи и плагиат) США против СССР…
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования