На двух берегах Унды Побывав в школьном музее Ундино-Поселья, утешила себя известной мудростью: «У того, кто не помнит и не знает прошлого, нет будущего». Сельское хранилище, расположенное в одной классной комнате, конечно, достойно современных экспозиций и большего помещения, отдельный вопрос – где взять средства. Но только ценность его от этого никак не стала меньше. Ну где вы сможете увидеть череп шерстистого носорога, бивни мамонта или керосиновую лампу Брюнера, привезённую когда-то в забайкальское село аж из Варшавы?! Или открыть простую тетрадь с выписками из госархива, где найдёшь свою родословную.
Окончание. Начало в № 40
С интересом и результатом
В школьном дворе шёл обычный урок физической культуры, и шестиклассники увлечённо играли в лапту под руководством Александра Николаевича Фёдорова. Шестиклассники непростые – призёры краевых состязаний по русской лапте. Но не только этим славятся ундинопосельские ребятишки. Освоили тут и регби, не один раз побывали на международных соревнованиях в Красноярске, да и по другим видам спорта марку держат. Сельская школа входила в число призёров по результатам краевых президентских состязаний. Александр Николаевич – выпускник ундинопосельской школы, и только тот факт, что удаётся ему вывозить деревенских ребятишек за пределы края, заставляет удивляться: расходы, хлопоты для большинства сейчас – непреодолимое препятствие. Школа встречает теплом и уютом: посчастливилось с ремонтом и заменой окон; вокруг – только пластик, и здание тёплое. Попали и в программу по ремонту спортивных залов сельских школ. Во дворе идут работы по обустройству тёплого туалета – требование министерства образования, что для многих директоров сельских школ стало очередной головоломкой. Завуч Тамара Степановна Нестерова – из соседнего села Матусово, но в Ундино-Поселье уже 28 лет. «У нас больше половины учителей – выпускники этой школы. Я сюда пришла в 1990 году, были параллели по 25 человек в классе, а сейчас всего 123 человека. Здесь всегда было интересно работать. До сих пор благодарна моим наставникам – Тамаре Александровне Алямовской, Галине Гавриловне Котельниковой, Нине Ивановне Филипповой. Мы и сейчас стараемся, чтобы дети в школе развивались, у нас больше 20 кружков и секций. Можно заняться хореографией или шахматами (по этому виду спорта наши частенько попадают в число призёров, есть даже юношеские разряды). Сейчас работаем над тем, чтобы появился в школе кружок робототехники. Результатами ЕГЭ мы тоже довольны: в 2015 году наш выпускник набрал 100 баллов по русскому языку, в прошлом году у двоих был показатель в 98 баллов – Елена Валерьевна Ушакова и Татьяна Николаевна Скрипченко готовили. Радуемся, что наши ребятишки успешно поступают на бюджетные места в высших учебных заведениях. Большого дефицита педагогов нет, только учитель английского из Матусово приезжает. У нас же 9 детей из Новоивановки и Матусово на подвозе. Вот так и работаем. Надеемся, что будет нам замена. Сейчас уже наши выпускники Таня Коренева и Оля Котельникова вернулись в школу как педагоги». …Как и в большинстве забайкальских сёл, школа предстала единственным островком надежд, что вдруг да придут сюда перемены, снова закипит жизнь, появится работа, и вернётся позабытый уклад, где каждый при деле. Здесь вся биография
Чем ещё отличается Ундино-Поселье, так это школьным музеем. Правда школьным его назвать трудно: тут вся «биография» старинного села на берегах Унды хранится. Ирина Евгеньевна Градова, что заведует сельским хранилищем, в деталях помнит начало. Тогда она, семиклассница, вместе с другими ребятишками обходила почти каждый дом, собирая информацию об односельчанах-участниках Великой Отечественной войны. Приближалось 30-летие со Дня Победы, к этой дате в селе создавали мемориальную зону. «В те годы этим делом руководил учитель географии Михаил Иванович Филиппов, после него музей принял Евгений Леонидович Алямовский. Теперь у нас тут несколько отделов: это странички истории Забайкалья, становление села, археологический и минералогический отделы. Конечно, история колхоза «Победа», наши орденоносцы и таланты – их на ундинопосельской земле было немало. Наверное, эти начинания в школе и стали толчком к выбору специальности – учитель истории и обществознания. Работать я начала в 1982 году, и Евгений Леонидович, уходя, всё мне и передал», – начинает разговор Ирина Евгеньевна, и мы задерживаемся у необычного стенда с названием «Человек, для которого мир не был чёрно-белым». Здесь – работы из дерева заслуженного врача РСФСР Владимира Петровича Савватеева, что когда-то жил в селе. «Царь лекарств», «Хиросима», деревянный барельев ещё одного таланта, что оставил свой след. Это заслуженный деятель культуры Виктор Иннокентьевич Жарихин. Человек, с лёгкой руки которого запело село. Ещё живы люди, что пели в сельском хоре, который был хорошо известен в области. Не только врачи и культработники творили в Ундино-Поселье. Хранятся тут и работы простого чабана Николая Алексеевича Макарова. «Портрет бабушки» в своё время даже на выставке в областном центре побывал, в музее две его авторских работы. Вторая – гравюрная «Генерал Топтыгин». «Рисовал акварелью и маслом, школьницей я бывала у них дома и видела много картин», – вспоминает Ирина Евгеньевна. Мы стоим у самой большой экспозиции, посвящённой истории колхоза «Победа». В центре – легенда Ундино-Поселья Андрей Петрович Десятник. Человек, которого жизнь забросила в Забайкалье из гоголевского Миргорода. В 1953 году, благодаря движению тридцатипятитысячников, приехал он в Ундино-Поселье. Здесь тогда было пять колхозов, а шестой – в селе Джида, что в 15 километрах. Вот из них и получилась «Победа». За 18 лет председательства Андрея Петровича стала «Победа» передовым и уникальным хозяйством. Умелое руководство да трудолюбие ундинопосельцев были главным секретом того успеха. В колхозе тогда даже такое ремесло, как выделка кож, не забросили. Не случись тех страшных перемен, носить бы забайкальцам ундинопосельские дублёнки. В музее портрет Десятника во весь рост – в центре. «Художнику заказывали», – говорит Ирина Евгеньевна и показывает два знамени: одно колхозное – не для парадов, и то, к которому был приколот тот самый орден Ленина. Когда не стало колхоза, оттуда всё передали в музей. Здесь же теперь хранится небольшой архив закрытой сельской участковой больницы. А Ирина Евгеньевна достаёт главную для неё ценность – пожелтевшую от времени тетрадь с информацией из госархива. Эти сведения – подарок землячки Екатерины Александровны Паздниковой. Каллиграфическим почерком прописаны даты и цифры, за которыми кому-то другому пришлось бы бегать по архивам. «По этим записям мы свои родословные открывали, вот моя страничка – показывает моя собеседница. В ровных строчках читаю: «Вдова Васса Пазникова. Дети ея – Устин, Иупп, Григорий, Константин. Устинова жена Гликерия. Дети их – Захарий, Иоанн, Екатерина, Дарья». В самом конце семейной хронологии значится: «Вдова Мария Абрамова». «Мы рассудили, что так в селе в старину было: тех, кто оставался без кормильца, просто брали в другие семьи. Таких примеров в архиве немало, не было тогда домов престарелых, как сейчас», – говорит Ирина Евгеньевна. За долгую историю (через 18 лет Ундино-Поселье отметит 300-летие) случалось тут много интересного. Например, жили предки купцов Морозовых, которые в тридцатых годах попали под волну репрессий и были высланы из села, а когда вернулись, сельский сход вынес им общественный приговор покинуть село. «Их потомки приезжали недавно, девять дней жили; конечно, первым делом в музее побывали», – рассказывает Ирина Евгеньевна. К чему идём?
Последней моей встречей в селе стала встреча с Верой Кузьминичной Лихановой, что 22 года отработала в колхозе шофёром. На вопрос о неожиданном для девчонки выборе ответила: «В шестом классе на уроке физики изучали мы двигатель внутреннего сгорания, и нас повели в колхозные машинно-тракторные мастерские. С тех пор я машинами и заболела. Окончила Балейскую автошколу и начала работать на бортовом ГАЗ-51. Три года в автотранспортном предприятии трудилась, а потом – в колхоз. Тут работы разные: то силос, то поваров на станы везу». Почти 10 лет водила Вера Кузьминична бензовоз до Нерчинска, их в колхозе тогда три было. К тому времени в «Победе» уже хорошие мастерские появились, но при нужде и сама с поломками справлялась. Дорога дилетантов не терпит. А потом поступило от руководства предложение перейти на должность заведующей зернотоком. Долго она не могла от машин оторваться, но пришлось. А в трудном 2004 году выбрали Веру Кузьминичну председателем колхоза. Тогда уже в колхозе остался один дойный гурт, телятник и несколько отар. «Трудно работалось, денег уже не было, работали за натуроплату», – говорит моя собеседница, и разговор переходит на момент сегодняшний. Больных вопросов у Веры Кузьминичны немало. «Был у нас хороший филиал от индивидуального предпринимателя Кибиревой, где работал фармацевт. В той аптеке можно было все лекарства купить. Куда нам теперь без них со своими болячками? Теперь сделали аптечный пункт, где всё не купишь, тут медсестра работает, а фармацевт без работы остался. Вместо больницы – амбулатория, где врача заменил фельдшер, притом один. Когда он в отпуске, вообще медсестра заменяет. Сейчас и ветеринара у нас нет. Это к чему мы идём? Народ теперь злой и нищий. Картошка нынче уродилась, а продать некуда. Удивляет меня и то, что у нас изменили устав поселения, причём сделано это не на сходе. Теперь главу поселения будут избирать из числа депутатов. Получается, народ и от выборов местной власти отстранили?» Отвечая на этот вопрос, обратилась к федеральному закону № 131. Есть тут статья 36, из которой следует, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования (то есть Советом сельского поселения) из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации. Если переосмыслить эту законотворческую абракадабру, то решение совета в Ундино-Поселье законно в том случае, если полномочия сельского Совета не осуществляются сходом граждан. То есть если эти самые граждане на каком-то сходе «сложили» свои полномочия и полностью доверились Совету. В этом вопросе Веры Кузьминичны и надежда на местную власть. Пусть она и с нищим бюджетом, но всё-таки ждут от неё маленьких шагов к улучшению и помощь в решении насущных вопросов. Вера Кузьминична приводит свой пример: сорвало ветром крышу – глава поселения помогла сразу, а вот квартирный вопрос ей не по силам. Предложили ветерану труда замену аварийного жилья, да надежды на то, что там теплее будет, нет. «Здесь у меня хотя бы вода в доме, скважины ещё в колхозное время делали», – комментирует моя собеседница. Ехать ей из Ундино-Поселья некуда, да и добавка к пенсии имеется – хозяйство, огород, как без своего, привычного. Сквозь эту горькую действительность, что опутала забайкальские деревеньки, тёплым лучиком пролились случайно найденные строчки. «Несколько лет назад я вдруг почувствовал, что меня зовёт к себе в гости Забайкалье, моя маленькая родина. Дважды, в 2010 и 2013 годах, мы были в самом начале этого дорогого мне сибирского края, на восточном берегу северного Байкала, в водолечебнице Хакусы. Но проехать дальше никак не удавалось. Хотя по прямой от Хакусов до Балея оставалось меньше 1000 км. Для европейской части России, с её более-менее развитой дорожной сетью, это не расстояние. А в Забайкалье, где прямых дорог (и даже просто направлений) нет, совершить короткое путешествие по указанному маршруту оказалось весьма затруднительно. Возможно, что в следующем 2015 году моя давняя мечта побывать в родных местах может осуществиться. Предварительно этот вопрос на семейном совете уже обсуждён. На северный Байкал не поедем, а отправимся сразу в Балей. Начинаем готовить маршрут». Это откровение потомка ещё одного выходца из Ундино-Поселья – Ивана Степановича Панова, что родился тут в 1904 году и оставил внукам и правнукам воспоминания о своей малой родине. Этой памятью и надеждою пока и живо старинное село на двух берегах Унды. Татьяна Гусева |