«Хищник». История кинолегенды. Часть I ...Стена почти непроходимого зелёного ада – южно-американских джунглей. Адская жара. Адская влажность. Зверьё, ядовитые гады и тучи отвратительных насекомых. Простому человеку здесь не место, если он не вооружён и специально не подготовлен. Но тогда он уже точно обречён и сам становится Добычей, Трофеем, Призом. Именно так – с большой буквы. Ибо в зелёном аду он ступил в охотничьи угодья Нечеловека, известного, как Хищник...
Совсем недавно по всему миру, включая и нашу страну, прошли показы долгожданного сиквела – продолжения одноимённого цикла фильмов «Predator». Речи о финансовой удачности проекта не идёт. Сегодня мы обращаемся непосредственно к его первоисточнику – самой первой киноленте, легенде мирового фантастического кинематографа, известной едва ли не каждому забайкальцу. Сегодня в «Телемании» картина «Хищник» и её история. Рокки буцкает пришельца
Поговаривают, что всё началось с того, что после выхода в 1984 году картины «Рокки 4», где американский супербоксёр Рокки Бальбоа (С. Сталлоне) в финале отбуцкал советского супербоксёра с «типичным» русским именем Иван Драго (Дольф Лундгрен), после чего по Голливуду долгое время ходила шутка, что, мол, Рокки надавал люлей всем на Земле, и ему теперь надо нокаутировать кого-нибудь из космоса. К примеру, инопланетянина из одноимённого фильма С. Спилберга. Начинающие, но весьма продвинутые сценаристы Джим и Джон Томас («Дикий, дикий Запад» (1999), «Миссия на Марс» (2000)), желающие написать какой-нибудь сногсшибательный сценарий фантастического фильма, ухватились за эту шутку всерьёз. Вскоре появилась литературная основа картины, где агрессивный пришелец сражался с крутым землянином один на один, и тот разнёс космического злодея в пух и прах. На «ринг» выходит Арнольд
Сами братья Томас заявляют, что история с голливудской шуткой – лишь забавная выдумка. В реальности они задумали сюжет, где некий союз инопланетных охотников устраивает сафари на людей-землян. Ещё на стадии написания в нём предполагалось участие в главной роли суперзвезды Арнольда Шварценеггера. Сам сценарий назывался «Охотник». Во время обсуждения написанного с Арни сценаристы отказались от противостояния главного героя один на один с Охотником, уж слишком это «разило» сталлоновщиной). В итоге герою-одиночке в качестве подкрепления подкинули отряд соратников-спецназовцев. «Хищный» режиссёр и пришелец № 1
На проект «Охотник» весной 1986 года продюсерами студии «XX век Фокс» было выделено 15 миллионов долларов (на сегодня с учётом инфляции – порядка 33 миллионов), что было не так уж и мало для боевика с сюжетом, который не давал особых гарантий на успех. Ставить фильм доверили по существу дебютанту в зрелищном кино – 36-летнему режиссёру Джону Мактирнану («Крепкий орешек» (1988), «Последний киногерой» (1993), «Афера Томаса Крауна» (1999)). За его плечами был тогда единственный и довольно средний триллер «Кочевники». Большой поклонник фантастики, Мактирнан сразу увидел в пришельце-охотнике этакого неуловимо-быстрого «ниндзя» – хитрого, незаметного и смертоносного. Художники проекта сделали первые наброски (см. иллюстрацию) – невероятно страшную тварь с ногами, имеющими по два сустава (нижние – коленями назад, как у рептилий), длинными руками, клювообразным носом и кошмарной собакообразной головой со здоровенными овальными глазами. Режиссёр был в буйном восторге и потребовал от художника-постановщика проекта воплотить это в реальный костюм. Мактирнан также заявил, что фильм он планирует снимать в самых настоящих дремучих глинистых джунглях Мексики. Продюсеры и члены съёмочной группы содрогнулись, заранее представляя «комфорт» натурных съёмок, но стерпели творческие планы режиссёра. В будущем об этой киноэкспедиции будет сказано: «Это не история съёмок фильма. Это история выживания съёмочной группы». Датч, спецназовцы и… бельгиец
Пока шла подготовка к съёмкам, проходил кастинг актёров. В соратники Датча продюсеры подыскали не менее высоких, крепких и мускулистых актёров: Карла Уэзерса (полковник Диллон) (см. фото с Ван Даммом), исполнившего в недавнем прошлом роль боксёра Аполо Крида в картинах «Рокки-3» и «Рокки-4», профессионального рестлера Джесси Вентуру, коренного американца Сонни Лэндхэма (см. фото) и других. Кстати, Сонни был «боевым» не только в фильме, но и за кадром – задиристый по природе мистер Лэндхэм был большим любителем подраться, да так, что на съёмочную площадку его пускали только с телохранителем, задачей которого было защищать от Сонни остальных. На роль Охотника пригласили ещё тогда почти никому неизвестного киноединоборца из Европы – 25-летнего Жана-Клода Ван Дамма. Молодой бельгиец прямо таял от мысли, что его партнёром станет сам «железный Арни». Но вскоре Жан-Колд проклял весь проект… Джунглевые кинострадания
Съёмки фильма начались 14 апреля 1986 года. По признанию актёров и всей группы, они были самыми тяжёлыми и изматывающими за всю их карьеру. Просыпаться приходилось около трёх часов утра (или ночи?), чтобы репетировать перед съёмками, поскольку световой день в эту пору в джунглях заканчивался уже после 7–8 вечера. А вокруг было полно насекомых, змей и т.п. В «репетицию» входили и марш-броски актёров-«спецназовцев», которых нещадно гонял вполне реальный армейский офицер. Шварценеггер потерял 11 килограммов веса, как и сам режиссёр – тот из-за плохого питания, поскольку боялся подцепить какую-нибудь болезнь. Мактирнан, кстати, единственный не страдал диареей из-за плохо очищенной воды, что была в местной гостинице. Из Охотника – в Хищника
«Пострадало» и название будущего фильма – уже был отснят ряд сцен «Охотника», как вдруг выяснилось, что картина с таким же названием уже существует (триллер-боевик 1980 года режиссёра Б. Кьюлика), а телевизионщики уже второй год гнали в американский эфир одноимённый сериал. Мактирнан не стал расстраиваться и тут же предложил «Охотника» «перекрестить» в «Хищника», чем вызвал горячее одобрение продюсеров и коллег. Разочарованные
Наконец в конце мая в джунгли был доставлен костюм из резины и пластика теперь уже не Охотника, но Хищника (см. фотоиллюстрацию). Увы, такой эффектно-угрожающий на эскизах и в моделях, в реальности он оказался небольшим, уродливым и жалким. Разочарованию киношников не было предела. Вдобавок выяснилось, что этот уродец имел два сустава на каждой ноге, а значит, актёр не мог двигаться самостоятельно, и его надо было поддерживать сверху на тросах. В условиях джунглей это было почти невозможно. Ван Дамм в джунглях
К прибытию костюма явился на площадку и исполнитель роли Хищника Ван Дамм. Когда костюм был надет на Жана и были сняты первые кадры, честолюбивый бельгиец понял, в какой попал переплёт: во-первых, ходить и бегать ему пришлось при помощи подвесок; во-вторых, в костюме было страшно жарко; в-третьих, он был крайне неповоротливым (как уж здесь покажешь своё искусство восточных единоборств?). И самое главное: честолюбивый Ван Дамм узнал, что за весь фильм он будет в маске Хищника, и его лицо ни разу не мелькнёт в кадре. Фактически его пригласили быть каскадёром инопланетной твари. После съёмок первых сцен бельгийца буквально трясло от злости и негодования, из-под маски пришельца неслось: «Идиотская башка, ненавижу её, ненавижу. Ненавижу!» и ещё кое-что, не очень печатное. Чтобы как-то сорвать злость, бельгиец подрался с одним из каскадёров, заявил, что не собирается быть «ходячим спецэффектом» с «закрытой мордой», и уже на третий день был уволен. Хищно, обезьянисто и… нестрашно
Время шло. Капризного бельгийца заменили... обезьяной, но попытки надеть красный костюм Хищника на примата были встречены горячим протестом последнего, да и скакать по команде людей по джунглям он явно отказывался. Наконец на роль жестокого охотника из космоса нашёлся афроамериканец Кевин Питер Холл – выносливый, работящий парень ростом 2 метра 20 см. А тут ещё режиссёр увидел отснятые материалы: Хищник смотрелся настолько нелепо, смешно и неуклюже, что Мактирнан совсем расстроился: с таким героем фильм из боевика превращался в детскую комедию. Костюм монстра был отправлен на студию. Съёмки приостановили. Проекту грозило закрытие. Режиссёр совсем было приуныл, но вдруг... Но об этом – в следующей нашей встрече. Сергей Балахнин |